Решение по делу № 2-393/2022 от 12.08.2022

УИД: 24RS0036-01-2022-000402-70

Дело № 2-393/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ноября 2022 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Поломаренко К.Д. с участием:

процессуального истца -помощника прокурора Ахтамьяновой Г.Р.

истца Оголенко С.В.

представителя ответчика – администрации п. Раздолинск Кузьмина А.В.

третьего лица Бударова Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявление прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах Оголенко С.В. к администрации п. Раздолинск о возложении обязанности предоставить жилое помещение

установил:

прокурор Мотыгинского района Бородкин П.А. обратился в суд с иском в интересах Оголенко (Бударовой) С.В. к администрации п. Раздолинск о возложении обязанности предоставить Оголенко (Бударовой) С.В. с составом семьи два человека вне очереди благоустроенное, применительно к условиям поселка Раздолинск жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что по обращению Оголенко (Бударовой) С.В. о нарушении ее жилищных прав проведена проверка исполнения администрацией п. Раздолинск жилищного законодательства. Установлено, что Оголенко (Бударова) С.В. на основании договора социального найма от 13.11.2009 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно заключения строительной фирмы «Пирамида», техническое состояние вышеуказанного дома является аварийным. Постановлением главы п. Раздолинск № 255 от 18.12.2017 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу» <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением главы п. Раздолинск № 23 от 28.07.2022 «О принятии на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма семью Бударовой С.В.» Бударова С.В. с составом семьи два человека принята на учет на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма с 28.06.2022, под номером 17. Несмотря на то, что проживание в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания создает угрозу жизни и здоровью граждан проживающих в нем, администрацией п. Раздолинск до настоящего времени другое жилое помещение Оголенко (Бударовой) С.В. не предоставлено, в связи с чем, она вынуждена проживать в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим нормам.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Мотыгинского района Ахтамьянова Г.Р. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, срок исполнения решения считала возможным увеличить до 8-ми месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Истец Оголенко С.В. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора Мотыгинского района, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации п. Раздолинск Кузьмин А.В., действующий по доверенности от 27.04.2022, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, считает, что срока для исполнения решения суда 8 месяцев будет достаточно.

Третье лицо Бударов Н.С. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора Мотыгинского района.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи, с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

При этом, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из указанных норм жилищного законодательства в их взаимосвязи, предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение малоимущего гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 5.03.2009 № 376-О-П, согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных или муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.11.2009 № 1368-0-0, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния, либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Из положений ст. 85 ЖК РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 указанного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Как следует из п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Положениями ч. 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения. жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами, как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Помимо этого, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, признанными аварийными и подлежащими сносу, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления, эта обязанность возложена не него действующим законодательством. Принятие же государственных программ направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района по обращению Оголенко (Бударовой) С.В. о нарушении жилищных прав проведена проверка исполнения администрацией п. Раздолинск жилищного законодательства, в результате которой установлено, что Оголенко С.В. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, проживала в жилом помещении <адрес>.

Из заключения строительной фирмы «Пирамида», следует, что техническое состояние вышеуказанного дома, расположенного по адресу: <адрес>, является аварийным.

14.12.2017 заключением межведомственной комиссии № 1 принято решение о признании многоквартирного деревянного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, поскольку за период эксплуатации строительные конструкции здания (чердачное перекрытие, труба печи <адрес>, тесовое покрытие кровли, часть стропильных балок) находятся в аварийном состоянии и в существующем виде непригодны для эксплуатации, а также представляют опасность для жизни и здоровья людей. Согласно представленного технического паспорта БТИ, физический износ конструкций здания более 16-ти лет назад уже достигал 56%. В настоящее время, физический износ наружных стен более 60%, чердачного перекрытия 61-70%, тесового покрытия кровли – 61-81%, т.е. по совокупности признаков выявленных при обследовании многоквартирный дом является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы п. Раздолинск № 255 от 18.12.2017 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу» <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно журнала регистрации заявлений граждан из домов принятых аварийными и непригодными для проживания, для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениям и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и предоставления выплаты путем возмещения за изъятое жилое помещение, Бударова (Оголенко) С.В. состоит на учёте в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с составом семьи два человека.

Согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при поселковой администрации п. Раздолинск от 28.07.2022, решено семью Бударовой С.В. признать нуждающимся в жилом помещении и постановки на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма администрации <адрес>, у Бударовой С.В. 28.06.2022 возникло право на внеочередное предоставление жилья.

Распоряжением главы п. Раздолинск № 23 от 28.07.2022 «О принятии на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма семью Бударовой С.В.», Бударова (Оголенко) С.В. с составом семьи два человека принята на учет на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма с 28.06.2022, под номером 17.

Несмотря на указанные обстоятельства, до настоящего времени другое жилое помещение администрацией п. Раздолинск Оголенко (Бударовой) С.В. не предоставлено.

Таким образом, у администрации п. Раздолинск возникла обязанность по предоставлению Оголенко (Бударовой) С.В. другого, равнозначного благоустроенного помещения по договору социального найма, которая не предполагает какой-либо очередности.

Кроме этого, обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение восьми месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Мотыгинского района Бородкина П.А., удовлетворить.

Обязать администрацию поселка Раздолинск предоставить Оголенко С.В. с составом семьи два человека вне очереди благоустроенное, применительно к условиям поселка Раздолинск жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в течение 8-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова

Мотивированное решение изготовлено 7.11.2022

2-393/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор в интересах Оголенко (Бударова) Светлана Васильевна
Оголенко (Бударова) Светлана Васильевна
Ответчики
Администрация п. Раздолинск
Другие
Бударов Николай Сергеевич
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Василькова Ирина Михайловна
Дело на странице суда
motig.krk.sudrf.ru
12.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2022Передача материалов судье
17.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
07.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее