Дело № 33а-6243/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 16 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Муратовой С.В., Павловой О.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Малышевой Е.В.,
рассмотрела административное дело № 2а-513/2021 (47RS0016-01-2021-000358-89) по апелляционной жалобе Карлова В.В. на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 07 июня 2021 года по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сосновый Бор Ленинградской области к Карлову В.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам, пени.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения административного ответчика Карлова В.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя административного истца – Корженкова Е.В., действующего на основании доверенности, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сосновый Бор Ленинградской области (далее - ИФНС г. Сосновый Бор) обратилась в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с административным иском к Карлову В.В., с учетом уточнения исковых требований, принятого судом, о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2018 годы в размере 88 913,00 руб., пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 04.05.2021 г. в размере 7 634,65 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 368,00 руб., пени по налогу на имущество в размере 15,88 руб., а всего – 96 931 руб. 53 коп.
В обоснование требований административный истец указал, что Карлов В.В. является плательщиком транспортного налога за 2016, 2018 годы, поскольку являлся в данный налоговый период собственником транспортного средства – автомобиля КРАЙСЛЕР 300С LUXURY SERIES, г.р.з. №, и два месяца 2018 года – собственником автомобиля ИНФИНИТИ QX50 г.р.з. №; а также налога на имущество физических лиц за 2018 год, поскольку в 2018 году являлся собственником доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Административному ответчику было направлено налоговое уведомление № 48085572 от 25.07.2019 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2016, 2018 годы в размере 88 913,00 руб., и налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 368,00 руб. в срок не позднее 02.12.2019 г. В установленный срок исчисленная сумма налога уплачена не была. В связи с неуплатой налога налогоплательщику было направлено требование № 4318 по состоянию на 20.02.2020 г., согласно которому ответчик должен был в срок до 14.04.2020 г. уплатить транспортный налог в размере 88 913,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 1465,59 руб., и налог на имущество в размере 368,00 руб.
Требование об уплате налога налогоплательщиком исполнено не было.
17.07.2020 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 65 г. Сосновый Бор, мировым судьей судебного участка № 64 г. Сосновый Бор Ленинградской области был вынесен судебный приказ в отношении Карлова В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2018 гг. в размере 88 913,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 1465,59 руб., и по налогу на имущество за 2018 год в размере 368,00 руб., который был отменен определением от 10.08.2020 г., в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции административным ответчиком исковые требования признаны не были. Ответчик начисление транспортного налога полагал необоснованным, поскольку является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, имеет удостоверение, предоставляющее право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обжалуемым решением от 07.06.2021 г. Сосновоборский городской суд Ленинградской области удовлетворил административные исковые требования ИФНС г. Сосновый Бор, взыскал с Карлова В.В. задолженность по транспортному налогу за 2016, 2018 годы в размере 88 913,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 7 634,65 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 368,00 руб., пени по налогу на имущество в размере 15,88 руб., а всего – 96 931 руб. 53 коп. Также суд взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 107,95 руб. (л.д. 62-69).
В апелляционной жалобе административный ответчик Карлов В.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении требования о взыскании задолженности по транспортному налогу, судом не было учтено, что административный ответчик, являющийся ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, должен быть освобожден от уплаты транспортного налога на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе, освобожден от уплаты государственной пошлины (л.д. 76, 77).
Явившийся в суд апелляционной инстанции административный ответчик Карлов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагал решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, Карлов В.В. являлся в 2016, 2018 годах собственником транспортного средства – автомобиля КРАЙСЛЕР 300С LUXURY SERIES, г.р.з. №, и два месяца 2018 года – собственником автомобиля ИНФИНИТИ QX50 г.р.з. №, а также в 2018 году являлся собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 11, 12).
Карлову В.В. было направлено налоговое уведомление № 48085572 от 25.07.2019 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2016, 2018 годы в размере 88 913,00 руб., и налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 368,00 руб. в срок не позднее 02.12.2019 г. (л.д. 15-17).
В установленный срок исчисленная сумма налога уплачена не была, в связи с чем налогоплательщику было направлено требование № 4318 по состоянию на 20.02.2020 г., согласно которому Карлов В.В. должен был в срок до 14.04.2020 г. уплатить транспортный налог в размере 88 913,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 1465,59 руб., и налог на имущество в размере 368,00 руб. (л.д. 19, 20, 22).
Требование об уплате налога налогоплательщиком исполнено не было.
17.07.2020 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 65 г. Сосновый Бор, мировым судьей судебного участка № 64 г. Сосновый Бор Ленинградской области был вынесен судебный приказ в отношении Карлова В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016, 2018 гг. в размере 88 913,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 1465,59 руб., и по налогу на имущество за 2018 год в размере 368,00 руб., который был отменен определением от 10.08.2020 г., в связи с поступившими возражениями налогоплательщика (л.д. 23, 23 обор.).
Таким образом, последним днем установленного законом шестимесячного срока для подачи административного иска в суд являлся день 10.02.2021 г.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление зарегистрировано за входящим № 154 19.02.2021 г. (л.д. 6).
Согласно ответу административного истца на судебный запрос, административный иск к Карлову В.В. был направлен в Сосновоборский городской суд Ленинградской области электронной почтой 12.02.2021 г. (л.д. 94, 95), т.е. с пропуском шестимесячного срока, однако, ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд административное исковое заявление не содержит, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции также заявлено не было.
Судебная коллегия, поставив в апелляционной инстанции на обсуждение вопрос о причинах пропуска административным истцом срока на обращение в суд с административным иском к Карлову В.В., исследовав и оценив данные обстоятельства, полагает, что административным истцом не представлено доказательств уважительности пропуска установленного пунктом 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока на подачу в суд административного искового заявления со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС г. Сосновый Бор к Карлову В.В., в связи с пропуском обращения в суд без уважительной причины.
Однако, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что доводы апелляционной жалобы Карлова В.В. о том, что он должен быть освобожден от уплаты транспортного налога, поскольку является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, имеющим право на льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являются ошибочными, в связи со следующим.
Карлов В.В. имеет удостоверение, предоставляющее право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (копия на л.д. 58).
Действительно, в соответствии с положениями ст. 15, пунктом 10 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 24.11.1995) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантировалось освобождение от уплаты подоходного налога и всех других видов налогов, а также всех видов пошлин, регистрационного и курортного сборов.
В дальнейшем, Федеральным законом от 17.04.1999 № 79-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было установлено изложить пункт 10 статьи 14 в следующей редакции: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируются льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В соответствии с положениями ст. 15 указанного закона, данные льготы распространяются также на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", была принята новая редакция статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которой пункт о гарантии льгот по уплате налогов и сборов для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, был исключен.
В соответствии с положениями абзаца 1 статьи 3 Областного закона Ленинградской области «О транспортном налоге» № 51-оз от 22 ноября 2002 года в редакции Областного закона Ленинградской области от 27.11.2015 N 125-оз "О внесении изменений в статью 3 областного закона "О транспортном налоге", действовавшей с 01.01.2016 г. и на момент формирования направленного Карлову В.В. налогового уведомления № 48085572 от 25.07.2019 г., от уплаты транспортного налога освобождаются перечисленные категории граждан, в том числе, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за одно транспортное средство (легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 150 лошадиных сил), зарегистрированное на граждан указанной категории.
Как усматривается из материалов дела, принадлежащие Карлову В.В. транспортные средства КРАЙСЛЕР 300С LUXURY SERIES, г.р.з. №, и ИНФИНИТИ QX50 г.р.з. №, на который начислен взыскиваемый налог, имеют налоговую базу 286 л.с. и 249 л.с. соответственно, т.е. более 150 лошадиных сил, в связи с чем, на данные транспортные средства не распространяются положения ст. 3 Областного закона Ленинградской области «О транспортном налоге» № 51-оз об освобождении от уплаты налога.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 07 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сосновый Бор Ленинградской области к Карлову В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016, 2018 год в размере 88.913 руб., пени по транспортному налогу в размере 7.634 руб. 65 коп., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 368 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 15 руб. 88 коп., – отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: <данные изъяты>