Решение по делу № 2а-7210/2020 от 06.10.2020

78RS0005-01-2020-006943-11

Дело № 2а-7210/2020 23 декабря 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кольцовой А.Г.,

при секретаре Мелконян Л.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Калининского района Санкт-Петербурга к Калининскому районному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Санкт-Петербургу об отмене постановления об исполнительском сборе,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Калининского района Санкт-Петербурга обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Калининскому районному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Санкт-Петербургу об отмене постановления об исполнительском сборе от 18.07.2019 года по исполнительному производству № 177500/17/78003-ИП. В обосновании заявленных требований указано, что в производстве Калининского РОСП УФССП по Санкт-Петербургу находится на исполнении исполнительное производство в отношении административного истца возбужденное на основании решения суда по делу 2-2787/2016 предмет исполнения – возложение обязанности в срок до 31.12.2016 организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: Санкт-Петербург, между д. 77 по Полюстровскому пр. и д. 5 по пр. М. Блюхера.

В связи с тем, что административный истец в сроки установленные законом добровольно исполнил требования исполнительного документа полагает взыскание исполнительского сбора противоречащим действующему законодательству и просит освободить от взимания исполнительского сбора.

Представитель административного истца на рассмотрение дела явился, поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика на рассмотрение дела явился, возражений не представил.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и в надлежащей форме путем направления судебных извещений, на рассмотрение дела явились, явку своих представителей обеспечили.

Суд, проверив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц; в силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе от 2.10.2007 N 229-ФЗ, входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 2 Федерального закона от 2.10.2007 № 229-ФЗ определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение требований исполнительных документов.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 2.10.2007 N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Права и обязанности судебных приставов, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Частью 1 статьи 12, статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ закреплено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 4 Федерального закона от 2.10.2007 № 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу частей 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного Закона, которой установлено что, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Исходя из положений части 12 статьи 30 приведенного Федерального закона, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Таким образом, законодательство связывает начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

Как усматривается из материалов исполнительного производства 17750/17/78003-ИП административный истец является должником в исполнительном производстве от 19.10.2019 № 177500/17/78003-ИП по исполнительному листу № ФС № 018386542 от 13.09.2017, выданному Калининским районным судом Санкт-Петербурга по делу № 2-2787/2016, по предмету исполнения: «возложения на администрацию обязанности в срок до 31.12.2016 организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: Санкт-Петербург, между д. 77 по Полюстровскому проспекту ид.5 по пр. М.Блюхера».

18.07.2019 Калининским районным отделом судебных приставов УФССП по Санкт-Петербургу по исполнительному производству № 177500/17/78003-ИП от 19.10.2017 было принято постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 руб. с установленным сроком 18.07.2019.

30.01.2020 по данному постановлению было возбуждено исполнительно производство №35816/20/78003-ИП в отношении административного истца - администрации Калининского района Санкт-Петербурга о взыскании исполнительского сбора в размере 50000руб.

30.09.2020 администрацией Калининского района Санкт-Петербурга получены копии вышеуказанных постановлений Калининского районного отдела судебных приставов УФССП по Санкт-Петербургу.

17.11.2017между подведомственным учреждением Комитета по строительству СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» и АО «Ленпромтранспроект» по результатам проведения открытого конкурса (извещение о проведении открытого конкурса № 0172200002517000183 от 27.09.2017в Единой информационной системе в сфере закупок) заключен контракт № 23/ОК-17 (регистрационный номер контракта 2780902552317000144) на выполнение работ по проектированию инженерной подготовки территории, ограниченной Полюстровским проспектом и проспектом Маршала Блюхера с инженерным и инженерно-транспортным обеспечением со сроком выполнения работ - 10.12.2019.

Данный проект был разработан на основании задания, выданного Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 24.07.2017 № 221-4-10906/17, в соответствии с которым по данному контракту будут выполнены топографо-геодезические, инженерно-геологические и комплексные экологические изыскания в объеме, необходимом для разработки документации, разработан проект рекультивации территории, обеспечено прохождение и получение положительного заключения экспертизы промышленной безопасности по проекту ликвидации опасных производственных объектов (при необходимости).

В 2018 годуадминистрацией Калининского района Санкт-Петербурга заключены контракты №№ 938333, 1089723, 901581 и выполнены работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресам: проспект маршала Блюхера, дом № 7 корпуса 1, 2, 3, дом № 9 корпуса 1, 3, дом № 11 корпус 2, расположенным в продолжении створа между домом № 77 по Полюстровскому проспекту и домом № 5 по проспекту Маршала Блюхера.

15.07.2019 за № 04-14-169/2019-0-0в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга поступило выданное 19.10.2017судебным приставом-исполнителем Аскеровым Т.Ф. оглы постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнению решения Калининского районного суда Санкт-Петербурга по гражданскому делу № 2-2787/2016,которым назначен 5-дневный срок с момента получения копии постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе: об обязании должника - администрацию района в срок до 31.12.2016 организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: Санкт-Петербург, между д.77 по Полюстровскому пр. и д.5 по пр. М. Блюхера.

15.07.2019 за № 04-14-168/2019-0-0в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга поступило выданное судебным приставом-исполнителем Плиткиным М.Ю. требование в 7-дневный срок о предоставлении документов об исполнении требований исполнительного листа ФС 018386542 от 13.09.2017 по делу № 2-2787/2016 об обязании должника - администрацию района в срок до 31.12.2016 организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: Санкт-Петербург, между д.77 по Полюстровскому пр. и д.5 по пр. М. Блюхера.

25.07.2019 за № 04-14-168/19-0-1судебным приставам-исполнителям отдела судебных приставов УФССП по Санкт-Петербургу был направлен обоснованный ответ обисполнении решения Калининского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 2-2787/2016.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», учитывая исполнение решения суда, исполнительное производство №177500/17/78003-ИП от 19.10.2017 по исполнению решения Калининского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 2-2787/2016, подлежит окончанию, а исполнительный сбор взысканию не подлежит.

Взыскание исполнительского сбора нарушает права и законные интересы администрации Калининского района Санкт-Петербурга, а именно, необоснованным взысканием, путем выделения средств из бюджета Санкт-Петербурга в размере 50000 рублей.

Из изложенного следует, что оспариваемое постановление не соответствуют закону и обстоятельствам дела, в связи с чем рассматриваемый иск подлежит удовлетворению.

В рамках настоящего административного дела административным ответчиком не представлено таких доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для привлечения должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь главами 15, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Освободить Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 18.07.2019 по исполнительному производству № 177500/17/78003-ИП.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд в течение одного месяца в апелляционном порядке.

Судья:

Решение изготовлено в окончательной форме 31.12.2020 года

2а-7210/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга
Ответчики
Калининский РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу
Другие
Управление ФССП России по Санкт-Петербургу
Суд
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Кольцова А.Г.
Дело на сайте суда
kln.spb.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация административного искового заявления
07.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.11.2020Предварительное судебное заседание
18.11.2020Предварительное судебное заседание
18.12.2020Предварительное судебное заседание
23.12.2020Предварительное судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее