Дело № 2а – 565/2020 л.д. 38-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2020 года гор. Кыштым Челябинской области
Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Шульгиной Л.К.,
при секретаре Долговой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Кыштым Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кыштымского городского округа о признании незаконным постановления об установлении размера платы за жилое помещение,
установил:
Административный истец прокурор города Кыштым Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кыштымского городского округа о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления администрации Кыштымского городского округа от 13 декабря 2019 года № 2618 «О плате за жилое помещение на 2020 год», просит возложить на ответчика обязанность опубликовать в газете «Кыштымский рабочий» сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 4 – 9).
В суде представитель административного истца прокурор г. Кыштыма Волков С.В. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
В суде представитель администрации КГО Гаврилова А.О. иск прокурора не признала, пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск (л.д. 29 – 31).
Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав все материалы административного дела, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Положениями ч. 4 ст. 158 ЖК РФ также предусмотрено установление размера платы за содержание жилого помещения органом местного самоуправления в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера.
При этом согласно пункту 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Постановлением администрации Кыштымского городского округа от 13 декабря 2019 года № 2618 «Об установлении размера платы за жилое помещение на 2020 год» (далее – постановление № 2618) установлен для нанимателей жилых помещений муниципального жилого фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от степени благоустройства жилого помещения на 2020 год согласно приложению (л.д. 20 – 21).
Из искового заявления следует, что прокуратурой города Кыштым проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства при установлении размера платы за жилое помещение, в ходе которой установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от степени благоустройства на 2020 год, установленный приложением к названному постановлению, установлен не расчетным способом, а путем индексации к первоначально произвольно установленному размеру платы за жилое помещение, что противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем прокуратурой города в адрес главы КГО внесен соответствующий протест. Однако экономическое обоснование установленного размера платы администрацией КГО в прокуратуру города не предоставлено (л.д. 10 – 14, 15 – 18, 19, 22 - 25).
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).
Законоположение, содержащееся в ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений органами местного самоуправления, которые при реализации полномочия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 522-О-О).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Как установлено ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2. статьи 161 ЖК РФ).
С целью создания методической базы по расчету ставок платы за наем жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда, а также включения капитального ремонта в оплату населением услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда приказом Министерства строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 года № 17-152 были утверждены Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда.
Кроме того, в развитие положений части 3 статьи 156 и части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 668/пр и 6 апреля 2018 года N 213/пр были утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы соответственно.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В этом перечне указано, что именно должно включаться в содержание, техническое обслуживание дома, а также перечислены параметры, условия, которым в целях безопасности людей, сохранности дома должны отвечать строительные конструкции.
Административным ответчиком администрацией КГО в ходе рассмотрения настоящего дела не представлены в суд доказательства соответствия установленного постановлением администрации Кыштымского городского округа от 13 декабря 2019 года № 2618 «Об установлении размера платы за жилое помещение» размера платы (по всем установленным постановлением ставкам) вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также доказательства его обоснованности.
Письма администрации КГО от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР, а также отзыв на административное исковое заявление от ДАТА содержат указание только на увеличение ранее установленных тарифов в процентном отношении, но экономического обоснования, расчета размера платы не содержат. При этом администрацией КГО принято постановление об установлении размера платы, а не об индексации ранее установленного размера. Указанные документы не являются доказательствами соответствия оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не содержат экономического обоснования, расчета размера платы.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, то указанное обстоятельство является основанием для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора г. Кыштыма подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС
РФ, Кыштымский городской суд Челябинской области
решил:
Административный иск прокурора г. Кыштыма Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Кыштымского городского округа от 13 декабря 2019 года № 2618 «Об установлении размера платы за жилое помещение на 2020 год».
Возложить на администрацию Кыштымского городского округа обязанность опубликовать в газете «Кыштымский рабочий» сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыштымский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Решение не вступило в законную силу