Решение по делу № 33-989/2021 от 02.03.2021

46RS0030-01-2020-009228-03

№2-6119/5-2020

Судья Василенко И.В. № 33-989/2021

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 30 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Лобковой Е.А.,

судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,

при секретаре Крюковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой С.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонного) на решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 декабря 2020 года, которым с учетом определения суда от 29 января 2021 г. об исправлении описки постановлено:

«Исковые требования Воробьевой С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, удовлетворить.

Признать за Воробьевой С.А., право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) засчитать Воробьевой С.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следующие периоды: в льготном порядке как один год работы за один год и 3 месяца: работы в должности врача-интерна-педиатра <данные изъяты> ЦРБ с 02.08.1993 г. по 31.12.1993 г.; период работы с 20.05.2002 г. по 26.06.2003 г. в должности врача-педиатра детского отделения стационара <данные изъяты> ЦРБ на 0,75 ставки, заведующей детского отделения по совместительству на 0,5 ставки и врача-педиатра акушерского отделения на 0,25 ставки <данные изъяты> ЦРБ;

в календарном порядке: периоды нахождения на специализациях и в командировках: с 17.02.1999 г. по 31.03.1999 г., с 21.11.2011 г. по 21.12.2011 г., с 04.03.2013 г. по 14.06.2013 г., с 07.11.2016 г. по 03.12.2016 г., 11.09.2017 г., 16.09.2017 г., с 29.01.2018 г. по 22.02.2018 г., 06.11.2018г.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) назначить Воробьевой С.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с <данные изъяты>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) в пользу Воробьевой С.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (триста руб. 00 коп.)».

Заслушав доклад судьи Лобковой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Воробьева С.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонному), (далее - УПФР в Курской области (межрайонное), пенсионный орган).

В обоснование предъявленных требований Воробьева С.А. указала, что, полагая, что имеет специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пении по старости.

Однако, решением пенсионного органа № <данные изъяты> от <данные изъяты> ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа: из требуемых 30 лет пенсионный орган признал подтвержденными 27 лет 11 месяцев 29 дней.

Не согласившись с решением пенсионного органа, Воробьева С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонному), уточнив который просила обязать ответчика засчитать ей в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следующие периоды работы в льготном порядке как один год работы за один год и 3 месяца: в должности врача-интерна-педиатра <данные изъяты> ЦРБ с 02.08.1993 по 31.12.1993; с 20.05.2002 по 26.06.2003 в должности врача-педиатра детского отделения стационара <данные изъяты> ЦРБ на 0,75 ставки, заведующей детского отделения по совместительству на 0,5 ставки и врача-педиатра акушерского отделения на 0,25 ставки <данные изъяты> ЦРБ; в календарном порядке периоды нахождения на специализациях и в командировках: с 17.02.1999 по 31.03.1999, с 21.11.2011 по 21.12.2011, с 04.03.2013 по 14.06.2013, с 07.11.2016 по 03.12.2016, 11.09.2017, 16.09.2017, с 29.01.2018 по 22.02.2018, 06.11.2018 и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с <данные изъяты>, а также взыскать в ее пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований Воробьевой С.А.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонного) просит решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 декабря 2020 года отменить и принять новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Курской области (межрайонное) по доверенности Шиханова Е.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, полагая решение суда незаконным, просила его отменить в полном объеме, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель истца Воробьевой С.А. по доверенности адвокат Сергеева С.В. возражала против доводов апелляционной жалобы ответчика, полагая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Истец Воробьева С.А., надлежащим образом уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, в связи с чем судебная коллегия считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу ответчика в её отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, заслушав объяснения представителя ответчика, представителя истца, судебная коллегия, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, находит решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанных обстоятельств в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено не было.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Воробьевой С.А., дал правильную оценку пенсионным правам истца, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Статья39 КонституцииРоссийской Федерации гарантирует каждому гражданину РФ право на социальное обеспечение по старости, статья2Конституции Российской Федерации указывает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

В силу ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Часть 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения";

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

В связи с тем, что трудовая деятельность истца протекала как в городе, так и в сельской местности, суд при оценке пенсионных его прав правомерно исходил из необходимого специального стажа в объеме 30 лет.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Воробьева С.А. 02.08.1993 принята на работу в <данные изъяты> ЦРБ в должности врача-интерна-педиатра, с 17.01.1997 переведена на должность врача, где работает по настоящее время.

Согласно справке <данные изъяты> ЦРБ от <данные изъяты> года, уточняющей особый характер работы в условиях труда в должностях, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Воробьева С.А. работала в ОБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области в штатной должности врача участкового педиатра с 02.08.1993 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>) по 16.01.1997 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>); в штатной должности районного педиатра с 17.01.1997 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>) по 02.04.2000 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>), в штатной должности участкового педиатра поликлиники с 03.04.2000 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>) по 26.06.2003 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>), в штатной должности врача-педиатра участкового в детской консультации с 01.10.2012 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>) по настоящее время, работала на полную ставку (согласно тарифных списков): с 1993 по 2003, с 2012 по 2019 годы. При этом в отпусках без сохранения заработной платы не находилась. Находилась на специализации и в командировках: с 17.02.1999 по 31.03.1999 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>); с 04.03.2013 по 14.06.2013 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>); с 07.11.2016 по 03.12.2016 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>); с 11.09.2017 по 11.09.2017 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>); с 16.09.2017 по 16.09.2017 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>); с 29.01.2018 по 22.02.2018 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>); с 06.11.2018 по 06.11.2018 (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты>). Данная справка выдана на основании книг приказов по личному составу за 2000-2019 годы, лицевых счетов за 2002-2019 годы; тарификационных списков за 1992-2019 годы, штатных расписаний за 1995 -2019 годы (за 1993-1994 годы не сохранены). Солнцевское РТМО на основании постановления главы Администрации <данные изъяты> района № <данные изъяты> от <данные изъяты> переименовано в ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», и в дальнейшем на основании постановления главы <данные изъяты> района № <данные изъяты> от <данные изъяты> переименовано в МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», распоряжением комитета здравоохранения Курской области от 30.08.2011 № <данные изъяты> в ОБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области.

<данные изъяты> Воробьева С.А. обратилась в УПФР в Курской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением УПФР в Курской области (межрайонного) № <данные изъяты> от <данные изъяты> ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа, в бесспорном порядке пенсионным органом подтверждено 27 лет 11 месяцев 29 дней. В специальный стаж истца ответчиком не включены в льготном порядке из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца следующие периоды работы: с 02.08.1993 по 31.12.1993 в должности врача-интерна-педиатра <данные изъяты> ЦРБ ввиду отсутствия начисления заработной платы, в связи с чем не подтверждена занятость работы в указанной должности, а также занятие лечебной деятельностью; период работы с 20.05.2002 по 26.06.2003 в должности врача-педиатра детского отделения стационара <данные изъяты> ЦРБ на 0,75 ставки, заведующей детского отделения по совместительству на 0,5 ставки и доплатой 0, 25 ставки за совмещение должности врача-педиатра акушерского отделения <данные изъяты> ЦРБ не засчитан в специальный стаж со ссылкой на п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, так как не доказана полная занятость Воробьевой С.А., а работа с доплатой за совмещение должности «врач-педиатр» акушерского отделения на 0,25 ставки не подлежит суммированию, поскольку совмещение не является работой в должности. Не включены в специальный стаж в календарном порядке периоды нахождения на специализациях и в командировках: с 17.02.1999 по 31.03.1999, с 21.11.2011 по 21.12.2011, с 04.03.2013 по 14.06.2013, с 07.11.2016 по 03.12.2016, 11.09.2017, 16.09.2017, с 29.01.2018 по 22.02.2018, 06.11.2018 со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, а также на п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 258 н от 31.03.2011, поскольку спорные периоды на специализациях не содержат сведений в выписке индивидуального лицевого счета о занятости лечебной деятельностью.

Выражая несогласие с решением пенсионного органа, Воробьева С.А. обратилась за защитой своих прав в суд.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, действующим в спорный период работы истца с 02.08.1993 по 31.12.1993 поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом пунктом 2 данного Постановления предусмотрено исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца.

Удовлетворяя исковые требования Воробьевой С.А. в части включения в специальный стаж периода её работы с 02.08.1993 по 31.12.1993 в качестве врача-интерна-педиатра суд первой инстанции обоснованно руководствовался Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 № 44, пунктом 16 которого предусмотрено, что во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.

Кроме того, согласно приказу Минздрава СССР № 669 от 16.08.1972 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)», установлено, что врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры, на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн, заработная плата в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.

Поскольку в спорный период истец занимала штатную должность врача-педиатра <данные изъяты> ЦРБ, у суда имелись правовые основания для его включения в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления стажа как один год за один год и три месяца на основании п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, принимая во внимание, что <данные изъяты> ЦРБ располагается на территории рабочего поселка <данные изъяты> района Курской области.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца Воробьевой С.А. периода ее работы с 20.05.2002 по 26.06.2003 в должности врача-педиатра детского отделения стационара <данные изъяты> ЦРБ на 0,75 ставки, заведующей детского отделения по совместительству на 0,5 ставки и врача-педиатра акушерского отделения на 0,25 ставки <данные изъяты> ЦРБ как один год работы за один год и 3 месяца.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, содержит перечень должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и наименование учреждений. В указанном списке значатся врачи и средний медицинский персонал.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395, в числе лечебно-профилактических учреждений поименованы больницы, то есть учреждение здравоохранения, в котором осуществляла в спорные периоды трудовую деятельность истец – <данные изъяты> районная больница предусмотрена номенклатурой учреждений.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконности решения суда в части включения в специальный стаж лечебной деятельности Воробьевой С.А. спорного периода ее работы по тем основаниям, что она работала в должности врача-педиатра детского отделения стационара <данные изъяты> ЦРБ на 0,75 ставки, заведующей детского отделения по совместительству на 0,5 ставки и врача-педиатра акушерского отделения на 0,25 ставки, которые не подлежат суммированию, состоятельными не являются.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсий по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 периоды работы в должностях и учреждения, указанных в списке, начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством на соответствующих должностях.

В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждения), в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о невозможности суммирования объема занятости истца по занимаемым ею в спорный период должностям нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Полная занятость истицы в спорный период подтверждена имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, лицевыми счетами, справкой <данные изъяты> ЦРБ от <данные изъяты> года, уточняющей особый характер работы в условиях труда в должностях, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

С учетом расположения <данные изъяты> ЦРБ в сельской местности суд правомерно применил к спорному периоду работы истца с 20.05.2002 по 26.06.2003, имевшему место после 1 ноября 1999 года, при смешанном стаже (работа истца протекала как в городе, так и в поселке городского типа) льготный порядок исчисления стажа из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, что соответствует действующему правовому регулированию.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядке исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Также доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают и выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках в календарном исчислении: с 17.02.1999 по 31.03.1999, с 21.11.2011 по 21.12.2011, с 04.03.2013 по 14.06.2013, с 07.11.2016 по 03.12.2016, 11.09.2017, 16.09.2017, с 29.01.2018 по 22.02.2018, 06.11.2018.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства российской Федерации № 516 от 11.07.2002, которые подлежат применению согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В соответствии со ст. ст. 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Кроме того, из заработной платы за период нахождения в командировке производятся отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Отсюда следует право работника на включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Поскольку в оспариваемые периоды истец направлялась на курсы повышения квалификации и в командировки работодателем, за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный Фонд, что подтверждается приказами работодателя, копиями лицевых счетов по заработной плате, личной карточкой формы Т-2, свидетельствами о повышении квалификации, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что вышеуказанные периоды подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости.

При этом судебная коллегия отмечает, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей.

Согласно пп.8 п.1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации обязаны обеспечивать не только повышение квалификации, но и профессиональную подготовку, а также переподготовку медицинских работников. Повышать квалификацию специалистов, выполняющих работы и оказывающих услуги в рамках медицинской и фармацевтической деятельности, необходимо не реже одного раза в пять лет - это лицензионное требование, вытекающее из норм пп. 46 и 47 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Постановлений Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (о лицензировании медицинской деятельности) и от 22.12.2011 № 1081 (о лицензировании фармацевтической деятельности).

Таким образом, право лица на назначение досрочной пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании действующего законодательства обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшего осуществления медицинской деятельности.

Согласно представленным карточкам-справкам за истицей при нахождении на курсах повышения квалификации и в командировке сохранялось как место работы, так и заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд.

Принимая во внимание приведенные правовые нормы, гарантии, установленные законодателем для лиц, направляемых работодателем на курсы повышение квалификации и в командировки, в виде сохранения места работы и оплаты труда, суд правомерно включил в специальный стаж Воробьевой С.А. периоды нахождения на специализациях и в командировках: с 17.02.1999 по 31.03.1999, с 21.11.2011 по 21.12.2011, с 04.03.2013 по 14.06.2013, с 07.11.2016 по 03.12.2016, 11.09.2017, 16.09.2017, с 29.01.2018 по 22.02.2018, 06.11.2018 в календарном исчислении.

Ссылки в апелляционной жалобе ответчика на не подтверждение части вышеуказанных спорных периодов сведениями персонифицированного учета как основание для отказа в удовлетворении исковых требований судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку в силу Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 №9-П невыполнение страхователями требований ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

Право истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный Фонд.

В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (иной) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 14 указанного Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пп. 2 п.2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Поскольку Согласно Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предоставление сведений о льготном характере работы является обязанностью работодателя, непредставление работодателем таких сведений не должно влиять на правоотношения работника с Пенсионным фондом при том, что вины истца в сложившейся ситуации нет.

Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов о том, что за указанные спорные периоды страховые взносы работодателем не производились, доводом к отмене решения суда является отсутствие в персонифицированном счете сведений о льготном характере работы истицы.

Однако ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем своей обязанности по предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган не может ограничивать право истца на досрочную страховую пенсию по старости при реальном выполнении им работы в связи с осуществлением им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решение суда в части возложения на пенсионный орган обязанности назначить Воробьевой С.А., имевшей на момент обращения в пенсионный орган специальный стаж в объеме более 30 лет 6 месяцев, досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты> года по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.

Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонного) без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления

Председательствующий

Судьи

33-989/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Воробьева Светлана Анатольевна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Курске
Суд
Курский областной суд
Судья
Лобкова Елена Александровна
Дело на странице суда
oblsud.krs.sudrf.ru
03.03.2021Передача дела судье
30.03.2021Судебное заседание
27.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2021Передано в экспедицию
30.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее