Дело № 2-6086/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Мусеевой Е.С.,
с участием истицы Маринцевой Г.В.,
представителя истца Каленской Н.В.,
представителя ответчика Игнатова Н.Н.,
представителя третьего лица Кропаневой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маринцевой Г.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список, предоставлении жилья,
у с т а н о в и л :
Маринцева Г.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании за ней права на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений; обязании включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты обращения; обязании предоставить ей жилье по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, ГБУ РК «Кочпонский ПНИ».
В судебном заседании Маринцева Г.В., ее представитель на иске настаивали.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласился.
Представитель ГБУ РК «Кочпонский ПНИ» иск поддержала.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми просил рассмотреть дело в его отсутствии, в представленном суду отзыве возражал против удовлетворения иска.
Представитель Министерства финансов Республики Коми просил рассмотреть дело в его отсутствии, в представленном суду отзыве позиции по спору не высказал.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Маринцева Г.В. родилась ** ** ** в .... ...».
С ** ** ** Маринцева Г.В. постоянно проживает в г. Сыктывкаре, находится на стационарном социальном обслуживании в ГБУ РК «Кочпонский ПНИ». С ** ** ** Маринцева Г.В. сохраняет регистрацию по месту жительства в здании ГБУ РК «Кочпонский ПНИ» по адресу: ...
ГБУ РК «Кочпонский ПНИ» (ранее – Кочпонский детский дом-интернат) Маринцева Г.В. поступила ** ** ** из ..., где она находилась в период с ** ** **, на основании путевки № ... от ** ** **, выданной Министерством социального обеспечения Коми АССР. Согласно данной путевке на тот момент Маринцева Г.В. являлась ... с диагнозами «...», «...».
С ** ** ** Маринцева Г.В. состоит на учете в администрации МО ГО «Сыктывкар» на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «... с составом семьи ... человек.
Указанная социальная выплата к настоящему времени не предоставлена.
Каким-либо жилым помещением Маринцева Г.В. в настоящему времени не обеспечена.
18.01.2018 Маринцева Г.В. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с запросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список), а также с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: ...
24.01.2018 на заседании комиссии по жилищным вопросам было принято решения об отказе во включении истицы в Список в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право истицы на включение в Список, в частности, указано на достижение истицей возраста ** ** ** лет и утрату в связи с этим статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также на заседании комиссии было принято решение об отказе в установлении факта невозможности проживания истицы в жилом помещении по адресу... по причине утраты истицей статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в связи с тем, что в отношении указанного помещения (дома) истица не является нанимателем или членом семьи нанимателем, либо собственником.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар от 24.01.2018 № 1/210 был утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам от 24.01.2018.
Письмом № 44-07/123083 от 26.01.2018 администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила Маринцева Г.В. о принятых решениях.
Не согласившись с указанным решением, Маринцева Г.В. обратилась с иском в суд.
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с п. 1 данной статьи.
При этом в список включаются лица, указанные в абзаце 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Представителем администрации МО ГО «Сыктывкар» оспаривалось право истицы на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот в связи с достижением истицей 23-х летнего возраста.
Согласно Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию Списка.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 20.12.2016 № 151-РЗ, применяющейся к отношениям возникшим с 10.08.2016) включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в п. 1 ст. 1 данного Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным), в Список осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Доводы возражений ответчика и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, указывающие на то, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, а Маринцевой Г.В. с заявлением о постановке на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях по достижении возраста 18 лет не обращалась, сами по себе не могут быть расценены судом в качестве оснований для отказа в удовлетворении иска.
Действительно, согласно ч. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детеи- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, судом в рамках настоящего дела предприняты меры по выяснению причин, в силу которых истица своевременно не была поставлена на соответствующий учет, поскольку истица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении ее требования о предоставлении вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении ее вне очереди жилым помещением судом может быть удовлетворено.
Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013.
Маринцева Г.В. достигла совершеннолетия ** ** **. Возраста ** ** ** лет Маринцева Г.В. достигла ** ** **
Недееспособной в установленном порядке Маринцева Г.В. не признавалась, опекун и/или попечитель ей не назначался.
В силу действовавшей в период с 01.03.1996 до 01.09.2008 ст. 147 Семейного кодекса РФ детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.
Каких-либо мер, направленных на включение Маринцевой Г.В. в Список, до достижения ею совершеннолетия администрацией ГБУ РК «Кочпонский ПНИ» не предпринималось.
Стороной истца указано, что после достижения Маринцевой Г.В. она не обратилась за включением в Список самостоятельно, поскольку ей не было известно о наличии у нее соответствующего права на обеспечение жильем, у нее отсутствовало какое-либо образование, доступ к информации был ограничен. О наличии у нее соответствующего права ей стало известно лишь в 2016 году. Кроме того, ее ... состояние в связи с наличием заболевания не позволяло ей до достижения 23-х летнего возраста самостоятельно обратиться за включением в Список.
Маринцева Г.В. является ..., имеет ..., которая установлена бессрочно с ** ** **
В ходе последнего проведенного ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» 26.04.2018 освидетельствования у Маринцевой Г.В. было выявлены .... При этом специалисты указанного учреждения пришли к выводу о том, что Маринцева Г.В. способна осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
В ходе предыдущих освидетельствований способность Маринцевой Г.В. к самообслуживанию и ведению самостоятельного образа жизни установлена не была.
Согласно выданной по итогам указанного освидетельствования индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида Маринцева Г.В. нуждается в оказании необходимой помощи в уяснении порядка предоставления и получения услуги, в оформлении документов, в совершении других необходимых для получения услуги действий.
Согласно акту первичного освидетельствования во ВТЭК от ** ** ** в ходе освидетельствования Маринцевой Г.В., в том числе, было установлено, что у ее имеются заболевания: «..., в связи с чем она нуждается в постоянном уходе и надзоре, а также в содержании в .... Также в акте указано, что мышление Маринцевой Г.В. носит конкретно-ситуационный характер, причинно-следственные связи устанавливает в простых случаях, память ..., кроме того, нуждается в помощи взрослых, ...
Согласно акту освидетельствования во МСЭК от ** ** ** в ходе освидетельствования Маринцевой Г.В., в том числе, было установлено, что у ее имеются заболевания: «...», в связи с чем она нуждается в опеке и надзоре. Также в акте указано, что Маринцева Г.В. научилась читать, пользоваться компьютером, ...
В ходе последующих освидетельствований ** ** ** было установлено заболевание «...», ** ** ** – установлены стойкие выраженные нарушения ... функций в связи с наличием заболевания «...»
Представитель ГБУ РК «Кочпонский ПНИ» не смогла пояснить причины непринятия ими до достижения истицей совершеннолетия мер, направленных на включение истицы в Список, пояснило, что, вероятно, на тот момент состояние здоровья истицы не предполагало, что в будущем она сможет проживать вне интерната. Доступ к информации в те годы для лиц, проживающих интернате, был ограничен. Образование истице в рамках какой-либо образовательной программы не предоставлялось, иногда с ней педагоги занимались. Впоследствии истице были проведены ... ее состояние здоровья и возможность к самообслуживанию улучшились.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истица, хоть и является совершеннолетней и дееспособной, но в силу своего ... здоровья не могла самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением о постановке на соответствующий учет.
ГБУ РК «Кочпонский ПНИ», исполнявший до достижения истицей совершеннолетия обязанности опекуна (попечителя), должен был принять меры к тому, чтобы истица, в силу умственного развития не в полном мере осознававшая и понимавшая свои права, была поставлена на соответствующий учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для получения в дальнейшем жилого помещения.
Таким образом, уважительность причин пропуска истицей срока для обращения с запросом о включении в Список подтверждается объективными причинами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истицы права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории МО ГО «Сыктывкар».
В связи с чем, требование Маринцевой Г.В. о признании за ней права на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, подлежит удовлетворению.
В целях реализации указанного права на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит обязанность включить Маринцеву Г.В. в Список с даты вступления решения суда в законную силу. Положений о включении заявителей в Список с даты подачи запроса на включение действующее законодательство не содержит.
При этом ни ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные нормы Законов Республики Коми не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Такое право возникает у лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ при достижении ими совершеннолетия.
В силу положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ указание на то, что формирование Списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Обязанность администрации МО ГО «Сыктывкар» по обеспечению жилыми помещениями не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истице, суд исходит из положения п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ согласно которым по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Частью 2 ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ было предусмотрено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставлялись гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.10.2015 ч. 2 ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений, признана соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
Положениями вступившего в силу с 01.01.2016 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ требований к помещениям, подлежащим предоставлению по указанной льготе, не содержится.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Законных оснований для применения в рассматриваемом споре иных норм предоставления жилого помещения не имеется.
С учетом изложенного, на ответчика подлежит возложению обязанность предоставить истице жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать за Маринцевой Г.В. право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» включить Маринцеву Г.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Маринцевой Г.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин