Решение по делу № 33-3435/2021 от 20.09.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Болдохонова С.С.                                                         поступило ... года

№ дела в суде 1-й инстанции: 2-3522/2021

УИД: ...

Дело № 33-3435/2021

г. Улан-Удэ                                                                     18 октября 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Вагановой Е.С.,

судей коллегии Базарова В.Н., Чупошева Е.Н.,

при секретаре Цыденжаповой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Улан-Удэнскому лесничеству МО РФ – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ об обязании провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков,

по апелляционным жалобам начальника Улан-Удэнского лесничества Минобороны РФ – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны РФ Зун Ю.В., представителя Министерства обороны РФ по доверенности Лебедева С.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12 июля 2021г., которым исковые требования удовлетворены, постановлено:

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на выделах №... квартала №... <...> участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н., выслушав пояснения представителя истца Хохлачева С.Г., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона, обращаясь в суд в защиту интересов Российской Федерации, просит обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделе №... квартала №... <...> участкового лесничества Минобороны России.

Исковые требования мотивированы тем, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 года военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Улан-Удэнского лесничества МО РФ – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ требований законодательства о лесопользовании. Проверкой установлено, что в .... на территории выдел №... квартала №... <...> участкового лесничества МО РФ зафиксировано 2 факта незаконной рубки лесных насаждений на площади ... га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) ... куб.м. Согласно сведениям лесничества Министерства обороны РФ на вышеуказанных лесных участках имеются неубранные порубочные остатки, образовавшиеся в результате незаконных рубок, что является нарушением санитарной и пожарной безопасности в лесах. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ (ФГКУ «УЛХиП») обязано принять меры по очистке места рубки от порубочных остатков поскольку полномочия по осуществлению мероприятий по защите и воспроизводству лесов на землях Минобороны России возложены на лесничество - филиал ФГКУ «УЛХиП», заключив контракт с организацией для проведения указанных мероприятий в квартале ... выделе №... <...> участкового лесничества Минобороны России. Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в .... в адрес начальника лесничества внесено представление об устранении нарушений закона с требованиями принять меры по уборке территории лесничества от захламленности порубочными остатками, однако до настоящего времени мер по устранению указанных нарушений не принято.

В судебном заседании помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Потехин С.Б. исковые требования поддержал, пояснил, что до настоящего времени какие-либо работы не проведены.

Представитель ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Улан-Удэнского лесничества Министерство обороны РФ-филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ Голенецкий Ф.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал по заявленным требованиям.

В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ будучи надлежаще извещенным о рассмотрении дела в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по иску.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ по доверенности – Лебедев С.Г. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что исковые требования необоснованно предъявлены к ним, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. ФГКУ «УЛХиП» МО РФ и его филиал – Улан-Удэнское лесничество МО РФ осуществляет деятельность в области защиты, охраны и воспроизводства лесов на землях обороны и закрепленных за МО РФ, тогда как осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, должно осуществляться агентствами лесного хозяйства.

В апелляционной жалобе представитель Улан-Удэнского лесничества Мо РФ Зун Ю.В. просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что производство работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков возможно только с привлечением к таким работам ФГАУ «<...>» на основании утвержденных Департаментом военного имущества МО РФ государственного и технического заданий. Считает, что сроки выполнения работ, установленные истцом, не выполнимы в силу установленного порядка проведения работ по ОЗВЛ. Также при возложении на работников лесничества несвойственных им обязанностей по уборке мест незаконных рубок лесных насаждений нарушаются их трудовые права. Полагает, что Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерства обороны РФ представитель истца Потехин С.Б. указывает, что Министерство обороны РФ привлечено к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, оспариваемым решением суда обязанность по очистке незаконных рубок от порубочных остатков возложена лишь на ФГКУ «УЛХиП» МО РФ и его филиал – Улан-Удэнское лесничество МО РФ. Полагает, что необходимость очистки мест незаконных порубок лесных насаждений возникла в результате ненадлежащей организации оперативной работы по охране лесов со стороны ФГКУ «УЛХиП» МО РФ и его филиала.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерства обороны РФ представитель Улан-Удэнского лесничества Мо РФ Зун Ю.В. просит удовлетворить апелляционную жалобу Министерства обороны РФ в части отмены решения суда первой инстанции.

    В заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ - надлежаще извещены, представитель Министерства обороны РФ – извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    На основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

    Помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Хохлачев С.Г. возражал против отмены решения по доводам апелляционных жалоб, полагал, что судом первой инстанции был правильно определен ответчик, на которого должна быть возложена обязанность исполнения решения суда.

Проверив материалы дела по доводам апелляционных жалоб, принесенных на них возражений (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования.

По результатам проверки на территории лесного участка выделах № ... квартала №... <...> участкового лесничества МО РФ зафиксировано 2 факта незаконной рубки лесных насаждений на площади ... га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) ... куб.м.

Согласно акту обследования от .... №... в квартале ... лесотаксационный выдел ... <...> участкового лесничества МО РФ проведенному было ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Улан-Удэнского лесничества Министерство обороны РФ-филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ установлена незаконная рубка деревьев до степени прекращения роста в количестве 4 шт. объемом ... м.куб. на площади ... га.

Из справки-расчета ущерба от ... г. следует, что вред, причиненный лесному фонду на землях Минобороны России вследствие нарушения лесного законодательства, составил ... руб.

Согласно акту обследования №... от .... квартал ... выдел №... <...> участкового лесничества МО РФ проведенному было ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Улан-Удэнского лесничества Министерство обороны РФ-филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ установлена незаконная рубка деревьев до степени прекращения роста в количестве 4 шт. общим объемом ... м.куб. на площади ... га.

Из справки-расчета ущерба от ... г. следует, что вред, причиненный лесному фонду на землях Минобороны России вследствие нарушения лесного законодательства, составил ... руб.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 9, ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, ч. 1 ст. 8, ст. 51, ч. 4 ст. 53.1, ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 38 Закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 22 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. №2047, п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 07 октября 2020г. №1614, исходил из того, что в лесном массиве на землях Минобороны России имеют место порубочные остатки, возникшие вследствие незаконной рубки лесных насаждений, наличие которых влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, возникновение в них пожаров, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.

Поскольку образованные в ходе незаконной рубки порубочные остатки создают реальную угрозу возгорания в пожароопасный период, срок, установленный для их сбора, является достаточным и разумным.

    Поскольку необходимость очистки мест незаконных порубок лесных насаждений возникла в результате ненадлежащей организации оперативной работы по охране лесов со стороны ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, с учетом того, что установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

В соответствии с положениями п. 19 и 20 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, учреждение осуществляет свою деятельность, в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

Для достижения указанных целей учреждение осуществляет планирование, организацию, управление, анализ и контроль мероприятий по охране и защите лесов, организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведению рейдов, патрулированию лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений, в том числе и по фактам незаконных рубок.

Кроме того, учреждение обязано обеспечить сохранность предоставленного ему в безвозмездное пользование или закрепленного за ним имущества, в том числе, расположенного в границах <...> участкового лесничества Министерства обороны РФ.

Порубочные остатки в местах незаконных рубок на территории данного лесничества создают угрозу сохранности лесов в случае их возгорания в пожароопасный период.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ не является уполномоченным органом по уборке порубочных остатков на территории военных земель, не состоятелен, основан на неверном толковании норм материального права. Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о том, что учреждение должно осуществлять свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации, усматривает с его стороны бездействие, выразившееся в непринятии своевременных мер по устранению порубочных остатков после совершенных лесонарушений в лесах военного лесничества.

С доводом апелляционной жалобы представителя Улан-Удэнского лесничества Мо РФ Зун Ю.В. о том, что обязанность по устранению порубочных остатков путем их сбора относится к полномочиям ФГАУ «<...>», судебная коллегия не соглашается, так как порубочные остатки возникли в результате незаконных действий третьих лиц, то есть в результате негативного воздействия на леса, расположенные на землях, представленных для нужд Министерства обороны РФ.

В соответствии с положениями Устава ФГАУ «<...>», функциями учреждения является уход за лесами в молодняках, проведение рубок ухода в молодняках; искусственное лесовосстановление; очистка лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины).

Следует отметить, что вопрос о привлечении ФГАУ «<...>» к производству работ по очистке леса и исполнении уставной деятельности учреждением может быть разрешен в случае необходимости в ходе исполнения решения суда.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об обязании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ произвести работы по очистке мест незаконных порубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора, сделан на основании представленных по делу доказательств (ст.ст. 55, 56, 60 и 67 ГПК РФ).

Вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства обороны РФ по рассматриваемому делу оно привлечено к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, следовательно, доводы жалобы о том, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда постановлено законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционных жалоб коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

    Судьи коллегии:

33-3435/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации
Ответчики
Улан-Удэнское лесничество МО РФ-филиал ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования МО РФ
ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования МО РФ
Другие
Министерство Обороны РФ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Чупошев Евгений Николаевич
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
20.09.2021Передача дела судье
18.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021Передано в экспедицию
18.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее