Решение по делу № 3а-171/2020 от 24.12.2019

                            24OS0000-01-2019-001091-82

Дело № 3А-171/2020

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года                      г. Красноярск                                

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-171/2020 по административному иску Роика Михаила Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Роик М.В. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:07::95 и 24:07::478, расположенных в с. Богучаны Богучанского района Красноярского края.

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 20 сентября 2019 года для земельного участка с кадастровым номером 24:07::95 установлена кадастровая стоимость в размере 3 702 642 рубля 79 копеек; для земельного участка с кадастровым номером 24:07::478 по состоянию на 27 сентября 2019 года установлена кадастровая стоимость в размере 1 819 145 рублей 58 копеек.

По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Независимая оценка» и представленной в отчете № 0190142 от 17 декабря 2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::95 по состоянию на 20 сентября 2019 года составляет 1 294 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::478 по состоянию на 27 сентября 2019 года составляет 832 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::95 в размере его рыночной стоимости – 1 294 000 рублей, определенной по состоянию на 20 сентября 2019 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::478 в размере его рыночной стоимости – 832 000 рублей, определенной по состоянию на 27 сентября 2019 года.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Зоркина И.В., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Административный истец Роик М.В., Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Богучанского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца Роика М.В., представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Богучанского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы административного дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Роик М.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:07::95, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Богучанский, с. Богучаны, <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 24:07::478, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Богучанский, с. Богучаны, <адрес> что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 декабря 2019 года и свидетельствами о государственной регистрации права от 10 января 2007 года и от 01 августа 2007 года (л.д. 11-14).

Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 02 декабря 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::95 по состоянию на 20 сентября 2019 года составляет 3 702 642 рубля 79 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости – 24 сентября 2019 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::478 по состоянию на 27 сентября 2019 года составляет 1 819 145 рублей 58 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости – 12 ноября 2019 года (л.д. 9-10).

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил в суд отчет об оценке их рыночной стоимости № 0190142 от 17 декабря 2019 года, выполненный ООО «Независимая оценка» (оценщик Шестопалова Н.Е.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::95 по состоянию на 20 сентября 2019 года составляет 1 294 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::478 по состоянию на 27 сентября 2019 года составляет 832 000 рублей (л.д. 16-83).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке № 0190142 от 17 декабря 2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::95 по состоянию на 20 сентября 2019 года составляет 1 294 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::478 по состоянию на 27 сентября 2019 года составляет 832 000 рублей.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::95 должна быть определена по состоянию на 20 сентября 2019 года, равной его рыночной стоимости в размере 1 294 000 рублей, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::478 должна быть определена по состоянию на 27 сентября 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 832 000 рублей, поскольку рыночная стоимость указанных объектов недвижимости подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения Роика М.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:07::95 и 24:07::478 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 24 декабря 2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Роика Михаила Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::95, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Богучанский, с. Богучаны, <адрес> в размере его рыночной стоимости – 1 294 000 рублей, определенной по состоянию на 20 сентября 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:07::478, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Богучанский, с. Богучаны, <адрес> в размере его рыночной стоимости – 832 000 рублей, определенной по состоянию на 27 сентября 2019 года.

Датой обращения Роика Михаила Васильевича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:07::95 и 24:07::478 считать 24 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда             Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2020 года.

3а-171/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Роик Михаил Васильевич
Ответчики
Правительство Красноярского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Другие
Молев Андрей Евгеньевич
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация административного искового заявления
25.12.2019Передача материалов судье
26.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020Дело оформлено
22.10.2020Дело передано в архив
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее