Судья Захарова Л.В. 24RS0045-01-2019-000506-09
Дело № 33-5288/2020
2.209
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июля 2020 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Кучеровой С.М.
судей Макурина В.М., Шиверской А.К.,
при ведении протокола помощником судьи Кайдалиной Н.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шиверской А.К. гражданское дело по иску прокурора Саянского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края, администрации Саянского района Красноярского края о возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса,
по апелляционной жалобе главы администрации Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края – Бридова А.В.
на решение Саянского районного суда Красноярского края от 31 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края обязанность провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта теплоснабжения котельной, расположенной по адресу: д. Тинская ул. Ковалева 1 «г» Саянского района Красноярского края и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса, не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Саянского района Красноярского края обязанность провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта теплоснабжения: тепловых сетей протяженностью 135 м, расположенного по адресу: д. Тинская Саянского района Красноярского края и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса, не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Саянского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края, администрации Саянского района Красноярского края о возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса. Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства установлено, что в собственности муниципального образования Тинской сельсовет находится здание котельной, 1985 года, общей площадью 46,2 кв.м, расположенное по адресу с. Тинское ул. Ковалева, 1 «г», посредством которой отапливаются жилое помещение по адресу д. Тинская ул. Ковалева 1 «г», помещения школы, ФАПа, администрации сельсовета, Тинского СДК. Тепловые сети, протяженностью 135 м, являющиеся неотъемлемой частью указанного объекта теплоснабжения, принадлежат на праве собственности МО Саянский район. Администрацией Тинского сельсовета 02 июня 2014 года с ресурсоснабжающей организацией ООО «Агрокомплект» по результатам конкурса заключен договор аренды №03 сроком до 02 июня 2019 года. Эксплуатация объекта теплоснабжения превышает 5 лет, в связи с чем, передача права владения и (или) пользования такими объектами осуществляется только по концессионному соглашению. 19 июня 2019 года администрацией Тинского сельсовета в нарушение Федерального закона «О теплоснабжении», Федерального закона «О концессионных соглашениях» предоставлена муниципальная преференция ООО «Агрокомплект» в виде передачи в аренду объекта теплоснабжения без проведения конкурсных процедур на основании договора аренды №03/06 до 25 мая 2020 года, а заявление о возможности предоставления муниципальной преференции ООО «Агрокомплект» до момента заключения концессионного соглашения администрацией сельсовета в УФАС Красноярского края не направлялось. 29 июля 2019 года в адрес главы администрации Тинского сельсовета прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства о жилищно - коммунальном хозяйстве, о защите конкуренции и муниципальной собственности, в ответе на которое ответчик сообщил, что конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлялся, поскольку тепловые сети, протяженностью 135 м принадлежат на праве собственности МО Саянский район, в собственность Тинского сельсовета не передавались. Считает, что непринятие мер к проведению процедуры конкурса по заключению концессионного соглашения нарушает требования антимонопольного законодательства, права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просил возложить на администрацию Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края обязанность провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта теплоснабжения котельной, расположенной по адресу: д. Тинская ул. Ковалева 1 «г» Саянского района Красноярского края и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса, не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также возложить на администрацию Саянского района Красноярского края обязанность провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта теплоснабжения: тепловых сетей протяженностью 135 м, расположенного по адресу: д. Тинская Саянского района Красноярского края и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса, не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края – Бридов А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, поскольку продление срока договора аренды спорного имущества от 02 июня 2014 года основано на нормах Федерального закона «О защите конкуренции», а тогда как действия положения п.3 ст.28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» распространяется на отношения по аренде объектов теплоснабжения государственной или муниципальной собственности после 05 декабря 2015 года, в связи с чем нарушения антимонопольного законодательства, публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга лиц отсутствует. При этом данное дело не является подсудным Саянскому районному суду Красноярского края.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Саянского района – Кусаев Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие участвующих в деле лиц, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела, не предоставивших в суд доказательств уважительности своей неявки.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика администрации Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края – Тушкова М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Юдину В.В., полагавшую, что постановленное судом решение является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
С момента вступления в законную силу Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст.41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и ст.28.1 ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно ч.3 ст.28.1 ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, с 01 января 2015 года передача в пользование объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, срок эксплуатации которых более 5 лет, может быть осуществлена только на основании концессионного соглашения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края ресурсоснабжающей организацией ООО «Агрокомплект» по результатам конкурса заключен договор аренды имущества №03 от 02 июня 2014 года.
В соответствии с условиями указанного договора администрация Тинского сельсовета передает во временное владение и пользование ресурсоснабжающей организации ООО «Агрокомплект» инженерное оборудование котельной, расположенное по адресу: д. Тинская ул. Ковалева 1 «Г», сроком до 02 июня 2019 года.
При этом, согласно свидетельства о государственной регистрации права, а также реестра муниципальной собственности МО Тинской сельсовет, нежилое здание - котельная, 1985 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 46,2 кв.м, расположенное по адресу д. Тинская ул. Ковалева 1 «г», является муниципальной собственностью, а согласно выписки из ЕГРН тепловые сети протяженностью 135 м, являющиеся частью названного объекта теплоснабжения, принадлежат на праве собственности МО Саянский район.
Прокуратурой района 13 мая 2019 года объявлено предостережение главе Тинского сельсовета о недопустимости нарушений законодательства о концессионных соглашениях, в связи с тем, что администрацией Тинского сельсовета работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения не организована, а по истечению срока договора аренды недвижимого имущества (инженерного оборудования котельной) может быть передано только по концессионному соглашению.
19 июня 2019 года между администрацией Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края и ООО «Агрокомплект» заключен договор аренды имущества №03/06-19, в соответствии с условиями которого администрация за плату во временное владение и пользование передает ресурсоснабжающей организации недвижимое имущество (инженерное оборудование котельной), тепловые сети (250 м), расположенное по адресу д. Тинская ул. Ковалева 1Г сроком до 25 мая 2020 года.
29 июля 2019 года прокуратурой района внесено представление в адрес главы Тинского сельсовета об устранении нарушений законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, о защите конкуренции и муниципальной собственности, поскольку администрацией Тинского сельсовета заявление о возможности предоставления муниципальной преференции ООО «Агрокомплект» в виде передачи в аренду объекта теплоснабжения до момента заключения концессионного соглашения в УФАС Красноярского края не направлялось.
Согласно ответа администрации Тинского сельсовета от 22 июля 2019 года, конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлялся, так как тепловые сети протяженностью 135 м, являющиеся неотъемлемой частью объекта теплоснабжения котельной, находятся в собственности МО Саянский район.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 3 ст. 14, п.4.2 ст. 17, ч.1, ч.2 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. а ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», ч.1, ч.2 ст.17.1, ст.15 ФЗ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», п.1 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.1.1 ч.3, п.11 ч.1 ст.4, ч.1 ст.13, ст.22, ч.4.1 ст. 37 ФЗ от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», ст.12, п.1 ст.422 ГК РФ, верно счел установленным, что вопреки интересам населения муниципальным образованием Саянский район и администрацией Тинского сельсовета спорное имущество по концессионному соглашению не передавалось, а договор аренды имущества муниципальной собственности от 19 июня 2019 года №03/06-19 заключен с нарушением требований федерального законодательства, что свидетельствует о нарушениях законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, о защите конкуренции и муниципальной собственности при распоряжении объектами теплоснабжения, допущенных ответчиками, которые не устранены до настоящего времени, что привело к созданию для ООО «Агрокомплект» преимущественных условий в получении возможности эксплуатации имущества по истечении срока действия договора и, следовательно, к недопущению конкуренции между претендентами на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, возложении на администрацию Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края, администрацию Саянского района Красноярского края обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов, и, как следствие, нарушению прав потребителей тепла, то есть, неопределенного круга лиц.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Отказывая в удовлетворении заявления о передаче дела по подсудности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями норм процессуального права, правомерно исходил из того, что, обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор действует в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ. Данное основание для обращения прокурора с иском в арбитражный суд не предусмотрено, следовательно, у суда не имелось оснований для передачи настоящего дела по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отвергает доводы апелляционной жалобы о нарушении норм подсудности при рассмотрении настоящего дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов в решении. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саянского районного суда Красноярского края от 31 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - главы администрации Тинского сельсовета Саянского района Красноярского края – Бридова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: