Решение по делу № 33а-4300/2020 от 27.01.2020

Судья: Волкова Т.Ю.                                                         Дело <данные изъяты>а-4300/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего <данные изъяты>

судей Соколовой Н.М., <данные изъяты>.,

при помощнике судьи Налапкине А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционной жалобе Акавова М. К. на решение Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по его административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действий (бездействия) ФСИН России, о возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Акавова М.К., представителя ФСИН России ? Головиной И.В.,

у с т а н о в и л а :

Акавов М.К. оспорил в суде решения, действия (бездействия) ФСИН России, касающиеся его перевода, как осужденного, в январе 2010 года в    ИК-6 <данные изъяты>, в октябре       2011 года в ОИК-36 ИК-5 д. <данные изъяты> для отбывания наказания по приговору суда без предварительного информирования об этом, без учета его мнения и семейного положения.

Ссылался на то, что приговорами Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> и от <данные изъяты> осужден к           23 годам лишения свободы. До осуждения постоянно проживал в Орехово-<данные изъяты>, где также проживали его семья: супруга, малолетняя дочь, брат и сестра со своими семьями. Кроме того, большинство его родственников проживают в <данные изъяты> Республики Дагестан, где в настоящее время проживает его супруга и дочь. После вступления приговора в законную силу для отбывания наказания был направлен и прибыл в 2001 году в ИК-9 <данные изъяты>, в январе 2010 года переведен в ИК-6 <данные изъяты>, в октябре 2011 года переведен в ОИК-36 ИК-5 д. <данные изъяты>, прибыл в ноябре 2011 года. После перевода в <данные изъяты> членами семьи и другими родственниками стало невозможно навещать его по причине отдаленности места отбывания наказания. При направлении его для отбывания наказания в <данные изъяты>, а затем в <данные изъяты> административный ответчик не учитывал его законные интересы. Просил обязать перевести его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, находящееся на территории <данные изъяты> или Республики Дагестан, либо на территории соседних с ними регионов; предоставить статистические данные, подтверждающие невозможность направления его для отбывания наказания в названные регионы с 2001 года до настоящего времени.

Решением Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Акавов М.К. в апелляционной жалобе просит его отменить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Из смысла статей 218 (часть 1) и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным таких ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

При этом в статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1); пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришел к выводу о значительном пропуске административным истцом трехмесячного срока обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без уважительных причин. Акавову М.К., осужденному к лишению свободы сроком на 22 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, стало известно о направлении для отбывания наказания в исправительное учреждение в <данные изъяты> в 2001 году, о направлении в исправительное учреждение в <данные изъяты> в 2011 году, а в суд он обратился только <данные изъяты> Ходатайство о восстановлении срока не заявлял, каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления об оспаривании действий ФСИН России в суд в установленный законом срок, не приведено.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда и принимает во внимание, что положения части 1 статьи 218 и части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданам, организациям, иным лицам право обратиться в суд в трехмесячный срок, со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Доказательств того, что, действуя разумно и добросовестно, административный истец столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременному направлению административного искового заявления в суд, и наличия условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представил.

Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что оспариваемые действия ФСИН России соответствует закону и прав административного истца не нарушают, поскольку он был направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение в связи с отсутствием условий для его размещения по месту осуждения (жительства), что соответствует требованиям уголовного исполнительного законодательства.

Размещение осужденного в исправительных учреждениях <данные изъяты>, соответствующих установленному по приговору суда виду наказания ? строгий режим, было невозможно, в связи с чем после вступления приговора в законную силу Акавов М.К., осужденный за совершение преступлений, предусмотренных ст. 126 ч. 2, ст. 161 ч. 2, ст. 131 ч. 2 УК РФ, был направлен в 2001 году для отбывания наказания в исправительное учреждение <данные изъяты>, а в 2011 году в <данные изъяты>, где и отбывает в настоящее время наказание.

Доказательств, что имеются медицинские показания и иные указанные в законе основания, препятствующие нахождению Акавова М.К. в ОИК-36 ИК-<данные изъяты>, не представлено. Административный иск мотивирован лишь разрывом социальных и семейный связей с родственниками и близкими, отдаленностью места нахождения исправительного учреждения от места жительства членов семьи.

В соответствии с частью первой статьи 75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от          <данные изъяты> <данные изъяты>-О указал, что устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

В силу части второй статьи 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от          <данные изъяты> <данные изъяты>-О-О признал, что часть вторая статьи 73 УИК РФ в системной связи с частью первой той же статьи допускают возможность направления осужденных для отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в случае отсутствия в данном субъекте Российской Федерации исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях. Указанные нормы корреспондируют положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации. Названные правила имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (часть четвертая статьи 3 УИК РФ).

Осужденные за преступления, предусмотренные, в том числе статьей 161 УК РФ, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы (часть четвертая статьи 73 УИК РФ).

Положения данной нормы направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивности, причин и иных обстоятельств его совершения, а также данных о лице, его совершившем, и тем самым создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части второй статьи 43 УК РФ являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>-О-О, от <данные изъяты> <данные изъяты>-О-О и от <данные изъяты> <данные изъяты>-О-О).

Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (далее ? Инструкция), утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, действовавшей на период возникновения рассматриваемых правоотношений предусматривалось, что направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу (пункт 3); направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены (пункт 5); при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (пункт 6); осужденные за преступления, предусмотренные перечисленными в части четвертой статьи 73 УИК РФ статьями уголовного закона, как правило, направляются для отбывания наказания в пределах субъекта Российской Федерации, где они были осуждены; в случае невозможности содержания таких лиц по месту осуждения они направляются для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации по решению ФСИН России (пункт 8).

В соответствии с частью второй статьи 81 УИК РФ, пунктами 10, 11 Инструкции перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии вышеуказанных оснований по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

Акавов М.К. был направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение <данные изъяты>, а впоследствии в <данные изъяты> в соответствии с частью 4 статьи 73 УИК РФ, где имелись условия его размещения. При этом, место отбывания осужденным наказания определено административным ответчиком не произвольно и соответствует виду наказания, определенному приговором суда.

Удаленность ОИК-36 ИК-<данные изъяты> от места жительства осужденного и его близких родственников не свидетельствует о нарушении административным ответчиком положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (<данные изъяты>), поскольку непреодолимые препятствия для административного истца иметь свидания, получать и посылать почтовые отправления, вести телефонные переговоры, которые регламентированы нормами УИК РФ не создает.

Оспариваемые действия не противоречат государственной политике сохранения семьи. Причин полагать, что в отношении Акавова М.К. и членов его семьи допущено чрезмерное вмешательство государства в личную (семейную) жизнь, не имеется.

Исходя из изложенного, оснований для признания незаконными решений, действий (бездействия) ФСИН России не имеется, так как незаконных решений, действий (бездействия) административного ответчика в связи с направлением административного истца для отбывания наказания в ИК-<данные изъяты> и в ОИК-36 ИК-<данные изъяты> не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Акавова М. К. ? без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-4300/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Белова Анна Сергеевна
Акавов М.К.
Федеральная служба исполнения наказаний России
Суд
Московский областной суд
Судья
Соколова Н.М.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее