Решение по делу № 33а-14027/2019 от 22.04.2019

    Судья: Миронова Т.В.                                           Дело <данные изъяты>а-14027/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Варламовой Е.А., Фенко Е.А.,

при секретаре Фрейдине В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2019 года апелляционную жалобу ПО.а О. М. на решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ПО.а О. М. к ГУ МВД России по <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя П. О.М. – Батиновой Е.Л.,

УСТАНОВИЛА:

П. О.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МВД России по <данные изъяты> о признании незаконным решения <данные изъяты> от 21.12.2018г. по итогам рассмотрения его заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

    Решением Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.

    В апелляционной жалобе П. О.М. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

    Заслушав пояснения лица, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Вопросы предоставления лицам временного убежища регламентированы нормами Федерального закона от <данные изъяты> N 4528-1 "О беженцах".

Данный закон рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).

Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).

Согласно п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от <данные изъяты> N 7-П).

Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что ПО. О. М., <данные изъяты> года рождения, является гражданином Соединенных Штатов А.. Родился в <данные изъяты>, родной язык – русский, в совершенстве владеет английским языком.

Женат на гражданке РФ П. Т.А., <данные изъяты> г.р. (свидетельство о заключении брака выдано Дворцом Бракосочетания <данные изъяты> УЗАГС <данные изъяты> <данные изъяты>) В совместном браке имеют несовершеннолетних детей: сына Полищука Д. О., <данные изъяты> г.р., Полищук Д. О., <данные изъяты> г.<данные изъяты> являются гражданами РФ.

П. О.М. неоднократно посещал территорию Российской Федерации, последний раз прибыл на территорию Российской Федерации <данные изъяты> При пересечении Государственной границы предъявил паспорт гражданина США <данные изъяты> Въездная виза не требовалась, так как на момент въезда имел вид на жительство в Российской Федерации.

До прибытия на территорию Российской Федерации П. О.М. постоянно проживал на территории Соединенных Штатов А. в <данные изъяты>.

В настоящее время П. О.М. пребывает на территории <данные изъяты>, состоит на миграционном учете по адресу: <данные изъяты>, бульвар Маршала Крылова, <данные изъяты>. Данная квартира была приобретена его супругой П. Т.А. по кредитному договору <данные изъяты> от <данные изъяты>, истец является поручителем по данному кредитному договору. Документов, разрешающих осуществлять трудовую деятельность иностранным гражданам на территории Российской Федерации не имеет.

<данные изъяты> П. О.М. обратился в УВМ ГУ МВД России по <данные изъяты> с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. От подачи ходатайства о признании его беженцем на территории Российской Федерации отказался, о чем написал соответствующее заявление.

При проведении анкетирования П. О.М. сообщил, что острых либо хронических заболеваний, препятствующих выезду с территории Российской Федерации (оказания неотложной медицинской помощи) не имеет. Был направлен на обязательное медицинское освидетельствование, по результатам которого заболеваний не выявлено.

П. О.М. указал, что реальной угрозы быть подвергнутому пыткам, жестокому обращению, насилию на территории США для него нет. Ни полицией, ни военными властями какой-либо из стран не разыскивается. В инциденты с применением физического насилия вовлечен не был.

Согласно приговору Басманного районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> П. О. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.4 ст159 УК РФ, приговорен к наказанию в виде 1 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание на территории <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (справка об освобождении <данные изъяты>).

В политических, религиозных либо общественных организациях истец не состоял. Считает Российскую Федерацию своей родиной, так как рожден в РСФСР. Также указал, что покинул государство гражданской принадлежности из-за жены и детей, которые являются гражданами Российской Федерации. Опасается покидать территорию Российской Федерации из-за того, что имеет судимость, и въезд на территорию Российской Федерации ему могут запретить, тем самым он не сможет находиться со своей семьей. Супруге П. О. в выдаче визы в Посольстве США в <данные изъяты> отказали по неизвестным причинам.

В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> П. О.М. имел разрешение на временное проживание в Российской Федерации. В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> имел вид на жительство в Российской Федерации. Документы на приобретение гражданства Российской Федерации не успел подать вовремя, так как отбывал наказание в период последнего года действия вида на жительство.

Со слов административного истца, на территории США в <данные изъяты> проживают его родители.

Результат проверки по учетам СПО «Мигрант-1» МВД России показал, что П. О.М. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст.12.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа. В контрольном списке лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, не значится.

Решением от <данные изъяты> л/<данные изъяты> по итогам рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданину Соединенных Штатов А. П. О.М. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований предусмотренных пп 2 п.2 ст.12 Федерального закона «О беженцах», п.7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и установленные на их основе обстоятельства, суд не нашел оснований для удовлетворения административного искового заявления, посчитав, что административным истцом не было приведено объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих его опасения стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам.

Административный ответчик в полной мере рассмотрел все обстоятельства и правомерно сделал вывод об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку данный институт не подменяет собой легализацию положения иностранных граждан в Российской Федерации, а заявленные основания иска не подтверждают наличие гуманных причин, дающих основания для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

Само по себе наличие членов семьи, граждан Российской Федерации, не является обстоятельством временного характера и не может рассматриваться как единственное обстоятельство, требующее предоставление временного убежища на территории Российской Федерации.

Судом сделан верный вывод о том, что П. О.М. рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.

Подобное понимание административным истцом порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 4528-1 «О беженцах».

Правильно установив обстоятельства по делу, дав оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, правильно учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от <данные изъяты> N 1317-О-П "По жалобе Закарии Мусы Я. М., М. и ряда других иностранных граждан на нарушение их конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

    Выводы суда основаны на правильном применении норм материального закона. Нарушения норм процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.

    Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, которым суда первой инстанции дал правовую оценку, направлены на несогласие с выводами суда, однако их не опровергают, и оснований к отмене законного и обоснованного судебного акта не содержат.

    Изложенные представителем в заседании судебной коллегии доводы о том, что П. О. может быть по прибытии в США подвергнут наказанию в связи с тем, что доводил до сотрудников посольства США намерение отказаться от американского гражданства, а также в связи с тем, что посещал Крым, являются предположительными и не влекут отмену обжалуемого решения суда.

    Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-14027/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Полищук О.М.
Ответчики
Главное управление МВД России по Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Варламова Е.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
29.04.2019[Адм.] Судебное заседание
22.04.2019Судебное заседание
10.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2019Передано в экспедицию
29.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее