РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Визинга Республики Коми |
20 февраля 2024 года |
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре Касевой Л.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Сысольского района Овчинникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Сысольского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени И.П. Морозова» с. Межадор об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Сысольского района Республики Коми, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор с требованиями об обязании в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, путем устранения неисправности системы оповещения и управления эвакуацией, либо оборудование объекта автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; ремонта системы контроля управления доступом на главном входе объекта, ограждения периметра объекта забором. В обоснование требований указывает, что прокуратурой Сысольского района на основании решения о проведении проверки № 1 от 10.01.2024, поручения прокуратуры Республики Коми, с привлечением специалистов ОВО по Сысольскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» проведена проверка исполнения МБОУ «OOШ им. И.П. Морозова» с. Межадор требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», по результатам которой установлено следующее. В соответствии с п. 3.1, 3.2, 3.6 Устава, утвержденного постановлением главы муниципального района «Сысольский» - руководителя администрации муниципального района «Сысольский» ФИО1 от 20.04.2023 № 4/562 управление Учреждением осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности; единоличным исполнительным органом Учреждения является директор, который осуществляет ткущее руководство деятельностью Учреждения; директор осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, несет ответственность за деятельность Учреждения. В отношении объекта (территорий) школы МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, уполномоченной комиссией проведена процедура обследования и категорирования, по результатам которой указанному объекту присвоена четвертая категория опасности, которая отражена в паспорте безопасности объекта, утвержденного 13.05.2022 директором МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор. МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор, объект (территория) которой расположен по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, допущены следующие нарушения.
В нарушение п. п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20, подп. «в», подп. «и» п. 24 Требований строительство ограждения территории общеобразовательной организации не завершено, система контроля управления доступом на главном входе объекта находится в неисправном состоянии. Таким образом, мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц не могут быть реализованы. На территории образовательной организации не обеспечивается пропускной и внутриобъектовый режимы, в связи с чем, создается угроза жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации.
В нарушение п. п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20, подп. «в», подп. «и» п. 24 Требований строительство ограждения территории общеобразовательной организации не завершено, система контроля управления доступом на главном входе объекта находится в неисправном состоянии.
Таким образом, мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц не могут быть реализованы. На территории образовательной организации не обеспечивается пропускной и внутриобъектовый режимы, в связи с чем, создается угроза жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации.
В нарушение подп. «д» п. 24, п. 31 Требований на объекте (территория) образовательной организации система оповещения и управления эвакуацией неисправна.
Прокуратурой района 11.01.2024 в адрес начальника Управления образования администрации муниципального района «Сысольский» внесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства. Кроме того, 29.01.2024 в отношении директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа имени И.П. Морозова» с. Межадор возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 Ко АП РФ, которое направлено для рассмотрения мировому судье Сысольского судебного участка Республики Коми.
В судебном заседании 20.02.2024 суду представлен отказ прокурора Сысольского района Республики Коми от части исковых требований к ответчику: обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени И.П. Морозова» с. Межадор, в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, путем устранения неисправности системы оповещения и управления эвакуацией, либо оборудование объекта автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Отказ от части иска мотивирован добровольным исполнением требований прокурора в указанной части.
Старший помощник прокурора Сысольского района Республики Коми Овчинников А.А., в судебном заседании поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении исковые требования, а именно: обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени И.П. Морозова» с. Межадор, в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, путем ремонта системы контроля управления доступом на главном входе объекта, ограждения периметра объекта забором.
Представитель ответчика МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, в адрес суда направил письменный отзыв, в котором указал, МБОУ «ООШ имени И.П. Морозова» с.Межадор устранена неисправность системы оповещения и управления эвакуацией, ограждение периметра объекта забором планируется осуществить летом 2024 года, ремонт системы контроля управления доступом на главном входе объекта планируется провести в ближайшее время, подана заявка в КРО ВДПО, с требованиями прокурора Сысольского района Республики Коми согласны.
Третьи лица Администрация МР «Сысольский», Управление образования АМР «Сысольский», уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, мнения по заявленным требованиям не выразили.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ при установленной явке.
Заслушав старшего помощника прокурора Сысольского района Республики Коми, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст.ст. 2, 7, 72 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях обеспечения которых деятельность государства (государственных органов) направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона № 273-ФЗ) организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-Ф3 организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее - Концепция).
Согласно подп. «б» п. 13 Концепции предупреждение терроризма осуществляется, в том числе, путем принятия мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон «О противодействии терроризму»).
Из п. 7 ст. 2 Закона «О противодействии терроризму» следует, что приоритет мер предупреждения терроризма установлен в качестве одного из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объектов (территорий) следует понимать состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 5 Закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В целях реализации указанного полномочия Правительством Российской Федерации постановлением от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
В соответствии с п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Согласно п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно п. 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
В соответствии с п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20) на территории хозяйствующего субъекта должны соблюдаться следующие требования: собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями. Аналогичное положение закреплено в п. 6.4.3 Свода правил 251.1325800.2016 «Здания образовательных организаций. Правила проектирования»
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно ч. 8 ст. 51 Федеральный закона № 273-Ф3 руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.
В соответствии с п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Судом установлено, что прокуратурой Сысольского района на основании решения о проведении проверки № 1 от 10.01.2024, поручения прокуратуры Республики Коми, с привлечением специалистов ОВО по Сысольскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» проведена проверка исполнения МБОУ «OOШ им. И.П. Морозова» с. Межадор требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
В ходе проверки установлено, что объекту МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор, расположенному по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, присвоена четвертая категория опасности, которая отражена в паспорте безопасности объекта, утвержденного 13.05.2022 директором МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор, в отношении указанного объекта допущены следующие нарушения.
В нарушение п. п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20, подп. «в», подп. «и» п. 24 Требований строительство ограждения территории общеобразовательной организации не завершено, система контроля управления доступом на главном входе объекта находится в неисправном состоянии.
Таким образом установлено, что на территории образовательной организации не обеспечивается пропускной и внутриобъектовый режимы, в связи с чем, создается угроза жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации.
В нарушение подп. «д» п. 24, п. 31 Требований на объекте (территория) образовательной организации система оповещения и управления эвакуацией неисправна.
Прокуратурой района 11.01.2024 в адрес начальника Управления образования администрации муниципального района «Сысольский» внесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства.
Таким образом установлено, что должностными лицами МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор допущено бездействие, выраженное в неисполнении обязанности по соблюдению законодательства о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования, что может увеличить угрозу совершения террористического акта на территории МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор.
В судебном заседании 20.02.2024 суду представлен отказ прокурора Сысольского района Республики Коми от части исковых требований к ответчику: обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени И.П. Морозова» с. Межадор, в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, путем устранения неисправности системы оповещения и управления эвакуацией, либо оборудование объекта автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Отказ от части иска мотивирован добровольным исполнением требований прокурора в указанной части.
Определением Сысольского районного суда от 20.02.2024 принят отказ прокурора Сысольского района Республики Коми от исковых требований от указанных требований, производство по делу в указанной части прекращено.
Суд считает установленным, что ответчиком МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор не представлено доказательств подтверждающих выполнения требований прокурора по устранению допущенных нарушений законодательства по противодействию терроризму, а именно не осуществлен ремонт системы контроля управления доступом на главном входе объекта, ограждения периметра объекта забором.
Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из трудовых и иных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исследовав и оценив представленные в деле доказательства, принимая во внимание, что ответчиком не представлены в полном объеме доказательства принятия им мер, направленных на противодействие терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования, поскольку влекут за собой возникновение угрозы безопасности неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих учреждение в образовательных целях. Непринятие мер по своевременному устранению выявленных нарушений в значительной мере способствует складыванию негативной ситуации в сфере соблюдения прав граждан на охрану их жизни и здоровья, а так же, с учетом того, что ответчик МБОУ «ООШ им. И.П. Морозова» с. Межадор признал исковые требования прокурора законными и обоснованными, суд полагает, что требования прокурора и.о. Сысольского района РК подлежат удовлетворению, а именно: обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени И.П. Морозова» с. Межадор, в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, путем ремонта системы контроля управления доступом на главном входе объекта, ограждения периметра объекта забором.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Сысольского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени И.П. Морозова» с. Межадор, в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Межадор, д. Шорсай, д. 30, путем ремонта системы контроля управления доступом на главном входе объекта, ограждения периметра объекта забором.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Председательствующий – подпись
Копия верна. судья Г.Д. Фомина