Адм. дело № 2а-685/2022 (2а-5618/2021)
УИД 21RS0023-01-2021-009040-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2022 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Волковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте:
------
информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в сфере соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте https://cheboksary.sam-poehals.com/ для свободного доступа неограниченного круга лиц, информации, содержащей предложение о возможности приобретения водительских удостоверений. Продажа документа на право управления транспортными средствами (водительских удостоверений) осуществляется без прохождения медицинского обследования у специалистов, соответствующего обучения и сдачи экзаменов в органе государственной власти, уполномоченных выдавать водительские удостоверения (Государственной инспекции безопасности дорожного движения). Вход на ресурс свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием интернет-страниц на сайте и скопировать информацию в электронном виде, приобрести предлагаемые документы может любой пользователь сети «Интернет». Информация на Интернет-ресурсе распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. Информация нарушает положения Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») и иных нормативных правовых актов, регулирующих указанные на сайтах правоотношения. Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. В ходе проверки установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанного сайта (страницы), их местонахождении и юридическом адресе отсутствуют, в связи с чем направить запрос в их адрес и привлечь к участию в деле не представляется возможным. Руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», учитывая установление запрета на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, истец просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию о порядке и условиях получения фиктивных документов на право управления транспортными средствами, размещенную на интернет-сайте ------
Прокурор Афанасьева Е.Г. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, пояснила, что на дату рассмотрения дела доступ к указанному в административном иске интернет-сайту неограничен, интернет-страницы на сайте содержат информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации. Лицо, разместившее информацию, и его адрес неизвестны, доменное имя зарегистрировано за пределами Российской Федерации.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии (далее – Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии), извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя и направило письменный отзыв.
В отзыве на административное исковое заявление указано, что в соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Ст. 9 этого же закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя. Таким образом, целесообразно её применение к данному спору. В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
В сети Интернет сведения, позволяющие установить местонахождение лиц, зарегистрировавших доменное имя интернет-сайта: ------/, для обеспечения возможности привлечения их к участию в деле, отсутствуют.
Изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, огласив письменный отзыв заинтересованного лица, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или Российской Федерации. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования ФЗ № 149.
В соответствии со ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно- телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).
Частью 6 статьи 10 указанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу части 1 статьи 9 выше указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пояснениям прокурора, выступающего в качестве административного истца, на момент рассмотрения административного дела доступ к информации на интернет-страницах, указанных в иске, сохранен без изменения содержания.
Из акта проверки от 3 декабря 2021 года, составленного пом.прокурора района Фомичевой О.В., следует, что на интернет-сайте: ------/, размещена информация с предложением путем заказа приобрести за плату документов, дающих право на управление транспортными средствами (водительских удостоверений). Доступ на сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием может любой интернет-пользователь.
Изображение интернет-сайта (интернет-страниц) приложено. Из изображения следует, что пользователям предлагается приобрести за деньги водительские права (любой категории).
Доступ на интернет-сайт: ------/, свободный.
Осмотром интернет страницы судом установлено, что пользователям предлагается купить водительских права любой категории, для их изготовления предоставить фотографию своего паспорта и личную фотографию соответствующего размера, адрес доставки, ФИО получателя и номер телефона. Размещена стоимость водительских удостоверений всех категорий, представлены фотографии образцов.
На интернет-сайте размещена информация, содержащая порядок действий по покупке водительского удостоверения без фактического обучения в автошколе и сдаче экзаменов ГИБДД, которая фактически способствует совершению интернет-пользователями преступлений и административных правонарушений.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, задачами Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В ст. 25 Федеральный закон № 196-ФЗ регулируются основные положения по допуску к управлению транспортными средствами и указано, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (ч.4 ст. 25 Федеральный закон № 196-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, согласно п.2 которых проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений; прием документов о выдаче, а также выдача поступивших из подразделений Госавтоинспекции российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдача международных водительских удостоверений могут осуществляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры).
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются уголовно наказуемыми преступлениями (ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Уголовная ответственность наступает за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР (ст. 324 УК РФ).
Статья 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.
Так, согласно ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ административным правонарушением является управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), что влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа – является распространением запрещенной информации.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования полученных без обращения в ГИБДД водительских удостоверений, предоставляющих право управления транспортным средством, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению незаконных действий, в том числе преступлений, и способствуют их совершению.
Учитывая, что приобретение с нарушением законодательства документов, выдаваемых гражданам органом государственной власти – ГИБДД, влечет негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на интернет-сайте ------/ размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как эта информация способна побудить лиц к приобретению поддельных официальных документов, фактически способствует совершению преступлений, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
На момент рассмотрения административного дела доступ к информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, на указанной в административном иске странице сохранен без изменения содержания.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На день вынесения решения суда данная интернет страница в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru /).
В силу ч.1 ст.188, ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте: ------/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацией, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте: ------/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы или представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Е.Н. Волкова
Мотивированное решение составлено дата