Решение по делу № 2-2257/2018 от 26.09.2018

Дело № 2-2257/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2018 года                                                         г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                                         Беспаловой Т.Е.,

при секретаре                                                                    Конгуновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атамановой З.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительным медицинского освидетельствования, восстановлении <данные изъяты> группы инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

    Атаманова З.Ю. обратилась в суд с исковыми требованиями к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ ГБ МСЭ по РА) о признании недействительным фальшивое медицинское освидетельствование, составленное Бюро МСЭ №1 г. Горно-Алтайска, восстановлении <данные изъяты> группы инвалидности, мотивируя заявленные требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ей ежегодно устанавливалась <данные изъяты> группа инвалидности в связи с установлением диагноза <данные изъяты>. При очередном освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности безосновательно, без учета имеющего заболевания.

В судебном заседании истец не принимала участия, направив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Кыдатова Г.Б., действующая на основании доверенности, возражала относительно заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении на иск. В письменном возражении на иск указано, что Атаманова З.Ю. освидетельствована с целью определения группы инвалидности, а так же разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ бюро МСЭ №1 смешанного профиля. Основное заболевание : код . Последствия комплексного лечения ( <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты>) по поводу <данные изъяты>, <данные изъяты>. Стойкие умеренные нарушения функций <данные изъяты>. Стойкие незначительные нарушения функций <данные изъяты>. Сопутствующее заболевание: код . <данные изъяты>. <данные изъяты>, вне обострения, без нарушения функций. <данные изъяты>. <данные изъяты>, без нарушения функций. По результатам освидетельствования установлена <данные изъяты> группа инвалидности с причиной <данные изъяты> бессрочно. Разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. С целью обжалования решения первичного бюро, освидетельствована экспертным составом главного бюро ДД.ММ.ГГГГ. Основное заболевание: код . Последствия комплексного лечения (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты>) по поводу <данные изъяты>, <данные изъяты>. Стойкие умеренные нарушения функций <данные изъяты>, <данные изъяты>. Стойкие незначительные нарушения функций <данные изъяты>. Сопутствующее заболевание: код . <данные изъяты>. стойкие незначительные нарушения функций <данные изъяты>. <данные изъяты>, вне обострения, стойкие незначительные нарушения функций <данные изъяты>. <данные изъяты>. <данные изъяты> стойкие незначительные нарушения функций <данные изъяты>. Истица воспользовалась правом обжалования в ФГБУ «ФБ МСЭ Минтруда России». По результатам освидетельствования решение не изменено. Таким образом, в результате проведенной экспертно-реабилитационной диагностики выявлено нарушение здоровья <данные изъяты> выраженности стойких нарушений функций организма человека, приводящее к ограничению основных категорий жизнедеятельности: к самообслуживанию <данные изъяты>, трудовой деятельности <данные изъяты>, определяющих необходимость его социальной защиты, что является основанием для установления инвалидности ( в соответствии с п.8 части IV Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минтруда России от 17.12.2015 №1024н). Нарушение здоровья <данные изъяты> выраженности стойких нарушений функций <данные изъяты> оценены в <данные изъяты> ( в соответствии с п.2.4.2.2 количественной оценки стойких расстройств функций организма Классификаций и критериев), что является основанием для установления <данные изъяты> группы инвалидности ( в соответствии с п.12 V Классификаций и критериев).

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований на основании следующего:

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил). Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка). В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Атамановой З.Ю. БУЗ РА «Республиканская больница» было выдано направление ДД.ММ.ГГГГ на медико-социальную экспертизу.

Атаманова З.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Бюро N 1ФКУ ГБ МСЭ по РА с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы на предмет установления группы инвалидности, разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, что подтверждается записью в Журнале регистрации поступающих документов (получателей государственной услуги по проведению МСЭ) ФКУ ГБ МСЭ по РА.

По результатам освидетельствования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ Бюро МСЭ №1 (смешанного профиля) ФКУ ГБ МСЭ по РА, Атамановой З.Ю. установлена <данные изъяты> группа инвалидности по <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы , актом медико-социальной экспертизы гражданина .

В обоснование экспертного решения в п.82 протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы указано: в результате проведенной экспертно- реабилитационной диагностики выявлено нарушение здоровья <данные изъяты> выраженности стойких нарушений функций организма человека ( в диапазоне от <данные изъяты> до <данные изъяты> процентов), приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности в категориях к самообслуживанию <данные изъяты>, к трудовой деятельности <данные изъяты>, определяющих необходимость его социальной защиты, что является основанием для установления инвалидности в соответствии с частью VI, п.8 Приказа «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты от 17.12.2015 №1024н. Нарушение здоровья человека <данные изъяты> выраженности стойких нарушений функций <данные изъяты> организма человека, оцененные в <данные изъяты> в соответствии с пунктом 2.4.2.2 количественной оценки стойких расстройств функций организма человека, что является основанием для установления <данные изъяты> группы инвалидности, в соответствии с частью V, п.12 Приказа «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты от 17.12.2015 №1024н, с причиной инвалидности –<данные изъяты> бессрочно в соответствии с действующими нормативными документами: Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95 и Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №17 Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности.

В решении федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы отражено максимально выраженное в процентах стойкое нарушение функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектов <данные изъяты>, что отражено в акте от ДД.ММ.ГГГГ Бюро МСЭ №1 ФКУ ГБ МСЭ по РА в отношении Атамановой З.Ю.

В порядке обжалования Атаманова З.Ю. переосвидетельствована очно экспертным составом ФКУ ГБ МСЭ по РА, по результатам принято решение: инвалидность <данные изъяты> группа, <данные изъяты>, бессрочно, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ . При этом обоснование экспертного решения изложено аналогично обоснованию экспертного решения Бюро МСЭ №1.

В порядке обжалования Атаманова З.Ю. переосвидетельствована заочно экспертным составом смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, по результатам принято решение: инвалидность <данные изъяты> группа, <данные изъяты>, бессрочно, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ . При этом обоснование экспертного решения изложено аналогично обоснованию экспертного решения Бюро МСЭ №1.

Суд считает экспертные решения принятые экспертным составом ФКУ ГБ МСЭ по РА и экспертным составом смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России о правильности установления Атамановой З.Ю. <данные изъяты> группы инвалидности бессрочно по <данные изъяты> достаточными доказательствами, свидетельствующими о законности и обоснованности обжалуемого истцом решения Бюро МСЭ №1 смешанного типа ФКУ ГБ МСЭ по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца о вынесении экспертными составами решений без учета положений Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1024н от 17.12.2015 "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" опровергаются вышеуказанными доказательствами, представленными ответчиком, поскольку в обосновании экспертных решений указано на применение этого нормативного акта.

Доводы истца о фальшивости медицинского освидетельствования не подтверждены доказательствами.

Довод истца о наличии заболевания – <данные изъяты>, обуславливающего установление <данные изъяты> группы инвалидности, не может являться основанием для признания обжалуемого решения незаконным, поскольку при установлении группы инвалидности учитываются не только диагнозы, согласно медицинским документам, но и критерии для определения группы инвалидности.

    Ввиду приведенных обстоятельств и отсутствия заключения учреждения медико-социальной экспертизы о наличии оснований для установления Атамановой З.Ю. инвалидности <данные изъяты> группы у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Атамановой З. Ю.

Оснований для распределения судебных расходов истца не имеется.

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Атамановой З.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительным медицинского освидетельствования, восстановлении <данные изъяты> группы инвалидности.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

     Судья                                                                                            Т.Е. Беспалова

Решение в окончательной форме принято 09 ноября 2018 года

2-2257/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Атаманова Зинаида Юрьевна
Атаманова З.Ю.
Ответчики
ФКУ Главное бюро МСЭ по Республике Алтай
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
26.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2018Передача материалов судье
27.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2018Судебное заседание
08.11.2018Судебное заседание
09.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее