Решение по делу № 33-6236/2021 от 03.09.2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2021 года                                                             город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Дуки Е.А., Куликовой М.А.,

при секретаре Зинченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску (ФИО)1 в своих интересах и интересах несовершеннолетнего (ФИО)2, к АО «Ипотечное агентство Югры», Департаменту строительства ХМАО – Югры о разрешении социального спора,

встречному иску АО «Ипотечное агентство Югры» к (ФИО)1, (ФИО)3, ПАО «Сбербанк России» о расторжении трехстороннего соглашения,

по апелляционным жалобам (ФИО)1, (ФИО)3 на решение Сургутского городского суда от 01.04.2021 г., которым постановлено:

отказать в удовлетворении исковых требований (ФИО)1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего (ФИО)2, к АО «Ипотечное агентство Югры», Департаменту строительства ХМАО – Югры о признании незаконным решения об исключении из социальной программы, восстановлении в списке участников подпрограммы, выплаты субсидии.

Удовлетворить исковые требования АО «Ипотечное агентство Югры» к (ФИО)1, (ФИО)3, ПАО «Сбербанк» о расторжении трехстороннего соглашения.

Расторгнуть трехстороннее соглашение от 16.10.2013 г. о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору от 09.10.2013 г. № 165, заключенного между АО «Ипотечное агентство Югры», (ФИО)1, (ФИО)3 и ПАО «Сбербанк России».

Взыскать с (ФИО)1, (ФИО)3 в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» компенсацию расходов по оплате государственной пошлины по 3 000 руб. с каждого.

Заслушав доклад судьи Ишимова А.А. судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

(ФИО)1 обратилась в суд с иском о признании незаконным решения АО «Ипотечное агентство Югры» от 21.04.2020 г. об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31.12.2010 г. заявления на получение мер государственной поддержки, признании за истцом и несовершеннолетним ребенком (ФИО)2 права на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым», «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 г.», восстановлении в Едином списке молодых семей, подавших после 31.12.2010 г. заявления на получение мер государственной поддержки с даты подачи заявления, предоставлении субсидии на несовершеннолетнего ребенка (ФИО)2 Требования мотивированы тем, что 30.04.2013 г. (ФИО)1 и (ФИО)3 (супруг истца) приняты ответчиком на учет для предоставления субсидии на (ФИО)2 (сын истца) по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым», признаны участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» составом семьи: (ФИО)1, (ФИО)3, (ФИО)2 программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 г.» 09.10.2013 г. между истцом, (ФИО)3 и ОАО «Сбербанк» заключен ипотечный кредитный договор № 165. 16.10.2013 г. между супругами (ФИО)9, банком и ОАО «Ипотечное агентство Югры» заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору. 21.04.2020 г. ответчиком принято решение об исключении семьи истца из Единого списка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 г.», в связи с установлением факта ухудшения жилищных условий и выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

АО «Ипотечное агентство Югры» обратилось в суд с встречным иском о расторжении трехстороннего соглашения от 16.10.2013 г. о компенсации части процентной ставки по кредитному договору от 09.10.2013 г. № 165. Требования мотивированы тем, что при постановке на учет в качестве участников подпрограмм, семья ответчиков незаконно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. (ФИО)1 скрыла факт ухудшения жилищных условий, в связи с отчуждением 24.10.2011 г. ? доли в праве собственности на (адрес) в (адрес) общей площадью 56,67 кв.м.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе (ФИО)1 оспаривает законность и обоснованность решения. Полагает, что АО «Ипотечное агентство Югры» не имеет права на предъявление встречного иска, в связи с завершением срока действия государственного контракта по организации и исполнению отдельных мероприятий государственной программы ХМАО – Югры «Развитие жилищной сферы». Ответчик не имел права оценивать законность своих решений о признании истцов участниками подпрограмм. Утверждает, что отчуждение принадлежащей ей доли в праве собственности на жилое помещение в (адрес) не является следствием намеренного ухудшения жилищных условий для получения мер государственной поддержки. Ответчик имел возможность проверить жилищные условия истца при рассмотрении заявления о принятии на учет для участия жилищных программах. Просит суд выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить судебный акт в полном объеме.

Апелляционная жалоба (ФИО)3 аналогична по содержанию апелляционной жалобе (ФИО)1

В возражениях на апелляционные жалобы Департамент строительства ХМАО – Югры указывает на несостоятельность изложенных в них доводов.

В суде апелляционной инстанции представитель АО «Ипотечное агентство Югры» (ФИО)6 просила оставить без изменения решение суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Под интересами законности с учетом положений ст. 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил значимые обстоятельства, надлежаще проверил доводы и возражения сторон и правомерно пришел к изложенным в решении выводам.

Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 23.12.2010 г. № 368-п утверждена целевая программа ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года». Государственным заказчиком программы определен Департамент строительства ХМАО – Югры.

Предоставление мер государственной поддержки категориям граждан, определенных настоящей Программой, осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа непосредственно или через органы местного самоуправления, государственные учреждения и иные организации, привлекаемые в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа посредством заключения государственного контракта (Раздел 5. «Механизм реализации целевой программы» паспорта целевой программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры» на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года»).

На основании государственных контрактов с Департаментом строительства ХМАО – Югры к реализации указанной целевой программы привлечено АО «Ипотечное агентство Югры» (ранее ОАО «Ипотечное агентство Югры»).

22.04.2013 г. (ФИО)1 и (ФИО)3 подали в АО «Ипотечное агентство Югры» заявления об участии в подпрограммах «Доступное жилье молодым», «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 г.»

    В соответствии с п. 1, 1.4 ст. 6 «Порядка реализации целевой программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 05.04.2011 г. № 108-п) участником целевой программы (подпрограммы) является гражданин РФ, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 3 настоящего Порядка (за исключением участников подпрограммы 1) и отнесенный, в том числе, к категории молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии (далее – молодая семья).

    Согласно п. 2.1 Порядка государственная поддержка участников целевой программы осуществляется в виде субсидии на первоначальный взнос при ипотечном кредитовании, оплату договора приобретения (строительства) жилого помещения, погашение основного долга по кредиту (займу), предоставленному банком или организацией, предоставляющей займы, на цели приобретения (строительства) жилого помещения, погашения основного долга по кредиту (займу) на погашение льготного жилищного займа, кредита (займа), предоставленного с компенсацией части процентной ставки по подпрограмме 4 целевой программы или подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2005 – 2015 годы» (утв. Законом ХМАО – Югры от 11.11. 2005 г. № 103-оз).

    Государственная поддержка гражданам по подпрограммам 2 может осуществляться путем предоставления права одновременного участия в подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» (п. 3 ст. 4 Порядка).

Нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются граждане являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров (п. 2.4 ст. 3 Порядка).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений (п. 3 ст. 3 Порядка).

Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи (п. 5 ст. 3 Порядка).

На момент подачи заявления 22.04.2013 г. (ФИО)1 и (ФИО)3 состояли в браке, жили в качестве членов семьи собственника в квартире общей площадью 36,4 кв.м. по адресу: (адрес).

С 27.09.2004 г. в собственности (ФИО)3 находилась ? доля в праве собственности на квартиру общей площадью 90,6 кв.м. по адресу: (адрес).

Обеспеченность членов семьи заявителей жильем составляла 16,56 кв.м. (36,4/4*3/3 + 90,6/4/3), т.е. они не нуждались в улучшении жилищных условий, соответственно, не имели права на участие в подпрограммах с предоставлением мер государственной поддержки.

В отсутствие правовых оснований ОАО «Ипотечное агентство Югры» без указания мотивов принимает 30.04.2013 г. решения о признании (ФИО)1 и (ФИО)3 участниками подпрограмм «Доступное жилье молодым» и «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 г.».

     09.03.2013 г. между (ФИО)1, (ФИО)3 и ОАО «Сбербанк России» заключен кредитный договор на инвестирование строительства квартиры по (адрес), мкр. 5, (адрес), в (адрес).

16.10.2013 г. между сторонами и ПАО «Сбербанк России» заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору от 09.03.2013 г.

10.04.2018 г. (ФИО)1 и (ФИО)3 зарегистрировали прекращение брака.

31.01.2020 г. (ФИО)3 подал заявление в АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении его из состава семьи участника подпрограмм (ФИО)1, в связи с регистрацией прекращения брака. Между тем, из указанного заявления и материалов дела следует, что после регистрации прекращения брака (ФИО)3 и (ФИО)1 продолжают жить в одной квартире.

На основании указанного заявления (ФИО)3 снят с учета по п.п. 1 п. 7 «Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31.12.2010 г. заявления на получение мер государственной поддержки» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 05.10.2018 г. № 346-п).

21.04.2020 г. АО «Ипотечное агентство Югры» приняло решение об исключении (ФИО)1 из Единого списка молодых семей, подавших после 31.12.2010 г. заявления на получение мер государственной поддержки по п.п. 4, 7 п. 7 Порядка. Признаны недействительными решения о признании участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года».

Согласно п.п. 4, 7 п. 7 «Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31.12.2010 г. заявления на получение мер государственной поддержки» (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 05.10.2018 г. № 346-п) граждане исключаются из единого списка в случаях: намеренного ухудшения жилищных условий в соответствии с пунктом 4 порядка; выявления в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений.

Из материалов дела следует, что при подаче в апреле 2013 г. заявления об участии в подпрограммах «Доступное жилье молодым», «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 г.» (ФИО)1 скрыла факт наличия у нее до 24.10.2011 г. ? доли в праве собственности на квартиру общей площадью 68,7 кв.м. по адресу: (адрес).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Порядка (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 05.04.2011 г. № 108-п) ухудшение молодой семьей своих жилищных условий путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему (им) на праве собственности в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии, препятствует участию в подпрограммах «Доступное жилье молодым», «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 г.», за исключением случаев, когда до ухудшения жилищных условий члены молодой семьи нуждались в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 3 настоящего Порядка.

(ФИО)2 родился (дата), поэтому на момент отчуждения квартиры в (адрес) (ФИО)1 не нуждалась в улучшении жилищных условий.

Не влекут отмену решения доводы апеллянтов о возможности проверки их жилищных условий при рассмотрении заявлений о принятии на учет, и об отсутствии у АО «Ипотечное агентство Югры» права на предъявление иска о расторжении трехстороннего соглашения от 16.10.2013 г. по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

По смыслу закона, лицо, действовавшее при совершении сделки противоречиво и непоследовательно, лишается права ссылаться на определенные обстоятельства. Это связано с тем, что такое поведение нарушает принцип добросовестности.

Действия (ФИО)1 и (ФИО)3, в связи с сокрытием в заявлении от 22.04.2013 г. факта отчуждения квартиры в (адрес), являются недобросовестными, поэтому они не имели оснований для правомерных ожиданий получения государственной поддержки для улучшения своих жилищных условий.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных договором.

В соответствии с п. 5.2 трехстороннего соглашения от 16.10.2013 г. соглашение может быть расторгнуто в случае выявление факта незаконного участия участников в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», в том числе предоставление участником несоответствующих действительности документов.

АО «Ипотечное агентство Югры» является стороной в трехстороннем соглашении от 16.10.2013 г., поэтому вправе требовать его расторжения в порядке ст. 450 ГК РФ.

В соответствии с п. 3.1 устава АО «Ипотечное агентство Югры» является коммерческой организацией, основной деятельностью которой является извлечение прибыли.

Принимая на учет для участия в подпрограммах семью (ФИО)1 и (ФИО)3, и заключая с ними трехсторонне соглашение от 16.10.2013 г., АО «Ипотечное агентство Югры» распоряжалось не своими, а бюджетными средствами. Предоставление ответчиком мер государственной поддержки лицам, не имеющим на это право, влечет нарушение прав граждан, правомерно находящихся в очереди на получение соответствующих мер государственной поддержки. Решение суда влечет прекращение вышеуказанного нарушения закона.

Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, поэтому жалобы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

решение Сургутского городского суда от 01.04.2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 24.09.2021 г.

Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи     Дука Е.А.
    Куликова М.А.

33-6236/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лиокай Элла Николаевна
Ответчики
Лиокай Артем Александрович
ПАО Сбербанк России
Ипотечное агентство-Югры АО
Департамент строительства ХМАО-Югры
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Ишимов Андрей Андреевич
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
03.09.2021Передача дела судье
21.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2021Передано в экспедицию
21.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее