Решение по делу № 2-3482/2018 от 10.09.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 ноября 2018 года      <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Мангировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Емельяновой О.Д. в интересах Емельянова С.В. к Администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,

                 УСТАНОВИЛ:

Емельяновой О.Д., действующая в интересах Емельянова С.В., обратилась в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации <адрес> об обязании предоставить Емельянову С.В. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте <адрес>, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 15 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь, указав, что распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> по опеке и попечительству <адрес> она назначена опекуном её недееспособного сына Емельянова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время они зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 40,9 кв.м. Её сын Емельянова С.В. является инвалидом <данные изъяты> группы и страдает <данные изъяты>. Совместное проживание его с другими членами семьи не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГг. она обратилась в департамент жилищной политики аппарата администрации <адрес> о предоставлении её сыну жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Она получила ответ о том, что они поставлены на учет на общих основаниях и являются по списку 8587.

Истец указывает, что в соответствии с Приказами Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" от 30.11.2012г н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" её сын также имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья, поскольку параноидальная шизофрения также входит в перечень приведенных заболеваний. На основании выписки из ЕГРН Емельянов С.В. не имеет прав на объекты недвижимого имущества.

На основании изложенного, со ссылкой на ст.ст. 57, 58 ЖК РФ просит суд обязать Администрацию <адрес> предоставить Емельянову С.В. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте <адрес>, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 15 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.

В судебном заседании истец Емельяновой О.Д., действующая в интересах Емельянова С.В., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточненных требований, настаивала на удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель ответчика Администрация <адрес> – Власова Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Емельяновой О.Д., действующей в интересах Емельянова С.В., не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес>, извещенное о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, отсутствует, представило суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства и отзыв на исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, предоставляемом в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), вступившим в силу с 01.03.2005г., ФЗ РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Законодательство РФ о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции РФ, настоящего ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 3 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны, в том числе, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 859 указанные постановления Правительства РФ от 16.06.2006г и от 21.12.2004г. признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Данный приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 1 решения Думы <адрес> от 05.07.2005г. (ред. 10.11.2014г.) «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в <адрес>», норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15,0 кв.м. общей площади на одного человека.

На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Емельянов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, признан недееспособным.

Распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> по опеке и попечительству <адрес> от 18.09.2013г. /ру установлена опека над недееспособным Емельяновым С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Опекуном назначена Емельянова О.Д..

Емельянов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, что подтверждается представленной в материалы дела справкой МСЭ-2011 от 01.06.2011г.

Согласно информации ОГБУЗ «ИОПНД» от 20.09.2018г. , Емельянов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подходил под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и под действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь". В настоящее время подходит под действие Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и под действие Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь". Код заболевания по <данные изъяты>

Приказом и.о. начальника департамента жилищной политики аппарата Администрации <адрес> от 30.05.2018г. Емельянов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, составом семьи 2 человека: мать – Емельянова О.Д., признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.

Приказом и.о. начальника департамента жилищной политики аппарата Администрации <адрес> от 17.10.2018г. Емельянов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, состоящий на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, – с 30.05.2018г.

Собственником жилого помещения – квартиры, общей площадью 40,9 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, является Е.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (Свидетельство о государственной регистрации права от 10.06.2015г.).

Согласно справке -Сб-005099, выданной МКУ «Сервисно-регистрационный центр» <адрес> по работе с населением <адрес> от 14.08.2018г., Емельянова О.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с 10.04.2018г. по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. По данному адресу зарегистрировано 6 человек: сын – Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын – Емельянова С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучка – Е.У., ДД.ММ.ГГГГ г.р., невестка – Е.О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук – Е.Е.,, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от 11.10.2017г. по гражданскому делу по иску Л.В. к Е.Д., Емельянова С.В., К.П., Емельяновой О.Д. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, встречному иску Е.Д., Емельянова С.В., К.П., Емельяновой О.Д. к Л.В. о признании членом семьи умершей М.Л., признании права пользования спорным жилым помещением, определении порядка пользования жилым помещением, исковые требования удовлетворены.

Е.Д., Емельянова С.В., К.П., Емельяновой О.Д. признаны прекратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Е.Д., Емельянова С.В., К.П., Емельяновой О.Д. выселены из жилого помещения по адресу: <адрес>.

Е.Д., Емельянова С.В., К.П., Емельяновой О.Д. сняты с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

В удовлетворении встречного иска Е.Д., Емельянова С.В., К.П., Емельяновой О.Д. к Л.В. о признании членом семьи умершей М.Л., признании права пользования спорным жилым помещением, определении порядка пользования жилым помещением, - отказано.

Таким образом, судом установлено, что Емельянов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации <адрес> с 30.05.2018г., включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма, с 30.05.2018г., что подтверждается материалами учетного дела Емельянова С.В.

С 01.01.2009г. вступил в силу <адрес> от 17.12.2008г. -оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона учет ведется по спискам, сформированным отдельно в отношении каждой категории граждан, указанной в статье 2 настоящего Закона, и в отношении граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований снятия их с учета.

Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, и предоставления жилых помещений по договору социального найма действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне (Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 987н).

В соответствии с ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, факт наличия у Емельянова С.В. заболевания, дающего ему право на внеочередное получение жилой площади, судом установлен.

Статус Емельянова С.В., страдающего заболеванием, которое подходит по действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и под действие Приказа Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В связи с чем, доводы ответчика об отсутствии у Емельянова С.В. права на внеочередное обеспечение жильем, необоснованным, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

С учетом изложенных положений ФЗ РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и ЖК РФ, а также представленных медицинских документов, Емельянов С.В. относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005г., страдающим тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Из представленной в материалы дела информации МУП БТИ <адрес> от 24.05.2018г. , Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от 03.08.2018г., следует, что не имеется сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества, зарегистрированных за Емельяновым С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом в любой форме.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Емельянов С.В. имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения в размере не менее 15 кв.м. на одного человека.

Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, и предоставления жилых помещений по договору социального найма действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по представлению лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

Не может являться основанием для отказа в предоставлении жилого помещения – отсутствие свободного жилья и отсутствие финансирования муниципального образования <адрес> средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона. Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

При этом, доводы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, возложение на администрацию <адрес> указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету <адрес>, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем, не принимаются судом во внимание.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поскольку ЖК РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. При этом сам по себе факт учета гражданина вышеуказанной категории в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).

Соответственно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, но не путем внеочередного предоставления жилого помещения органом власти субъекта.

Поскольку Емельянов С.В. встал на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, он подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Емельяновой О.Д. в интересах Емельянова С.В. к Администрации <адрес> об обязании предоставить Емельянову С.В. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте <адрес>, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 15 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Емельяновой О.Д. в интересах Емельянова С.В. – удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Емельянову С.В. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г.Иркутска, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 15 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь, но не более 30 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 14.11.2018г. Судья.

2-3482/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Емельянова О. Д.
Емельянова Ольга Дмитриевна
Ответчики
Администрация г.Иркутска
Другие
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Тимофеева Анжик Маисовна
Дело на сайте суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
10.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2018Передача материалов судье
11.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2018Судебное заседание
06.11.2018Судебное заседание
14.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее