Дело № 2а-451/2020
44RS0028-01-2020-000296-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кострома |
30 июля 2020 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре Негановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску К А.О. к администрации Костромского муниципального района Костромской области об отмене уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в отношении объекта индивидуального жилищного строительства и обязании выдать уведомление о его соответствии в установленный срок,
УСТАНОВИЛ:
К А.О. обратился в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области об отмене уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в отношении объекта индивидуального жилищного строительства и обязании выдать уведомление о его соответствии в установленный срок.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью № кв.м, расположенный по адресу: (адрес), предоставленный из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Право аренды возникло на основании договора № 27 аренды земельного участка от 20 марта 2019 года, зарегистрированного в ЕГРН в установленном законом порядке 09 апреля 2019 года, на срок с 20 марта 2019 года по 19 марта 2039 года. Перед началом строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке административный истец К А.О. направил в адрес Администрации Костромского муниципального района (адрес) уведомление о планируемом строительстве от 08 июля 2019 года, получив в ответ от органа местного самоуправления уведомление от 15 июля 2019 года о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, по завершении строительства жилого дома К А.О. подал в Администрацию Костромского муниципального района уведомление № Ко-4499 от 29 ноября 2019 года об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства с приложением необходимых документов. Администрацией Костромского муниципального района вынесено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 07/2019.
Административный истец считает указанное решение органа местного самоуправления незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Все указанные в законе предельные параметры разрешенного строительства при строительстве объекта индивидуального жилищного строительства соблюдены. Вместе с тем, в уведомлении о несоответствии административный ответчик указал на отсутствие фундамента у возведенного здания. Данное утверждение является голословным, ничем не подтверждается и не соответствует действительности: дом возведен на фундаменте, обеспечивающем его прочную связь с землей. Кроме того, как следует из содержания правовой нормы, проверка на соответствие здания требованиям, указанным в п. 1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, является документарной, т.е. проводится уполномоченным органом путем изучения и сопоставления представленных заявителем документов (в частности, технического плана здания) и действующих градостроительных норм. Установление факта отсутствия фундамента объекта капитального строительства, на который ссылается административный ответчик в уведомлении от 29 ноября 2019 года, невозможно в рамках проведения действий, предусмотренных для уполномоченного органа п. 1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ. Кроме того, администрация Костромского района не имеет ни полномочий для установления факта наличия или отсутствия фундамента, ни экспертных познаний в области строительства, необходимых для установления данного обстоятельства. Градостроительным кодексом предусмотрено право уполномоченного органа осмотреть объект индивидуального жилищного строительства, но исключительно в целях проверки соответствия его внешнего облика описанию внешнего вида дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве. При этом вывод административного ответчика о том, что строение не является объектом недвижимого имущества противоречит выводу кадастрового инженера, подготовившего технический план здания, т.е. лица, имеющего специальные познания в данной области. Административный ответчик вышел за пределы полномочий, предусмотренных для него законодательством. Кроме того, Администрация Костромского района не имела ни возможности, ни полномочий ознакомиться с планировкой жилого дома. Дом заперт, и проникновение в него в отсутствие на то воли собственника содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 139 УК РФ.
Таким образом, административным ответчиком не соблюдены требования Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего исчерпывающие основания для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Оспариваемым решением нарушены права и законные интересы административного истца, в частности, правомочия собственника, установленные ст. 209 ГрК РФ. По причине вынесения Администрацией Костромского муниципального района оспариваемого решения К А.О. не имеет возможности поставить объект недвижимости на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на него, что препятствует, в том числе пользованию и распоряжению жилым домом.
В связи с тем, что административный регламент предоставления администрацией Костромского муниципального района соответствующей муниципальной услуги не принят, административный порядок обжалования решения уполномоченного органа не установлен, административный истец вынужден был обратиться с жалобой в прокуратуру Костромского района Костромской области. В ответе на жалобу от 15 января 2020 года прокуратура уведомила К А.О. о том, что Главе администрации Костромского муниципального района внесено представление об устранении нарушения законодательства, выразившегося в отсутствии административного регламента предоставления соответствующей муниципальной услуги. Фактически по существу жалоба не рассмотрена, в связи с чем административный истец К А.О. вынужден обратиться в суд с настоящим заявлением.
На основании вышеизложенного и со ссылками на положения ст.ст. 38, 55 ГрК РФ, ст. 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», ст.ст. 22, 124-126, 218-220, 226 КАС РФ, истец просит суд:
- признать незаконным и подлежащим отмене уведомление Администрации Костромского муниципального района Костромской области о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 07/2019 от 29 ноября 2019 года;
- обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области в течение семи рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать К А.О. уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в отношении объекта индивидуального жилищного строительства, построенного на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес).
Административный истец К А.О. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в иске. Отметил также, что административным ответчиком не подтверждено, что сотрудники земельного комитета и отдела архитектуры, которые проводили осмотр спорного объекта, уполномочены давать официальные заключения по вопросу наличия или отсутствия фундамента, что они имеют специальное образование и соответствующий опыт работы, позволяющие давать такие заключения. Считал, что подобные полномочия у административного ответчика отсутствуют. Также полагал, что поскольку кадастровым инженером составлен технический план здания, сомневаться в том, что спорное строение является капитальным и имеет прочную связь с землей, оснований ни у административного ответчика, ни у суда не имеется.
В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Костромского муниципального района Костромской области И О.А. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Указала, что оспариваемое уведомление вынесено на основании визуального осмотра спорного строения, по результатам которого установлено, что параметры построенного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 статьи.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, фундамент у объекта отсутствует, инженерные сети к строению не подведены, строение представляет собой сборно-разборную конструкцию без фундамента. Также указала, что был установлен факт несоответствия строения требованиям пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, части 5 главы 1 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 № 725/пр). Со ссылкой на письмо Минэкономразвития РФ и Росреестра от 11.02.2019г. № 10-0107/19; от 27.11.2018г. № 14-11882-ГЕ/18 указала, что администрация несет ответственность за выдачу уведомлений о соответствии индивидуального жилого дома требованиям, предъявляемым действующим законодательством, в связи с чем проверке подлежат все параметры объекта капитального строительства.
Суд, выслушав участников процесса, пояснения эксперта К Л.В., поддержавшей выводы проведенной по делу экспертизы, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий, а именно, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности, с учетом положений ст. 8.2 ГрК РФ, относятся направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений.
Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 ГрК РФ.
В соответствии с п. 39 ст. 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства определен, как отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 16 ст. 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: 1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; 2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с ч. 19 ст. 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В силу ч. 20 ст. 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 20 марта 2019 года между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области, в лице председателя К Н.Н., (арендодатель) и К А.О.(арендатор) заключен договор № 27 аренды земельного участка.
Согласно условиям договора арендодатель передает, а арендатор принимает и использует на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир (адрес) участок находится (адрес) (п. 1.1 договора).
Характеристики земельного участка (п. 1.2 договора): категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Наличие на земельном участке объектов недвижимости: нет; установленные ограничения и обременения: охранная зона линии ВЛ - 0,4 кВ площадью 123,0 кв.м.
Срок действия договора устанавливается с 20 марта 2019 года по 19 марта 2039 года (п. 2.1. договора).
Сумма арендной платы составляет 102 000 рублей в год (п. 2.2. договора).
Согласно п. 5.2.3 договора арендатор обязан использовать земельный участок только в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Договор аренды № 27 от 20 марта 2019 года зарегистрирован в ЕГРН 09 апреля 2019 года.
08 июля 2019 года К А.О. в администрацию Костромского муниципального района подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером № арендатором планируется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, одноэтажного, высота 5 м, площадь застройки 36 кв.м.
15 июля 2019 года администрацией Костромского муниципального района К А.О. выдано уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства, заявленных в уведомлении от 08 июля 2019 года.
12 ноября 2019 года по заказу К А.О. кадастровым инженером ООО «Горизонталь» Р М.С. подготовлен технический план здания, возведенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: (адрес). Согласно указанному плану объект является индивидуальным жилым домом, одноэтажный, материал наружных стен здания - деревянные, площадь объекта 32,5 кв.м. Характеристики здания указаны в соответствии с декларацией, представленной заказчиком.
21 ноября 2019 года К А.О. обратился в администрацию Костромского муниципального района с уведомлением об окончании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №.
В рамках рассмотрения уведомления К А.О. об окончании строительства, 25 ноября 2019 года комиссией администрации Костромского муниципального района Костромской области в составе зав.сектором архитектуры комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района - Б С.И. и ведущего специалиста комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района - К В.А. В.А. составлен акт обследования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес). В ходе обследования установлено, что объект недвижимости представляет собой одноэтажное строение, стены деревянные брусчатые, кровля двухскатная, покрытие кровли - металлочерепица, окна с деревянной рамой, входная дверь установлена, несущей конструкции (фундамента) по периметру жилого дома не обнаружено. Акт обследования подтвержден фотоматериалами.
29 ноября 2019 года по результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства К А.О. администрацией Костромского муниципального района Костромской области направлено уведомление № 07/2019 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства и градостроительной деятельности, а именно параметры построенного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют указанным в п. 1 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Основанием к принятому решению послужило то, что в результате осмотра специалистами администрации установлено, что построенный объект не отвечает требованиям пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, части 5 главы 1 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 № 725/пр), имеет сборно-разборный характер конструкции, в связи с отсутствием прочной связи с землей не является жилым домом и объектом недвижимого имущества.
В процессе рассмотрения дела по ходатайству административного ответчика в связи с заявлением административного истца о наличии сомнений в компетентности специалистов административного ответчика, проводивших осмотр спорного строения, а также с целью подтверждения обстоятельств, на которых основано оспариваемое уведомление, определением суда от 15 мая 2020 года назначено проведение строительной экспертизы с целью определения характеристик и параметров объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: (адрес). Производство экспертизы поручено ОО «Костромское областное общество защиты прав строителей».
Во исполнение определения суда ОО «Костромское областное общество защиты прав строителей» представлено заключение № 38 от 13 июля 2020 года эксперта К Л.В., из которого следует, что несмотря на наличие столбчатых фундаментов, выполненных из металлических труб O80 мм, конструктивные характеристики обследуемого строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: (адрес), позволяют осуществить его демонтаж, перемещение и последующую сборку на другом месте без несоразмерного ущерба для конструкций и назначения строения и без изменения его основных характеристик. Исходя из этого, данный объект обследования не является объектом капитального строительства (ответ на вопрос 1).
Требования к индивидуальным жилым домам регламентированы СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением № 1)». Согласно п. 1.1 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию жилых одноквартирных домов с количеством наземных этажей не более чем три, отдельно стоящих или блокированной застройки.
По результатам судебной экспертизы обследуемое строение не соответствует требованиям СП 55.13330.2016 по следующим параметрам: - отсутствует помещение для размещения ванной или душевой; - не соответствуют требованиям площади помещений: фактическая площадь кухни составляет 7,54 кв.м, тогда как нормативная площадь составляет 9 кв.м; общая жилая комната фактически составляет 11,7 кв.м, площадь по нормативу - 16 кв.м; жилая комната (спальня) - 7,8 кв.м, вместо 8 кв.м. по нормативной площади; - не соответствует требованиям ширина прихожей (1,155 м вместо 1,4) и кухни (2,22 м вместо 2,3 м); - не соответствует требованиям высота помещений (2,1 м вместо 2,5 м).
Конструктивное решение обследуемого объекта (строения) не соответствует требованиям:
- ГОСТ 30974-2002 «Соединения угловые деревянных брусчатых и бревенчатых малоэтажных зданий. Классификация, конструкция, размеры» в части требований к брусу по наличию фасок; в части наличия уплотняющих (изоляционных) прокладок в продольных швах между венцами сруба и образовавшихся просветов, свидетельствующих о некачественной сборке сруба;
- СП 64.13330.2017 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП Н-25-80 (с Изменениями №1, 2)» в части расстояния от поверхности земли до нижнего окладного венца сруба; в части величины выноса свеса кровли;
- СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением №1)» в части безопасной эксплуатации чердачного перекрытия; в части требований к оконным блокам и отсутствия естественной вентиляции;
- ТТК «Устройство перекрытий из деревянных балок со щитовым накатом» в части сечения балок перекрытия и шага между ними;
- СП 17.13330.2017 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76» в части несоответствия шага обрешётки под металлочерепицу;
- СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» в части отсутствия естественной вентиляции;
- ГОСТ 475-2016 «Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия» в части требования к наружным входным дверям (ответ на вопрос 2).
Исследуемый объект не пригоден для круглогодичного проживания по следующим причинам:
- некачественно возведён брусчатый сруб (наличие щелей в продольных швах между венцами сруба и в угловых соединениях брусьев, несоответствие требованиям величины выноса кровли и расстояния от земли до нижнего окладного венца);
- недостаточная толщина брусьев, применяемых для возведения сруба, что способствует снижению теплоизоляционных свойств наружных стен;
- отсутствие чердачного перекрытия, выполненного в соответствии с существующими технологиями;
- отсутствие сетей инженерного обеспечения, в том числе системы отопления, водопровода и пр.;
По своему конструктивному исполнению обследуемый объект можно классифицировать как временное строение (ответ на вопрос 3).
В судебном заседании эксперт К Л.В. данное заключение подтвердила, указав также, что в строении отсутствуют перекрытия, использован бывший в употреблении кровельный материал, о чем свидетельствуют отверстия от саморезов и следы ржавчины, в качестве входной двери установлена межкомнатная дверь, высота цоколя при норме не менее 40 см составляет от 15 до 32 см, продольные швы между венцами сруба не заполнены утепляющим материалом, о чем свидетельствуют многочисленные просветы, оконные блоки с глухим остеклением. Указала, что конструкция строения является сборно-разборной, легко может быть разобрана и перенесена на другое место без повреждений элементов. Жилым домом указанный объект признан быть не может и после проведения дополнительных работ, поскольку объемно-планировочные признаки останутся несоответствующими нормативным требованиям к жилым домам.
Административный истец в судебном заседании возражал против выводов эксперта, считая их необоснованными, поскольку большинство выявленных недостатков имеют косметический характер и являются легко устранимыми, в связи с чем их наличие не может быть препятствием для выдачи уведомления о соответствии построенного объекта установленным параметрам. Считал, что нормы и правила, на которых основано заключение эксперта, применяются на добровольной основе и необязательны к применению. Также указал, что строительство дома завершено, а отделочные работы и подводка коммуникаций могут быть осуществлены позднее.
Между тем, оценивая заключение эксперта по правилам ст. 84 КАС РФ, а также с точки зрения его соответствия поставленным вопросам, полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу, суд не усматривает оснований ставить его под сомнение.
Экспертиза проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда о проведении экспертизы, компетентным экспертом, имеющим значительный стаж экспертной работы в требуемой области знания. Кроме исследования материалов дела, экспертом также был совершен выход для визуального исследования спорного объекта. Таким образом, экспертное заключение обосновано и дано на основании всестороннего исследования поставленных перед экспертом вопросов.
В силу ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся, в том числе жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом, в свою очередь, признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Таким образом, основным назначением жилого дома является возможность постоянного проживания в нем граждан.
Из характеристик спорного объекта, данных стороной ответчика и экспертом, и не опровергнутых административным истцом, следует, что строение на момент осмотра для использования по своему прямому назначению не пригодно.
На основании анализа представленных суду доказательств, суд считает установленным, что объект, об окончании строительства которого заявлено административным истцом в уведомлении от 21 ноября 2019 года, индивидуальным жилым домом не является, в связи с чем администрацией Костромского муниципального района обоснованно, с соблюдением требований п. 3. ч. 20 ст. 55 ГрК РФ вынесено уведомление о несоответствии построенного К А.О. объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе К А.О. в удовлетворении административных исковых требований к администрации Костромского муниципального района Костромской области в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
К А.О. в удовлетворении административных исковых требований к администрации Костромского муниципального района Костромской области об отмене уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в отношении объекта индивидуального жилищного строительства и обязании выдать уведомление о его соответствии в установленный срок, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья |
С.Ю. Иванова |
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2020 года