Решение по делу № 33-3397/2024 от 20.08.2024

Судья Котова Т.С. № 2-3558/2023

№ 33-3397/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 2 октября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Метеевой А.М.,

судей областного суда Чернышовой Ю.А., Чурбаковой Е.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретаре Барковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 30 ноября 2023 г. по гражданскому делу по иску Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в защиту неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» о признании недействительными начисления в платежных документах, обязании произвести перерасчет,

установила:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области в защиту неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» о признании недействительными начисления в платежных документах, обязании произвести перерасчет, указав, что согласно платежным документам, которые ответчик направляет неопределенному кругу потребителей (собственникам помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии), через агента акционерное общество «Цифровые решения», по коммунальной услуге «отопление» излишне начислены денежные суммы за полный календарный месяц ДД.ММ.ГГГГ г. На основании распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>»-рот ДД.ММ.ГГГГ «О завершении отопительного периода 2022-2023 в муниципальном образовании «<адрес>» отопительный сезон окончен ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком потребителям вменяется обязанность оплаты услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, однако в указанный период услуга оказана не была в связи с прекращением поставки тепловой энергии. С учетом изложенного, истец просил признать недействительными начисления в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ г. за полный календарный месяц потребителя <адрес> по коммунальной услуге «отопление», обязании произвести перерасчет по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление» по ДД.ММ.ГГГГ за отопительный период 2022-2023 гг.

Впоследствии истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил суд признать противоправными действия по начислениям обществом с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ. неопределенному кругу потребителей <адрес>, рассчитанным по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление», за полный календарный месяц. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» прекратить указанные противоправные действия путем произведения перерасчета за ДД.ММ.ГГГГ г. неопределенному кругу потребителей <адрес> по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление», с учетом даты фактического окончания отопительного периода 2022-2023 в <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ).

В суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечено министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности ФИО4 поддержала исковые требования.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» по доверенности Шаматова М.Н. в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Представители третьих лиц службы жилищного надзора по <адрес>, общества с ограниченной ответственностью «Расчетный центр Астрахани», министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Признаны недействительными начисления в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ г. за полный календарный месяц потребителям <адрес> по коммунальной услуге «отопление», с возложением обязанности произвести обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» перерасчет потребителям по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление» по ДД.ММ.ГГГГ за отопительный период 2022-2023 г.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» ставит вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по основанием неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права, неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Другими лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.

В материалах дела имеется письменное возражение Управления Роспотребнадзора по <адрес> на апелляционную жалобу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Отменяя судебное постановление, суд кассационной инстанции указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.

На заседание судебной коллегии представители третьих лиц службы жилищного надзора по Астраханской области, общества с ограниченной ответственностью «Расчетный центр Астрахани», министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не поступали.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, в том числе, путем размещения информации на сайте Астраханского областного суда, в соответствии с положениями статьи 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» по доверенности Зырянова Н.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области по доверенности Холина И.А. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы ввиду их необоснованности и несостоятельности, просила решение суда оставить без изменения.

Заслушав докладчика, выслушав пояснения явившихся сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, поставщиком тепловой энергии на территории г. Астрахани является общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети».

Согласно распоряжению администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О завершении отопительного периода 2022-2023 в муниципальном образовании «<адрес>» отопительный сезон окончен ДД.ММ.ГГГГ (Том л.д. <данные изъяты>).

Изменив стоимость потребления коммунальных услуг, общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» выставило оплату за отопление по нормативу потребления ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ служба жилищного надзора <адрес> вынесла предостережение , которым предложило обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» произвести перерасчет по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление» по ДД.ММ.ГГГГ за отопительный период 2022-2023 г.г. всем гражданам –потребителям, которым выставляется оплата по коммунальной услуге «отопление» в <адрес>, а не за полноценный месяц в связи с пунктом 42 (1) и пунктом 68 Правил (Том л.д.<данные изъяты>).

Общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети», не согласившись с вынесенным предостережением, обратилось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании недействительным предостережения службы жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предостережение службы жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным (Том л.д.<данные изъяты>).

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (Том л.д.<данные изъяты>).

Указанными судебными актами установлено, что начисление платы за отопление произведено обществом с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» в соответствии с нормами действующего законодательства.

Поскольку в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> поступали многочисленные обращения собственников помещений в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, по вопросу незаконного начисления оплаты за отопление ДД.ММ.ГГГГ г., Управление Роспотребнадзора по <адрес> направляло запросы обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети».

Согласно ответов общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети», осуществляющего теплоснабжение левобережной части <адрес>, потребитель за отопительный сезон обязан оплачивать стоимость тепловой энергии, размер которой зависит от площади помещения, действующего тарифа на ресурс и норматива, независимо от того, на какие числа месяца приходятся фактическое начало и окончание отопительного периода. Расчет размера платы, исходя из фактического потребления, производится только при условии наличия в многоквартирном доме работоспособного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.

Разрешая спорные правоотношения и удовлетворяя заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что ответчиком нарушены требования законодательства об информировании потребителей в письменной форме об изменении стоимости потребления коммунальных услуг, начисляя плату за отпление за весь календарный месяц ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик не учел, что отопительный сезон завершен ДД.ММ.ГГГГ и услуга «отопление» потребителям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялась, следовательно обязательство у потребителей не возникло.

Между тем судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Положениями частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного положения принято постановление , которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Разделом VI Правил определяется порядок расчета платы и внесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Иного порядка расчета платы за тепловую энергию в отношении многоквартирных домов, которые не оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, как и порядка определения платы за содержание общего имущества в части расходов на отопление в таких домах, Правила не содержат.

Из толкования положений приведенного законодательства следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению (горячему водоснабжению) определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Вместе с тем, согласно пункту 18 Приложения к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м обшей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде (письмо Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ/04).

Однако указанные положения при разрешении заявленных требований судом учтены не были.

Доводы истца о перерасчете по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление», с учетом завершения отопительного сезона на территории муниципального образования «<адрес>» 2022-2023, судебная коллегия признает несостоятельными, так как из толкования положений приведенного законодательства следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению (горячему водоснабжению) определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Если в многоквартирном доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (или прибор учета находится в неработоспособном состоянии) и расчет размера платы производится в течение отопительного периода, применяется следующая формула (п. п. 42(1), 43 Правил ; п. п. 2(3), 2(5) Приложения к Правилам ; Письмо Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ -ОЛ/04.

Потребитель за отопительный сезон обязан оплачивать стоимость тепловой энергии, размер которой зависит от площади помещения, действующего тарифа на ресурс и норматива, независимо от того, на какие числа месяца приходятся фактическое начало и окончание отопительного периода.

Расчет размера платы, исходя из фактического потребления, производится только при условии наличия в многоквартирном доме работоспособного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.

Таким образом, со стороны общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» при расчете платы за коммунальную услугу - отопление за ДД.ММ.ГГГГ соблюдены обязательные требования, установленные нормами законодательства Российской Федерации.

Перерасчет норматива в зависимости от количества дней услуги по отоплению неправомерен.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности его корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуга в разбивке по дням.

Конституционный суд Российской Федерации в определение от ДД.ММ.ГГГГ -О указал, что из формулы 2 в пункте 2 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов следует, что при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода используется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме или жилого дома в месяц, определяемый по формуле 18 в пункте 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из данных формул, при уменьшении в формуле определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению количества календарных месяцев отопительного сезона в такой же пропорции происходит увеличение месячного норматива потребления, что приводит к пропорциональному увеличению размера месячной платы за отопление, определяемой по указанной формуле 2, однако в сумме плата за отопительный сезон (и за год) остается неизменной.

При использовании в формуле норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (при условии внесения соответствующих изменений в оспариваемые Правила) дней отопительного сезона норматив потребления и размер платы за коммунальную услугу по отоплению будут определены для одного дня, однако суммарная плата за отопительный сезон, определенный в днях, будет такой же, что и плата за отопительный сезон, определенный в месяцах (в том числе когда неполные месяцы отопительного сезона принимаются за полные).

Согласно материалам дела спор заявлен в связи с несогласием потребителей оплачивать услугу теплоснабжения за дни, когда отопление уже было отключено по окончании отопительного сезона 2022-2023 гг.

Однако в случае завершения отопительного сезона не по окончании месяца размер платы за отопление (при установлении способа оплаты в течение отопительного сезона и при отсутствии в доме ОДПУ) все равно должен определяться как для полного месяца, исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода, так как возможность расчета стоимости услуги исходя из фактической продолжительности предоставления этой услуги с разбивкой по дням законом не предусмотрена.

В предусмотренную Правилами формулу расчета стоимости услуги отопления (при отсутствии ОДПУ) заложены площадь дома, норматив потребления, тариф на тепловую энергию, в то же время, возможность рассчитать услугу исходя из количества дней, данной формулой не предусмотрена, так как расчетным периодом в любом случае является месяц.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту неопределенного круга потребителей.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту неопределенного круга потребителей о признании недействительными начисления в платежных документах, обязании произвести перерасчет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 30 ноября 2023 г. отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в защиту неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» о признании недействительными начисления в платежных документах, обязании произвести перерасчет отказать.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2024 г.

Председательствующий: А.М. Метелева

Судьи областного суда: Ю.А. Чернышова

Е.Д. Чурбакова

Судья Котова Т.С. № 2-3558/2023

№ 33-3397/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 2 октября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Метеевой А.М.,

судей областного суда Чернышовой Ю.А., Чурбаковой Е.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретаре Барковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 30 ноября 2023 г. по гражданскому делу по иску Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в защиту неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» о признании недействительными начисления в платежных документах, обязании произвести перерасчет,

установила:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области в защиту неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» о признании недействительными начисления в платежных документах, обязании произвести перерасчет, указав, что согласно платежным документам, которые ответчик направляет неопределенному кругу потребителей (собственникам помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии), через агента акционерное общество «Цифровые решения», по коммунальной услуге «отопление» излишне начислены денежные суммы за полный календарный месяц ДД.ММ.ГГГГ г. На основании распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>»-рот ДД.ММ.ГГГГ «О завершении отопительного периода 2022-2023 в муниципальном образовании «<адрес>» отопительный сезон окончен ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком потребителям вменяется обязанность оплаты услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, однако в указанный период услуга оказана не была в связи с прекращением поставки тепловой энергии. С учетом изложенного, истец просил признать недействительными начисления в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ г. за полный календарный месяц потребителя <адрес> по коммунальной услуге «отопление», обязании произвести перерасчет по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление» по ДД.ММ.ГГГГ за отопительный период 2022-2023 гг.

Впоследствии истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил суд признать противоправными действия по начислениям обществом с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ. неопределенному кругу потребителей <адрес>, рассчитанным по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление», за полный календарный месяц. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» прекратить указанные противоправные действия путем произведения перерасчета за ДД.ММ.ГГГГ г. неопределенному кругу потребителей <адрес> по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление», с учетом даты фактического окончания отопительного периода 2022-2023 в <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ).

В суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечено министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности ФИО4 поддержала исковые требования.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» по доверенности Шаматова М.Н. в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Представители третьих лиц службы жилищного надзора по <адрес>, общества с ограниченной ответственностью «Расчетный центр Астрахани», министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Признаны недействительными начисления в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ г. за полный календарный месяц потребителям <адрес> по коммунальной услуге «отопление», с возложением обязанности произвести обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» перерасчет потребителям по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление» по ДД.ММ.ГГГГ за отопительный период 2022-2023 г.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» ставит вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по основанием неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права, неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Другими лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.

В материалах дела имеется письменное возражение Управления Роспотребнадзора по <адрес> на апелляционную жалобу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Отменяя судебное постановление, суд кассационной инстанции указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.

На заседание судебной коллегии представители третьих лиц службы жилищного надзора по Астраханской области, общества с ограниченной ответственностью «Расчетный центр Астрахани», министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не поступали.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, в том числе, путем размещения информации на сайте Астраханского областного суда, в соответствии с положениями статьи 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» по доверенности Зырянова Н.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области по доверенности Холина И.А. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы ввиду их необоснованности и несостоятельности, просила решение суда оставить без изменения.

Заслушав докладчика, выслушав пояснения явившихся сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, поставщиком тепловой энергии на территории г. Астрахани является общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети».

Согласно распоряжению администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О завершении отопительного периода 2022-2023 в муниципальном образовании «<адрес>» отопительный сезон окончен ДД.ММ.ГГГГ (Том л.д. <данные изъяты>).

Изменив стоимость потребления коммунальных услуг, общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» выставило оплату за отопление по нормативу потребления ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ служба жилищного надзора <адрес> вынесла предостережение , которым предложило обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» произвести перерасчет по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление» по ДД.ММ.ГГГГ за отопительный период 2022-2023 г.г. всем гражданам –потребителям, которым выставляется оплата по коммунальной услуге «отопление» в <адрес>, а не за полноценный месяц в связи с пунктом 42 (1) и пунктом 68 Правил (Том л.д.<данные изъяты>).

Общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети», не согласившись с вынесенным предостережением, обратилось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением о признании недействительным предостережения службы жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предостережение службы жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным (Том л.д.<данные изъяты>).

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (Том л.д.<данные изъяты>).

Указанными судебными актами установлено, что начисление платы за отопление произведено обществом с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» в соответствии с нормами действующего законодательства.

Поскольку в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> поступали многочисленные обращения собственников помещений в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, по вопросу незаконного начисления оплаты за отопление ДД.ММ.ГГГГ г., Управление Роспотребнадзора по <адрес> направляло запросы обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети».

Согласно ответов общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети», осуществляющего теплоснабжение левобережной части <адрес>, потребитель за отопительный сезон обязан оплачивать стоимость тепловой энергии, размер которой зависит от площади помещения, действующего тарифа на ресурс и норматива, независимо от того, на какие числа месяца приходятся фактическое начало и окончание отопительного периода. Расчет размера платы, исходя из фактического потребления, производится только при условии наличия в многоквартирном доме работоспособного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.

Разрешая спорные правоотношения и удовлетворяя заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что ответчиком нарушены требования законодательства об информировании потребителей в письменной форме об изменении стоимости потребления коммунальных услуг, начисляя плату за отпление за весь календарный месяц ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик не учел, что отопительный сезон завершен ДД.ММ.ГГГГ и услуга «отопление» потребителям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялась, следовательно обязательство у потребителей не возникло.

Между тем судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Положениями частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного положения принято постановление , которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Разделом VI Правил определяется порядок расчета платы и внесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Иного порядка расчета платы за тепловую энергию в отношении многоквартирных домов, которые не оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, как и порядка определения платы за содержание общего имущества в части расходов на отопление в таких домах, Правила не содержат.

Из толкования положений приведенного законодательства следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению (горячему водоснабжению) определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Вместе с тем, согласно пункту 18 Приложения к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м обшей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде (письмо Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ/04).

Однако указанные положения при разрешении заявленных требований судом учтены не были.

Доводы истца о перерасчете по нормативу потребления за коммунальную услугу «отопление», с учетом завершения отопительного сезона на территории муниципального образования «<адрес>» 2022-2023, судебная коллегия признает несостоятельными, так как из толкования положений приведенного законодательства следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению (горячему водоснабжению) определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.

Если в многоквартирном доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (или прибор учета находится в неработоспособном состоянии) и расчет размера платы производится в течение отопительного периода, применяется следующая формула (п. п. 42(1), 43 Правил ; п. п. 2(3), 2(5) Приложения к Правилам ; Письмо Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ -ОЛ/04.

Потребитель за отопительный сезон обязан оплачивать стоимость тепловой энергии, размер которой зависит от площади помещения, действующего тарифа на ресурс и норматива, независимо от того, на какие числа месяца приходятся фактическое начало и окончание отопительного периода.

Расчет размера платы, исходя из фактического потребления, производится только при условии наличия в многоквартирном доме работоспособного коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.

Таким образом, со стороны общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» при расчете платы за коммунальную услугу - отопление за ДД.ММ.ГГГГ соблюдены обязательные требования, установленные нормами законодательства Российской Федерации.

Перерасчет норматива в зависимости от количества дней услуги по отоплению неправомерен.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности его корректировки исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуга в разбивке по дням.

Конституционный суд Российской Федерации в определение от ДД.ММ.ГГГГ -О указал, что из формулы 2 в пункте 2 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов следует, что при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода используется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме или жилого дома в месяц, определяемый по формуле 18 в пункте 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из данных формул, при уменьшении в формуле определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению количества календарных месяцев отопительного сезона в такой же пропорции происходит увеличение месячного норматива потребления, что приводит к пропорциональному увеличению размера месячной платы за отопление, определяемой по указанной формуле 2, однако в сумме плата за отопительный сезон (и за год) остается неизменной.

При использовании в формуле норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (при условии внесения соответствующих изменений в оспариваемые Правила) дней отопительного сезона норматив потребления и размер платы за коммунальную услугу по отоплению будут определены для одного дня, однако суммарная плата за отопительный сезон, определенный в днях, будет такой же, что и плата за отопительный сезон, определенный в месяцах (в том числе когда неполные месяцы отопительного сезона принимаются за полные).

Согласно материалам дела спор заявлен в связи с несогласием потребителей оплачивать услугу теплоснабжения за дни, когда отопление уже было отключено по окончании отопительного сезона 2022-2023 гг.

Однако в случае завершения отопительного сезона не по окончании месяца размер платы за отопление (при установлении способа оплаты в течение отопительного сезона и при отсутствии в доме ОДПУ) все равно должен определяться как для полного месяца, исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода, так как возможность расчета стоимости услуги исходя из фактической продолжительности предоставления этой услуги с разбивкой по дням законом не предусмотрена.

В предусмотренную Правилами формулу расчета стоимости услуги отопления (при отсутствии ОДПУ) заложены площадь дома, норматив потребления, тариф на тепловую энергию, в то же время, возможность рассчитать услугу исходя из количества дней, данной формулой не предусмотрена, так как расчетным периодом в любом случае является месяц.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту неопределенного круга потребителей.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту неопределенного круга потребителей о признании недействительными начисления в платежных документах, обязании произвести перерасчет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 30 ноября 2023 г. отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в защиту неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» о признании недействительными начисления в платежных документах, обязании произвести перерасчет отказать.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2024 г.

Председательствующий: А.М. Метелева

Судьи областного суда: Ю.А. Чернышова

Е.Д. Чурбакова

33-3397/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Астраханские тепловые сети"
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Чернышова Юлия Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.ast.sudrf.ru
28.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024Передано в экспедицию
02.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее