Дело № 2а-26/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при секретаре судебного заседания Марченко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к Соболеву Станиславу Викторовичу о взыскании налогов, пеней
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Соболеву С.В. о взыскании налогов, пеней. Исковое заявление мотивировано тем, что по сведениям ГИБДД, на основании п. 4 ст. 85 НК РФ, на Соболева С.В. зарегистрированы транспортные средства ТОЙОТАHILUX SURF государственный регистрационный знак №, УАЗ 331519 государственный регистрационный знак №, ГАЗ 66 государственный регистрационный знак №. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога: № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в котором произведен расчет налога исходя из налоговой базы, доли, налоговой ставки, коэффициента. Согласно расчету административного истца, задолженность по транспортному налогу за 2017 год за автомобиль ТОЙОТАHILUX SURF государственный регистрационный знак № составляет 766 руб., за автомобиль УАЗ 331519 государственный регистрационный знак № - 739 руб., за автомобиль ГАЗ 66 государственный регистрационный знак № – 1342 руб. До настоящего времени задолженность не уплачена. В связи с неуплатой налога в установленный срок, в соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес налогоплательщика было направлено требование: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 2847 руб., пени в сумме 40,88 руб. со сроком исполнения в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени задолженность не погашена, требование не исполнено.
Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, в собственности ФИО1 находится недвижимое имущество, расположенное по адресу: квартира – <адрес>; гараж – <адрес>; иные строения, помещения и сооружения – <адрес>; гараж – <адрес> во дворе; жилой дом – <адрес>, во дворе №; гараж – <адрес>; квартира – <адрес>; квартира – <адрес>; объект незавершенного строительства – <адрес>. Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц: № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в которых произведен расчет налога, исходя из налоговой базы, доли, налоговой ставки, коэффициента. Согласно расчету административного истца, задолженность по уплате налога на квартиру по адресу: <адрес> за 2015 год составляет 75 руб., квартиру по адресу: <адрес>, за 2015 год составляет 1024 руб.; гараж по адресу: <адрес> за 2015 год составляет 652 руб.; гараж по адресу: <адрес> за 2015 год – 1055 руб.; объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, за 2015 год – 13 455 руб.; квартиру по адресу: <адрес> за 2016 год – 764 руб.; квартиру по адресу: <адрес> за 2014 год – 88 руб.; квартиру по адресу: <адрес> за 2016 год – 494 руб.; гараж по адресу: <адрес> за 2016 год – 755 руб.; гараж по адресу: <адрес> во дворе за 2016 год – 1 222 руб.; объект незавершенного строительства по адресу: <адрес> за 2016 год – 15 590 руб. Согласно перерасчету налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №, налоговая задолженность за квартиру – <адрес>, за 2014 год составила 595 руб.; гараж – <адрес> за 2014 год составила 379 руб.; гараж – <адрес> во дворе за 2014 год составила 613 руб.; объект незавершенного строительства – <адрес> за 2014 год – 7 821 руб.; квартиру – <адрес> за 2017 год – 1 547 руб.; гараж – <адрес> за 2017 год – 166 руб.; иные строения, помещения и сооружения – <адрес> за 2017 год – 159 руб.; гараж – <адрес> во дворе за 2017 год – 293 руб.; жилой дом – <адрес>, во дворе № за 2017 год – 145 руб.; гараж – <адрес> за 2017 год – 58, руб. До настоящего времени задолженность по налогу не уплачена. В связи с неуплатой налога в установленный срок, в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество в сумме 75 руб. пени в сумме 0,30 руб. со сроком исполнения в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество в сумме 88 руб. пени в сумме 4,45 руб. со сроком исполнения в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество в сумме 821 руб. со сроком исполнения в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в собственности Соболева С.В. находится недвижимое имущество - земельные участки по адресам: ЕАО, <адрес>; ЕАО, <адрес>; ЕАО, <адрес>, во дворе а №; ЕАО, <адрес>; ЕАО, <адрес>. Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога: № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в которых произведен расчет налога, исходя из налоговой базы, доли, налоговой ставки, коэффициента. Согласно расчету административного истца, задолженность по земельному налогу за земельный участок по адресу: ЕАО, <адрес> за 2015 год составляет 1 370 руб.; ЕАО, <адрес> за 2015 год – 423 руб.; ЕАО, <адрес>, во дворе № за 2015 год – 477 руб.; ЕАО, <адрес> за 2015 год – 319 руб.; ЕАО, <адрес> за 2015 год – 440 руб.; ЕАО, <адрес> за 2016 год – 1 370 руб.; ЕАО, <адрес> за 2016 год – 423 руб.; ЕАО, <адрес>, во дворе а № за 2016 год – 477 руб. В соответствии с перерасчетом земельного налога по налоговому уведомлению №, задолженность составила: ЕАО, <адрес> за 2014 год составляет 1 370 руб.; ЕАО, <адрес> за 2014 год – 423,00 руб.; ЕАО, <адрес>, во дворе № за 2014 год – 119 руб.; ЕАО, <адрес> за 2017 год – 1370 руб.; ЕАО, <адрес> за 2017 год – 423 руб.; ЕАО, <адрес>, во дворе № за 2017 год – 477 руб. Перерасчет по налоговому уведомлению №: ЕАО, <адрес> за 2015 год – 414 руб. До настоящего времени задолженность не уплачена. В связи с неуплатой налога в установленный срок в адрес налогоплательщика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 2270 руб. (оплачено частично в сумме 1514,10 руб., остаток 755,90 руб.) со сроком исполнения в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок задолженность не погашена, требования не исполнены. Требование об уплате налога, пеней, по которому сумма задолженности превысила 3 000 рублей, должно было быть исполнено в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, срок на подачу заявления о взыскании до ДД.ММ.ГГГГ. Определением мирового судьи Облученского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ заявление № о вынесении судебного приказа о взыскании. задолженности по налогам и пеням было возвращено на основании ч. 3 ст. 123.3 КАС РФ. Срок подачи административного искового заявления пропущен в результате большой загруженности в работе, вызванной неисполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов, которая привела к увеличению объема подготовки и направления заявлений в суд. Административный истец просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления и взыскать с Соболева С.В. транспортный налог в сумме 2747 рублей; налог на имущество физических лиц в сумме 984 рублей; земельный налог с физических лиц в сумме 755 рублей; пени по транспортному налогу в сумме 40,88 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 4,75 рублей, а всего взыскать 4632,53 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен своевременно и надлежащим образом. В информации от ДД.ММ.ГГГГ указал, что в связи с неуплатой налога в установленный срок, в соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес налогоплательщика Межрайонной ИФНС России № по ЕАО были направлены требования об уплате имущественного налога № от ДД.ММ.ГГГГ – имущественный налог в сумме 75 рублей за 2015 год, пени в сумме 0,30 рублей начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ имущественный налог в сумме 88 рублей за 2014 год, пени в сумме 4,45 рублей начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ имущественный налог в сумме 821 рубль. Инспекция также уточнила, что в связи с неуплатой налога в установленный срок в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате земельного налога: № от ДД.ММ.ГГГГ имущественный налог в сумме 2270 рублей (оплачено частично, остаток 755,90 рублей за 2017 год). Перерасчет земельного и имущественного налога по налоговым уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ произведен в связи с изменением налоговых ставок, количества месяцев владения и налоговой базы. Также в 2017 и 2018 годах были произведены взыскания денежных средств с Соболева С.В. по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик Соболев С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока для обращения в суд с иском о взыскании налога, пеней, поскольку причины, указанные налоговой инспекцией, для восстановления срока для подачи иска не являются уважительными.
Суд, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца, явка которого судом обязательной не признавалась.
Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 названной статьи закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Плательщиками транспортного налога, согласно статье 357 Налогового кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, приведенных по перечню названной статьи закона.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки….
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе квартира.
Исходя из положений пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Если региональными властями не приняты нормы, по которым налоговая база формируется исходя из кадастровой цены недвижимости, то она определяется на основе инвентаризационной стоимости объектов, пока это допускается законом (пункт 2 статьи 402 НК РФ).
Законом ЕАО от 25.11.2015 № 824-ОЗ установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Еврейской автономной области – с 1 января 2017 года.
В соответствии со статьей 404 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая оплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ, в том числе органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые органы вправе направить уведомление об уплате налога, исчисленного не более чем за три предыдущих года. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункты 1 - 4 статьи 409 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения, в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО от 14.11.2008 № 11 на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» с 01.01.2009 введен земельный налог, подлежащий уплате физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 396 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса РФ.
Как установлено в судебном заседании из материалов дела, административный ответчик Соболев С.В. является собственником транспортных средств ТОЙОТАHILUX SURF государственный регистрационный знак №, УАЗ 331519 государственный регистрационный знак №, ГАЗ 66 государственный регистрационный знак №; объектов недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; гаража (№), расположенного по адресу: <адрес>; иных строений, помещений и сооружений (№) по адресу: <адрес>; гаража (№) по адресу: <адрес> Во дворе; жилого дома (№) по адресу: <адрес>, во дворе №; гаража (№) по адресу: <адрес>; квартиры (№) по адресу: <адрес>; квартиры (№) по адресу: <адрес>; объекта незавершенного строительства (№) по адресу: <адрес>, а также собственником земельных участков, расположенных по адресам: ЕАО, <адрес>; ЕАО, <адрес> (№; № (1/2 доли в праве собственности)); ЕАО, <адрес>, во дворе №; ЕАО (№); <адрес> (№); ЕАО, <адрес> (№). Таким образом, административный ответчик Соболев С.В. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Из материалов дела установлено, что в адрес Соболева С.В. через его личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлялось ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлялось ДД.ММ.ГГГГ с указанием сумм налогов, подлежащих уплате, и срока для их уплаты.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО направлено Соболеву С.В. требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 75 рублей и пени в сумме 0,30 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в адрес Соболева С.В. через личный кабинет налогоплательщика, последнему надлежало уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 88 рублей и пени в сумме 4,45 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждается, что Соболев С.В., являясь плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога, не исполнил своевременно обязанность по уплате указанных налогов, в связи с чем налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пеней по транспортному налогу за 2017 год в сумме 40,88 руб. исчисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; транспортного налога за 2017 год в сумме 2847 руб.; налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 821 руб., и земельного налога за 2017 год в сумме 2270 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В абзаце втором пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
До настоящего времени административным истцом Соболевым С.В. вышеуказанная недоимка по налогам и пеням по требованиям не уплачена, что подтверждено материалами дела, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
В судебном заседании из материалов дела установлено, что общая сумма пеней и недоимки по налогам, подлежащая взысканию с административного ответчика Соболева С.В. превысила 3 000 рублей к моменту направления в его адрес требования № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен срок погашения задолженности – ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, шестимесячный срок предъявления в суд настоящего искового заявления применительно к положениям статьи 48 Налогового кодекса РФ подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ и истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО обращалась в Облученский судебный участок Облученского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскании задолженности по налогам и пеням, в принятии которого мировым судьёй было отказано в связи с подачей заявления на выдачу судебного приказа по истечении срока, установленного статьёй 48 Налогового кодекса РФ.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Административный истец с настоящим административным иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно дате, указанной на угловом штампе), то есть по истечении установленного законом срока.
Ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд мотивировано большой загруженностью в работе, вызванной неисполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов, которая привела к увеличению объема подготовки и направления заявлений в суд.
Оценивая доводы административного истца, обосновывающие восстановление пропущенного срока, суд не усматривает уважительных причин пропуска срока в рассматриваемом деле.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность своевременному обращению административного истца за судебной защитой, материалы дела не содержат.
Довод налогового органа о значительном объеме работы суд находит несостоятельным, поскольку административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При этом суд отмечает, что на день подачи заявления о выдаче судебного приказа по требованиям о взыскании задолженности по транспортному налогу (2847 рублей), земельному налогу (755,90 рублей) и налогу на имущество физических лиц (163 рубля), пеней начисленных за неуплату транспортного налога (40,88 рублей) и налога на имущество физических лиц (4,75 рублей) срок обращения в суд, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, уже истёк.
В связи с установленными обстоятельствами, законные основания для восстановления административному истцу пропущенного без уважительных причин срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением отсутствуют.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, а доказательства уважительности пропуска срока административным истцом не представлены, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к Соболеву Станиславу Викторовичу о взыскании налогов, пеней – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 22.01.2020
Судья Т.В. Будченко