Дело №2а-1936/19
24RS0013-01-2019-000548-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 года п.Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Бухольцевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Емельяновского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Красноярскому краю Межрайонный ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что судебным приставом-исполнителем УФССП России по Красноярскому краю Межрайонный ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску 03 октября 2018 года вынесено постановление о взыскании с администрации Емельяновского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству от 29 августа 2018 года №-ИП. Истец просит освободить от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то обстоятельство, что расходование целевых бюджетных средств на оплату исполнительского сбора является не целесообразным. Кроме того указывает, на то что согласно требованию к № был установлен срок до 31.10.2018 года, однако решение суда исполнено 19.10.2018г., в связи с чем полагал что обжалуемое постановление вынесено без учета вины административного истца.
В судебное заседание представители администрации Емельяновского района Красноярского края, УФССП России по Красноярскому краю Межрайонный ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю не явились, были извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В силу части 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, 05 февраля 2018 года выдан исполнительный лист ФС №, предмет исполнения: Обязать МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района повторно рассмотреть заявление ФИО7 о перерспределении земельного участка, по дате заявления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по Красноярскому краю Межрайонный ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску от 03 октября 2018 года с администрации Емельяновского района Красноярского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 05 февраля 2018 года по делу №
Из материалов дела, следует, что согласно требования судебного пристава исполнителя МОСП и ИОИП по Красноярскому краю от 03.10.2018 года, срок исполнения требования исполнительного документа ФС № установлен до 31.10.2018г.; согласно постановления администрации Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ТСС, площадью 1786 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, <адрес>, который образуется путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности ТСС на основании записи из ЕГРП. Территориальная <адрес>, утверждена.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывал на то, что информация судебному приставу исполнителю МОСП и ИОИП по <адрес> об исполнение судебного решения путем повторного рассмотрения заявлений направлена.
Оценивая правомерность исковых требований, суд исходя из анализа правовой природы исполнительского сбора, условий для возложения на должника данной санкции, затрагивающей имущественную сферу интересов должника; сопоставил соразмерность оспариваемой меры публично-правовой ответственности с фактическим поведением должника в рамках исполнительного производства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, исполнено путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ТСС, площадью 1786 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> <адрес>, который образуется путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности ТСС на основании записи из ЕГРП. Территориальная зона- Ж1.
Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.
Суд в рамках рассматриваемых требований устанавливает наличие или отсутствие вины должника по неисполнению требований исполнительного документа, возможности и реальности его исполнения именно в 5-дневный срок со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства, что закреплено законом, в связи, с чем оценка не входящих в указанный период времени обстоятельств не требуется.
При этом, суд отмечает, что само по себе право судебного пристава-исполнителя УФССП России по Красноярскому краю Межрайонный ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при установленных обстоятельствах судом под сомнение не ставилось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление администрации Емельяновского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству удовлетворить.
Освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю Тихонова С.А. от 03 № № по исполнительному производству от 29 августа 2018 года №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: Подпись:
Копия верна:
Судья Е.А. Ежелева