72RS0025-01-2023-010014-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 19 марта 2024 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Межецкого А.Н.,
при секретаре Данильченко Т. А.,
с участием прокурора – Бугаева И. А., ответчика – Зольниковой Е. Т., представителя ответчика по устному заявлению – Зольникова Г. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Зольниковой Елизавете Тимофеевне о возложении обязанности произвести очистку земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор обратился с указанным иском к Зольниковой Е. Т. Требования мотивированы тем, что Департаментом недропользования и экологии Тюменской области в рамках рассмотрения обращения гражданина РФ, подтверждены сведения о размещении отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым №, в том числе древесные отходы от сноса и разборки зданий (код №), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код №), обрезь и лом гипсокартонных листов (код №) и др. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым № расположенного по <адрес>, собственником является ответчик. В целях устранения выявленных нарушений 30.05.2023 Департаментом в адрес Зольниковой Е.Т. объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, которое направлено 31.05.2023 почтовой корреспонденцией и получено Зольниковой Е.Т. 09.06.2023. Департаментом 23.08.2023, в ходе проведения выезда установлено, что земельный участок с кадастровым № не очищен от отходов производства и потребления. Таким образом, истец просит суд обязать Зольникову Е. Т. произвести очистку земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, от отходов производства и потребления в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривали наличие отходов на земельном участке, также пояснили, что принимаются меры для очистки участка, однако ответчик испытывает затруднение в связи с зимним сезоном.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Департамент недропользования и экологии Тюменской области, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещались, дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.09.2023 собственником земельного участка с местоположением относительно ориентира: <адрес>, кадастровый №; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Как следует из акта выездного обследования №45/23 от 16.05.2023 Департамента недропользования и экологии Тюменской области в рамках государственного экологического контроля (надзора) проведено выездное обследование в районе пересечения <адрес>; выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе, на земельном участке с кадастровым № возле точек 7, 8.
Согласно протоколу осмотра с фототаблицей и схемой от 16.05.2023, составленного государственным инспектором Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО1, в ходе осмотра установлено в <адрес> расположен земельный участок, огороженный забором из профнастила; с общедоступной территории зафиксированы места сброса (размещения) отходов производства и потребления. В том числе точка 7, съемка произведена с места с координатами 57°24"02.2" с.ш. 65°49’07.7" в.<адрес>, виды размещенных отходов: древесные отходы от сноса и разборки зданий (код №), тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код №), обрезь натуральной чистой древесины (код №), Площадь, на которой размещены отходы, составляет 10 кв. м. Ориентировочный объем размещенных отходов 18 куб.м. Точка 8, съемка произведена с места с координатами 57°24,02.8" с.ш. 65°49’07.7" в д. по <адрес>, виды размещенных отходов: отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код по №), упаковка из бумаги и/или картона в смеси незагрязненная (код по №), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код №), отходы мебели из разнородных материалов (код №), тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код №), обрезки, : кусковые отходы древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит (код №), бой бетонных изделий (код №). Площадь, на которой размещены отходы, составляет 15 кв. Ориентировочный объем размещенных отходов 10 куб.м.
В адрес Зольниковой Е. Т. направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 30.05.2023 №264 в связи размещением отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым №. Согласно уведомлению о вручении предостережение вручено ответчику 09.06.2023.
Актом выездного обследования №146/23 от 23.08.2023, протоколом осмотра с фототаблицей и схемой от 23.08.2023, составленными работниками Департамента недропользования и экологии Тюменской области, зафиксировано сохранение наличия отходов производства и потребления, в том числе, на земельном участке с кадастровым №.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том. числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 1 и ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу требований ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Принимая во внимание, что в судебном заседании установлено фактическое нахождение на земельном участке с кадастровым №, расположенного по <адрес> отходов производства и потребления, то требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести очистку земельного участка в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению. При этом суд соглашается со сроком исполнения обязанности, поскольку является разумным.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования городской округ город Тюмень в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░
░░░░ _______________________________________________
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░.
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>