Решение по делу № 2-2155/2022 от 30.12.2021

УИД: 39RS0002-01-2021-010381-62

гражданскоедело№2-2155/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Калининград 25 марта 2022года

Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Вирюкиной К.В.,

при секретаре Бляшук Д.Н.,

с участием истца Васильева В.Г.,

представителя истца - Васильевой В.А.,

представителя ответчика МП «Калининградтеплосеть» - БатуринойЮ.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева В.Г. к муниципальному предприятию «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» о признании незаконным приказа в части отстранения от работы без сохранения заработной платы, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Васильев В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному предприятию «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» (далее – МП «Калининградтеплосеть») о признании незаконным приказа -к от < Дата > в части отстранения истца без сохранения заработной платы, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения с < Дата > по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.

В обоснование заявленный требований указано, что истец с < Дата > по трудовому договору работает в организации ответчика в должности слесаря-ремонтника 6 разряда в районной тепловой станции «Красная», < Дата > ответчиком издан приказ «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на предприятии», согласно которого с < Дата > до < Дата > допуск к работе сотрудников предприятия должен осуществляться при наличии: QR-кода, которым подтверждается, что работник получил второй компонент вакцины или однокомпонентную вакцину от новой коронавирусной инфекции и с даты вакцинации прошло не более 12 месяцев; QR-кода, которым подтверждается, что работник перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев; справки, выданной медицинской организацией, подтверждающей противопоказания к проведению вакцинации; отрицательного результата лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие новой коронавирусной инфекции, проведенного не ранее чем за 72 часа. Также в названном приказе указано на необходимость предупреждения работников о том, что в случае отсутствия указанных выше документов они будут отстранены от работы без сохранения заработной платы на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, пропуска данных сотрудников будут заблокированы до предоставления перечисленных в приказе документов, либо информации подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции, этим же приказом начальнику отдела управления кадрами и трудовыми отношениями было предписано в срок до < Дата > подготовить приказ об отстранении сотрудников, не имеющих подтверждающих документов, от работы. < Дата > выйдя в свою смену на работу в РТС «Красная» истец ознакомился с вышеуказанным приказом под роспись, а < Дата > отработав 4 часа своей смены был направлен начальником в отдел кадров для ознакомления с приказом об отстранении от работы -к от < Дата > со дня его издания. Истец не согласен с данным приказом, поскольку его должность не предполагает постоянного контакта с большим количеством людей, он выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту деталей, узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин по передаче горячей воды, которые не включены в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, также истец указывает, что в соответствии с положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 главный санитарный врач региона при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих угрозу для окружающих, может отстранить от работы только носителей возбудителей инфекционного заболевания, коим он (будучи не вакцинированным) не являлся, в связи с чем не мог быть отстранен от работы. Кроме того, истец ссылается на то, что в постановлении главного государственного врача Калининградской области № 12 от 23.06.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», а также постановлениях, которыми были внесены изменения в названное постановление, а именно № 16 от 17.08.2021, № 19 от 07.10.2021, № 20 от 17.11.2021 отсутствуют прямые указания на то, что работодатели должны отстранить работников не прошедших вакцинацию и не представивших работодателю ПЦР-тест на наличие новой коронавирусной инфекции, проведенный не ранее чем за 72 часа, а также на то, что по состоянию на < Дата > в РТС «Красная» из всего коллектива 22 человек, непривитых было 2 человека, ввиду чего на момент отстранения истца в РТС «Красная» работало 90% привитых работников, однако вопрос о необходимости отстранения истца при достигнутом уровне вакцинации коллектива работодателем не рассматривался. В исковом заявлении ВасильевВ.Г. выражает сомнения в эффективности вакцинации от новой коронавирусной инфекции, в связи с чем не считает необходимым ее проходить, также истец указывает на то, что работодатель не имеет права запрашивать сведения, касающиеся состояния здоровья работника, в частности QR-код, ПЦР-тест и справку о медицинских противопоказаниях. Мотивируя требования о компенсации морального вреда, истец ссылается на то, что отстранение от работы лишило его права на труд и источника средств существования, что привело к ухудшению материального положения его семьи и нравственным страданиям.

Истец Васильев В.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Васильева В.А. также поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в оспариваемом приказе нарушен установленный срок отстранения сотрудников, поскольку исходя из его содержания отстранение должно было быть произведено не ранее < Дата >, основанием отстранения истца от работы послужило отсутствие < Дата > у него необходимых документов, а не отказ от вакцинации, в этот же день был издан приказ об отстранении его от работы с < Дата >, истец имел право не подвергать себя медицинской процедуре по вакцинации и не иметь при себе соответствующих документов, при этом работодателем пояснения по факту отсутствия у истца документов о вакцинации не истребовались, отказ от вакцинации также не оформлялся. Также представитель указала, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отстранения истца на основании ст. 76 ТК РФ, поскольку такого основания для отстранения, как отсутствие профилактических прививок данная статья не содержит, а абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ предусмотрено отстранение работника от работы только на основании актов федерального уровня, одновременно представитель ссылалась на то, что в постановлениях Главного государственного санитарного врача по Калининградской области отсутствует сфера деятельности истца – теплоэнергетика, ремонт и техническое обслуживание водогрейных котлоагрегатов на территории тепловой станции.

Представитель ответчика МП «Калининградтеплосеть» Батурина Ю.А. при рассмотрении дела и в судебном заседании возражала против удовлетворения настоящего искового заявления, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь при этом на доводы письменного возражения представленного суду с дополнениями к нему, согласно которым действия по отстранению истца от работы были законными, с приказом об отстранении истец был ознакомлен под роспись < Дата >, документов подтверждающих наличие противопоказаний к вакцинации не представил, с доводами стороны истца о нарушении срока отстранения работников от работы представитель не согласилась, указав, что приказ был подготовлен в установленный срок, учитывая требование Постановления главного санитарного врача по Калининградской области от < Дата > об организации работодателями прохождения полного курса вакцинации в срок до < Дата >, и содержит порядок и срок отстранения сотрудников с < Дата >, положения действующего законодательства не предусматривают обязанности работодателя оформлять отказ от вакцинации, также в данных возражениях сторона ответчика ссылалась на то, что отстранение работника от выполнения трудовых обязанностей возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности содержащими положения об издании главными санитарными врачами субъектов актов об обязательной вакцинации работников, которые указаны в данном документе, по эпидемическим показаниям, истец был осведомлен о необходимости предоставить в срок до < Дата > работодателю сведения о проведении вакцинации или о наличии противопоказаний к ее проведению, < Дата > истцом было подписано заявление о том, что в случае отсутствия названных документов он будет отстранен от работы, к которому истец приложил пояснительную записку об отказе предоставления сведений о наличии/отсутствии вакцинации, справки о медицинских противопоказаниях. Помимо изложенного в возражениях ответчика указано на то, что их работники, осуществляющие в том числе услуги в сфере ЖКХ, подлежат обязательной вакцинации по Постановлению главного санитарного врача Калининградской области от < Дата > , независимо от того, в каком подразделении они работают, а доводы истца о достигнутом необходимом уровне вакцинации трудового коллектива являются несостоятельными, так как по состоянию на < Дата > в организации привито 81% работников, что не превышает требуемый уровень, определенный в Постановлении главного санитарного врача по Калининградской области от < Дата > (в ред. от < Дата >) – не менее 90% от общей численности сотрудников организации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в совокупности с представленными в нем доказательствами, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Уставом МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» предприятие находится в ведомственном подчинении комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград», предметом деятельности предприятия являются производство и реализация тепловой энергии собственными источниками, приобретение и реализация энергоресурсов от энергоснабжающих организаций, оказание собственникам жилого фонда, независимо от форм собственности услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого фонда, включая внутридомовые инженерные сети, целями предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли для обеспечения функционирования и работоспособности инженерных систем, организация контроля за их состоянием (п.п. 1.6, 2.1, 2.2).

В п. 2.3 Устава определен перечень видов деятельности, осуществляемых для достижения целей предприятия ответчика, осуществляемая истцом деятельность входит в данный перечень.

Приказом МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» -к от < Дата > истец Васильев В.Г. был принят на работу в РТС «Красная-Горького» участок 1 (Красная) на должность слесаря-ремонтника 5 группы на основании трудового договора от < Дата > , к которому < Дата > было заключено дополнительное соглашение в связи с присвоением истцу 6 группы слесаря-ремонтника.

Согласно должностной инструкции слесаря-ремонтника 6 разряда (дежурного) РТС «Красная» МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» его трудовыми функциями являются техническое обслуживание и ремонт сложных деталей, узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин, а также руководство слесарями-ремонтниками более низкой квалификации (разряда).

< Дата > директором МП «Калининградтеплосеть» был издан приказ «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на предприятии», согласно пункту 1 которого с < Дата > до < Дата > допуск к работе сотрудников предприятия следовало осуществлять при наличии действующего QR-кода, которым подтверждается, что работник получил второй компонент вакцины или однокомпонентную вакцину от новой коронавирусной инфекции и с даты вакцинации прошло не более 12 месяцев; QR-кода, которым подтверждается, что работник перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев; справки, выданной медицинской организацией, подтверждающей противопоказания к проведению вакцинации; отрицательного результата лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие новой коронавирусной инфекции, проведенного не ранее чем за 72 часа.

Руководителям структурных подразделений в срок до < Дата > было предписано предоставить в отдел управления персоналом документы, перечисленные в п. 1 настоящего приказа (пункт 3).

Пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 4 этого же приказа предусмотрено довести до работников, что в случае отсутствия документов, перечисленных в п. 1 приказа они будут отстранены от работы без сохранения заработной платы на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ, абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, пропуска данных сотрудников будут заблокированы до предоставления документов, перечисленных в п. 1 приказа, либо информации подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции; ознакомить работников с настоящим приказом под роспись и листы ознакомления предоставить в отдел управления персоналом в срок до < Дата >; установить персональную ответственность за неисполнение настоящего приказа; начальнику отдела (управления кадрами и трудовыми отношениями) ФИО4 в срок до < Дата > подготовить приказ об отстранении сотрудников, не имеющих подтверждающих документов, от работы.

Согласно листу ознакомления с приказом от < Дата > сотрудники РТС «Красная» были ознакомлены с данным приказом, в числе которых истец Васильев В.Г. – < Дата >.

Также в материалах дела представлено заявление Васильева В.Г. от < Дата >, согласно которому он ознакомлен, что в соответствии с приказом от < Дата > в случае отсутствия документов, подтверждающих проведение вакцинации он будет отстранен от работы без сохранения заработной платы до предоставления документов, перечисленных в п. 1 настоящего приказа, либо информации подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции, в качестве приложения к данному заявлению истец указал пояснительную записку от < Дата >.

В соответствии с пояснительной запиской истца от < Дата > к приказу МП «Калининградтеплосеть» от < Дата >, адресованной начальнику РТС «Красная-Горького», Васильев В.Г. отказался предоставить указанные в пункте 1 приказа документы, ссылаясь на то, что они не нужны для выполнения его трудовых функций, а также составляют врачебную тайну.

На основании приказа -к от < Дата > Васильев В.Г. был отстранен от работы с < Дата > на весь период времени до предоставления документов, перечисленных в п. 1 приказа от < Дата > , либо информации, подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции без начисления заработной платы на время отстранения от работы, с данным приказом истец был ознакомлен < Дата > в 12 часов 00 минут, основанием издания данного приказа, в том числе стала служебная записка главного инженера МП «Калининградтеплосеть» ФИО5

Как следует из представленных ответчиком сведений по состоянию на < Дата > в МП «Калининградтеплосеть» процент вакцинированных работников составлял 81 %.

Согласно пояснениям сторон с < Дата > истец Васильев В.Г. был допущен к работе, данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

В силу положений статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Такие случаи предусмотрены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Данный перечень включает двенадцать пунктов, к которому работа истца Васильева В.Г. действительно не относится, однако стоит отметить следующее.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 названного выше Федерального закона).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливает Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок является национальный календарь профилактических прививок.

Нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям является календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).

Согласно Приказу Минздрава России от 09.12.2020 N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н, действующим на дату отстранения истца от работы, в число профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Полномочия должностных лиц санэпидемнадзора в сфере санитарного благополучия населения по вынесению мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в связи с COVID-19 основаны на следующих нормах: решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации; перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 № 134 на территории Калининградской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области, а также приняты некоторые меры по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции.

На основании Постановления главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N 12 (ред. от 17.11.2021) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации:

работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: торговли; общественного питания; предоставления услуг по временному проживанию (гостиницы, хостелы, гостевые дома, пансионаты, кемпинги и т.д.); образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; транспорта общего пользования, такси; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, экскурсий); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов), театров, кинотеатров, концертных залов; электроэнергетики; производства пищевой продукции; членов экипажей судов рыбопромыслового флота, работников береговых рыбоперерабатывающих предприятий, работников холодильных терминалов; жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами; курьерской деятельности и доставки, в том числе через стационарные пункты выдачи; туристской индустрии и экскурсионного обслуживания; частной охранной деятельности; перевозок организованных групп пассажиров, в том числе перевозок работников, сотрудников организаций; детских игровых комнат, детских развлекательных центров, лагерей с дневным пребыванием, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий, помещений и оборудования; строительства;

государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Калининградской области, муниципальным служащим, работникам органов власти Калининградской области и подведомственных им организаций;

лицам в возрасте 60 лет и старше, лицам с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы (сахарным диабетом, ожирением).

Согласно п. 2 названного выше Постановления главного государственного санитарного врача по Калининградской области руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Калининградской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами; курьерской деятельности и доставки; туристской индустрии и экскурсионного обслуживания; частной охранной деятельности; перевозок организованных групп пассажиров; детских игровых комнат, детских развлекательных центров, лагерей с дневным пребыванием, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них); массовых физкультурных, спортивных мероприятий; дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий, помещений и оборудования, организовать прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в срок до 20.11.2021.

Руководителям органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области организовать прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы Калининградской области, муниципальными служащими, работниками органов власти Калининградской области и подведомственных им организаций не менее 90% от общей численности в срок до 20.11.2021.

Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COVID-19. (п. 3).

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст.ст. 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

Таким образом, доводы стороны истца о том, что Постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации не относится к числу нормативных правовых актов Российской Федерации, суд находит не состоятельными.

Учитывая изложенные положения, суд приходит к выводу о том, что работа истца в должности слесаря-ремонтника 6 разряда в МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» относится к сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая поименована в Постановлении главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N 12 (ред. от 17.11.2021) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в связи с чем он подлежал обязательной вакцинации.

Данный вывод сделан судом, поскольку предмет, цели и виды деятельности МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» соответствуют предприятиям названной выше сферы, обеспечивающей функционирование жилых зданий, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей, включающей в себя объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей, а также в качестве одного из компонентов – теплоснабжение (обеспечение поставки горячей воды и тепловой энергии, работы котельных и ТЭЦ).

Нарушений ответчиком срока и порядка отстранения истца от работы судом не установлено, поскольку < Дата > истец был ознакомлен с приказом от < Дата > под роспись, этой же датой написал заявление об ознакомлении с тем, что в случае отсутствия документов, подтверждающих проведение вакцинации будет отстранен от работы без сохранения заработной платы до предоставления документов, перечисленных в п. 1 названного приказа, либо информации подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции, приложив к заявлению пояснительную записку, согласно которой фактически отказался представлять необходимые документы, о предоставлении времени для получения соответствующих документов работодателя не просил, в связи с чем со следующего дня (< Дата >) был отстранен от работы.

Кроме того, стоит отметить, что нормы Трудового кодекса РФ не регулируют порядок отстранения работника от работы, конкретных сроков действий работодателя при данной процедуре не предусмотрено.

Доводы истца в части сомнений в безопасности и эффективности вакцин против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, судом не принимаются, поскольку обсуждение достоинств или недостатков вакцин не может являться предметом данного спора о законности отстранения работника от работы.

Также судом не принимаются доводы стороны истца о том, что более 80% коллектива было привито, и необходимости прививаться ему не было, так как работодатель не имел полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку Постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N 12 (ред. от 17.11.2021) устанавливалась ее обязательность для всех работников сферы жилищно-коммунального хозяйства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что работодатель истца вправе был отстранить его от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Таким образом, истец Васильев В.Г., работающий на основании трудового договора в сфере жилищно-коммунального хозяйства, был обязан вакцинироваться против новой коронавирусной инфекции (СOVID-19), в связи с чем издание оспариваемого приказа -к от < Дата > и действия работодателя МП «Калининградтеплосеть» по отстранению его от работы без сохранения заработной платы, как лица, не выполнившего возложенную на него Постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N 12 (ред. от 17.11.2021) обязанность, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными, что влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований, в том числе в части требований о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Васильева В.Г. к муниципальному предприятию «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» о признании незаконным приказа в части отстранения от работы без сохранения заработной платы, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.В. Вирюкина

Мотивированное решение составлено 1 апреля 2022 года.

УИД: 39RS0002-01-2021-010381-62

гражданскоедело№2-2155/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Калининград 25 марта 2022года

Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Вирюкиной К.В.,

при секретаре Бляшук Д.Н.,

с участием истца Васильева В.Г.,

представителя истца - Васильевой В.А.,

представителя ответчика МП «Калининградтеплосеть» - БатуринойЮ.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева В.Г. к муниципальному предприятию «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» о признании незаконным приказа в части отстранения от работы без сохранения заработной платы, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Васильев В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному предприятию «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» (далее – МП «Калининградтеплосеть») о признании незаконным приказа -к от < Дата > в части отстранения истца без сохранения заработной платы, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения с < Дата > по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.

В обоснование заявленный требований указано, что истец с < Дата > по трудовому договору работает в организации ответчика в должности слесаря-ремонтника 6 разряда в районной тепловой станции «Красная», < Дата > ответчиком издан приказ «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на предприятии», согласно которого с < Дата > до < Дата > допуск к работе сотрудников предприятия должен осуществляться при наличии: QR-кода, которым подтверждается, что работник получил второй компонент вакцины или однокомпонентную вакцину от новой коронавирусной инфекции и с даты вакцинации прошло не более 12 месяцев; QR-кода, которым подтверждается, что работник перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев; справки, выданной медицинской организацией, подтверждающей противопоказания к проведению вакцинации; отрицательного результата лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие новой коронавирусной инфекции, проведенного не ранее чем за 72 часа. Также в названном приказе указано на необходимость предупреждения работников о том, что в случае отсутствия указанных выше документов они будут отстранены от работы без сохранения заработной платы на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, пропуска данных сотрудников будут заблокированы до предоставления перечисленных в приказе документов, либо информации подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции, этим же приказом начальнику отдела управления кадрами и трудовыми отношениями было предписано в срок до < Дата > подготовить приказ об отстранении сотрудников, не имеющих подтверждающих документов, от работы. < Дата > выйдя в свою смену на работу в РТС «Красная» истец ознакомился с вышеуказанным приказом под роспись, а < Дата > отработав 4 часа своей смены был направлен начальником в отдел кадров для ознакомления с приказом об отстранении от работы -к от < Дата > со дня его издания. Истец не согласен с данным приказом, поскольку его должность не предполагает постоянного контакта с большим количеством людей, он выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту деталей, узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин по передаче горячей воды, которые не включены в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, также истец указывает, что в соответствии с положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 главный санитарный врач региона при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих угрозу для окружающих, может отстранить от работы только носителей возбудителей инфекционного заболевания, коим он (будучи не вакцинированным) не являлся, в связи с чем не мог быть отстранен от работы. Кроме того, истец ссылается на то, что в постановлении главного государственного врача Калининградской области № 12 от 23.06.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», а также постановлениях, которыми были внесены изменения в названное постановление, а именно № 16 от 17.08.2021, № 19 от 07.10.2021, № 20 от 17.11.2021 отсутствуют прямые указания на то, что работодатели должны отстранить работников не прошедших вакцинацию и не представивших работодателю ПЦР-тест на наличие новой коронавирусной инфекции, проведенный не ранее чем за 72 часа, а также на то, что по состоянию на < Дата > в РТС «Красная» из всего коллектива 22 человек, непривитых было 2 человека, ввиду чего на момент отстранения истца в РТС «Красная» работало 90% привитых работников, однако вопрос о необходимости отстранения истца при достигнутом уровне вакцинации коллектива работодателем не рассматривался. В исковом заявлении ВасильевВ.Г. выражает сомнения в эффективности вакцинации от новой коронавирусной инфекции, в связи с чем не считает необходимым ее проходить, также истец указывает на то, что работодатель не имеет права запрашивать сведения, касающиеся состояния здоровья работника, в частности QR-код, ПЦР-тест и справку о медицинских противопоказаниях. Мотивируя требования о компенсации морального вреда, истец ссылается на то, что отстранение от работы лишило его права на труд и источника средств существования, что привело к ухудшению материального положения его семьи и нравственным страданиям.

Истец Васильев В.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Васильева В.А. также поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в оспариваемом приказе нарушен установленный срок отстранения сотрудников, поскольку исходя из его содержания отстранение должно было быть произведено не ранее < Дата >, основанием отстранения истца от работы послужило отсутствие < Дата > у него необходимых документов, а не отказ от вакцинации, в этот же день был издан приказ об отстранении его от работы с < Дата >, истец имел право не подвергать себя медицинской процедуре по вакцинации и не иметь при себе соответствующих документов, при этом работодателем пояснения по факту отсутствия у истца документов о вакцинации не истребовались, отказ от вакцинации также не оформлялся. Также представитель указала, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отстранения истца на основании ст. 76 ТК РФ, поскольку такого основания для отстранения, как отсутствие профилактических прививок данная статья не содержит, а абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ предусмотрено отстранение работника от работы только на основании актов федерального уровня, одновременно представитель ссылалась на то, что в постановлениях Главного государственного санитарного врача по Калининградской области отсутствует сфера деятельности истца – теплоэнергетика, ремонт и техническое обслуживание водогрейных котлоагрегатов на территории тепловой станции.

Представитель ответчика МП «Калининградтеплосеть» Батурина Ю.А. при рассмотрении дела и в судебном заседании возражала против удовлетворения настоящего искового заявления, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь при этом на доводы письменного возражения представленного суду с дополнениями к нему, согласно которым действия по отстранению истца от работы были законными, с приказом об отстранении истец был ознакомлен под роспись < Дата >, документов подтверждающих наличие противопоказаний к вакцинации не представил, с доводами стороны истца о нарушении срока отстранения работников от работы представитель не согласилась, указав, что приказ был подготовлен в установленный срок, учитывая требование Постановления главного санитарного врача по Калининградской области от < Дата > об организации работодателями прохождения полного курса вакцинации в срок до < Дата >, и содержит порядок и срок отстранения сотрудников с < Дата >, положения действующего законодательства не предусматривают обязанности работодателя оформлять отказ от вакцинации, также в данных возражениях сторона ответчика ссылалась на то, что отстранение работника от выполнения трудовых обязанностей возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности содержащими положения об издании главными санитарными врачами субъектов актов об обязательной вакцинации работников, которые указаны в данном документе, по эпидемическим показаниям, истец был осведомлен о необходимости предоставить в срок до < Дата > работодателю сведения о проведении вакцинации или о наличии противопоказаний к ее проведению, < Дата > истцом было подписано заявление о том, что в случае отсутствия названных документов он будет отстранен от работы, к которому истец приложил пояснительную записку об отказе предоставления сведений о наличии/отсутствии вакцинации, справки о медицинских противопоказаниях. Помимо изложенного в возражениях ответчика указано на то, что их работники, осуществляющие в том числе услуги в сфере ЖКХ, подлежат обязательной вакцинации по Постановлению главного санитарного врача Калининградской области от < Дата > , независимо от того, в каком подразделении они работают, а доводы истца о достигнутом необходимом уровне вакцинации трудового коллектива являются несостоятельными, так как по состоянию на < Дата > в организации привито 81% работников, что не превышает требуемый уровень, определенный в Постановлении главного санитарного врача по Калининградской области от < Дата > (в ред. от < Дата >) – не менее 90% от общей численности сотрудников организации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в совокупности с представленными в нем доказательствами, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Уставом МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» предприятие находится в ведомственном подчинении комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград», предметом деятельности предприятия являются производство и реализация тепловой энергии собственными источниками, приобретение и реализация энергоресурсов от энергоснабжающих организаций, оказание собственникам жилого фонда, независимо от форм собственности услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилого фонда, включая внутридомовые инженерные сети, целями предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли для обеспечения функционирования и работоспособности инженерных систем, организация контроля за их состоянием (п.п. 1.6, 2.1, 2.2).

В п. 2.3 Устава определен перечень видов деятельности, осуществляемых для достижения целей предприятия ответчика, осуществляемая истцом деятельность входит в данный перечень.

Приказом МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» -к от < Дата > истец Васильев В.Г. был принят на работу в РТС «Красная-Горького» участок 1 (Красная) на должность слесаря-ремонтника 5 группы на основании трудового договора от < Дата > , к которому < Дата > было заключено дополнительное соглашение в связи с присвоением истцу 6 группы слесаря-ремонтника.

Согласно должностной инструкции слесаря-ремонтника 6 разряда (дежурного) РТС «Красная» МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» его трудовыми функциями являются техническое обслуживание и ремонт сложных деталей, узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин, а также руководство слесарями-ремонтниками более низкой квалификации (разряда).

< Дата > директором МП «Калининградтеплосеть» был издан приказ «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на предприятии», согласно пункту 1 которого с < Дата > до < Дата > допуск к работе сотрудников предприятия следовало осуществлять при наличии действующего QR-кода, которым подтверждается, что работник получил второй компонент вакцины или однокомпонентную вакцину от новой коронавирусной инфекции и с даты вакцинации прошло не более 12 месяцев; QR-кода, которым подтверждается, что работник перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев; справки, выданной медицинской организацией, подтверждающей противопоказания к проведению вакцинации; отрицательного результата лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие новой коронавирусной инфекции, проведенного не ранее чем за 72 часа.

Руководителям структурных подразделений в срок до < Дата > было предписано предоставить в отдел управления персоналом документы, перечисленные в п. 1 настоящего приказа (пункт 3).

Пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 4 этого же приказа предусмотрено довести до работников, что в случае отсутствия документов, перечисленных в п. 1 приказа они будут отстранены от работы без сохранения заработной платы на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ, абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, пропуска данных сотрудников будут заблокированы до предоставления документов, перечисленных в п. 1 приказа, либо информации подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции; ознакомить работников с настоящим приказом под роспись и листы ознакомления предоставить в отдел управления персоналом в срок до < Дата >; установить персональную ответственность за неисполнение настоящего приказа; начальнику отдела (управления кадрами и трудовыми отношениями) ФИО4 в срок до < Дата > подготовить приказ об отстранении сотрудников, не имеющих подтверждающих документов, от работы.

Согласно листу ознакомления с приказом от < Дата > сотрудники РТС «Красная» были ознакомлены с данным приказом, в числе которых истец Васильев В.Г. – < Дата >.

Также в материалах дела представлено заявление Васильева В.Г. от < Дата >, согласно которому он ознакомлен, что в соответствии с приказом от < Дата > в случае отсутствия документов, подтверждающих проведение вакцинации он будет отстранен от работы без сохранения заработной платы до предоставления документов, перечисленных в п. 1 настоящего приказа, либо информации подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции, в качестве приложения к данному заявлению истец указал пояснительную записку от < Дата >.

В соответствии с пояснительной запиской истца от < Дата > к приказу МП «Калининградтеплосеть» от < Дата >, адресованной начальнику РТС «Красная-Горького», Васильев В.Г. отказался предоставить указанные в пункте 1 приказа документы, ссылаясь на то, что они не нужны для выполнения его трудовых функций, а также составляют врачебную тайну.

На основании приказа -к от < Дата > Васильев В.Г. был отстранен от работы с < Дата > на весь период времени до предоставления документов, перечисленных в п. 1 приказа от < Дата > , либо информации, подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции без начисления заработной платы на время отстранения от работы, с данным приказом истец был ознакомлен < Дата > в 12 часов 00 минут, основанием издания данного приказа, в том числе стала служебная записка главного инженера МП «Калининградтеплосеть» ФИО5

Как следует из представленных ответчиком сведений по состоянию на < Дата > в МП «Калининградтеплосеть» процент вакцинированных работников составлял 81 %.

Согласно пояснениям сторон с < Дата > истец Васильев В.Г. был допущен к работе, данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

В силу положений статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Такие случаи предусмотрены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Данный перечень включает двенадцать пунктов, к которому работа истца Васильева В.Г. действительно не относится, однако стоит отметить следующее.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 названного выше Федерального закона).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливает Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок является национальный календарь профилактических прививок.

Нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям является календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).

Согласно Приказу Минздрава России от 09.12.2020 N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н, действующим на дату отстранения истца от работы, в число профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Полномочия должностных лиц санэпидемнадзора в сфере санитарного благополучия населения по вынесению мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в связи с COVID-19 основаны на следующих нормах: решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации; перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 № 134 на территории Калининградской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области, а также приняты некоторые меры по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции.

На основании Постановления главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N 12 (ред. от 17.11.2021) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации:

работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: торговли; общественного питания; предоставления услуг по временному проживанию (гостиницы, хостелы, гостевые дома, пансионаты, кемпинги и т.д.); образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; транспорта общего пользования, такси; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, экскурсий); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов), театров, кинотеатров, концертных залов; электроэнергетики; производства пищевой продукции; членов экипажей судов рыбопромыслового флота, работников береговых рыбоперерабатывающих предприятий, работников холодильных терминалов; жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами; курьерской деятельности и доставки, в том числе через стационарные пункты выдачи; туристской индустрии и экскурсионного обслуживания; частной охранной деятельности; перевозок организованных групп пассажиров, в том числе перевозок работников, сотрудников организаций; детских игровых комнат, детских развлекательных центров, лагерей с дневным пребыванием, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий, помещений и оборудования; строительства;

государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Калининградской области, муниципальным служащим, работникам органов власти Калининградской области и подведомственных им организаций;

лицам в возрасте 60 лет и старше, лицам с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы (сахарным диабетом, ожирением).

Согласно п. 2 названного выше Постановления главного государственного санитарного врача по Калининградской области руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Калининградской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирными домами; курьерской деятельности и доставки; туристской индустрии и экскурсионного обслуживания; частной охранной деятельности; перевозок организованных групп пассажиров; детских игровых комнат, детских развлекательных центров, лагерей с дневным пребыванием, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них); массовых физкультурных, спортивных мероприятий; дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий, помещений и оборудования, организовать прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в срок до 20.11.2021.

Руководителям органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области организовать прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы Калининградской области, муниципальными служащими, работниками органов власти Калининградской области и подведомственных им организаций не менее 90% от общей численности в срок до 20.11.2021.

Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COVID-19. (п. 3).

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст.ст. 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

Таким образом, доводы стороны истца о том, что Постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации не относится к числу нормативных правовых актов Российской Федерации, суд находит не состоятельными.

Учитывая изложенные положения, суд приходит к выводу о том, что работа истца в должности слесаря-ремонтника 6 разряда в МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» относится к сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая поименована в Постановлении главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N 12 (ред. от 17.11.2021) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в связи с чем он подлежал обязательной вакцинации.

Данный вывод сделан судом, поскольку предмет, цели и виды деятельности МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» соответствуют предприятиям названной выше сферы, обеспечивающей функционирование жилых зданий, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей, включающей в себя объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей, а также в качестве одного из компонентов – теплоснабжение (обеспечение поставки горячей воды и тепловой энергии, работы котельных и ТЭЦ).

Нарушений ответчиком срока и порядка отстранения истца от работы судом не установлено, поскольку < Дата > истец был ознакомлен с приказом от < Дата > под роспись, этой же датой написал заявление об ознакомлении с тем, что в случае отсутствия документов, подтверждающих проведение вакцинации будет отстранен от работы без сохранения заработной платы до предоставления документов, перечисленных в п. 1 названного приказа, либо информации подтверждающей получение первого компонента вакцины от коронавирусной инфекции, приложив к заявлению пояснительную записку, согласно которой фактически отказался представлять необходимые документы, о предоставлении времени для получения соответствующих документов работодателя не просил, в связи с чем со следующего дня (< Дата >) был отстранен от работы.

Кроме того, стоит отметить, что нормы Трудового кодекса РФ не регулируют порядок отстранения работника от работы, конкретных сроков действий работодателя при данной процедуре не предусмотрено.

Доводы истца в части сомнений в безопасности и эффективности вакцин против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, судом не принимаются, поскольку обсуждение достоинств или недостатков вакцин не может являться предметом данного спора о законности отстранения работника от работы.

Также судом не принимаются доводы стороны истца о том, что более 80% коллектива было привито, и необходимости прививаться ему не было, так как работодатель не имел полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку Постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N 12 (ред. от 17.11.2021) устанавливалась ее обязательность для всех работников сферы жилищно-коммунального хозяйства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что работодатель истца вправе был отстранить его от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Таким образом, истец Васильев В.Г., работающий на основании трудового договора в сфере жилищно-коммунального хозяйства, был обязан вакцинироваться против новой коронавирусной инфекции (СOVID-19), в связи с чем издание оспариваемого приказа -к от < Дата > и действия работодателя МП «Калининградтеплосеть» по отстранению его от работы без сохранения заработной платы, как лица, не выполнившего возложенную на него Постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 N 12 (ред. от 17.11.2021) обязанность, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными, что влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований, в том числе в части требований о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Васильева В.Г. к муниципальному предприятию «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» о признании незаконным приказа в части отстранения от работы без сохранения заработной платы, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.В. Вирюкина

Мотивированное решение составлено 1 апреля 2022 года.

2-2155/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Виталий Геннадьевич
Ответчики
МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград»
Другие
Васильева Вероника Альбертовна
Батурина Юлия Алексеевна
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Вирюкина Кристина Викторовна
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2021Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2022Предварительное судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2022Дело оформлено
23.09.2022Дело передано в архив
25.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее