Судья Прибыткова Н.А.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-7807/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Рудковской И.А.,
судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Коротич Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1862/2020 по исковому заявлению Шеверды Сергея Васильевича к временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области о признании незаконными действий по вынесению указа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истца Шеверды С.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 июня 2020 года,
установила:
истец Шеверда С.В. обратился в суд с иском к временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области, в обоснование которого указал, что 11.02.2020 при ознакомлении с материалами гражданского дела № 2-142/2020 по иску прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Губернатору Иркутской области стало известно о Указе Губернатора Иркутской области № 2-угк от 20.01.2020 «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк», в соответствии с которым п.1 изложен в следующей редакции: «прекратить досрочно полномочия Шеверды Сергея Васильевича, замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, 21.08.2019 в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 ФЗ от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции». Основание: доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шевердой С.В., решение Кировского районного суда г.Иркутска от 23.07.2019».
В данном случае действия временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. по вынесению Указа № 2-угк от 20.01.2020 не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают его права и законные интересы. При вынесении Указа временно исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области Кобзев И.И. проигнорировал нормы закона о наличии у истца возможности уйти в добровольную отставку и его заявление от 15.08.2019.
Таким образом, при вынесении Указа № 2-угк от 20.01.2020 временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области нарушены нормы ст.6 Закона Иркутской области от 13.12.2010 №125-03 «О государственных должностях Иркутской области», ст. 9 (1) Закона Иркутской области от 11.05.2010 № 30-оз «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области», позволяющие ему уйти в добровольную отставку.
В Указе № 2-угк от 20.01.2020 в качестве одного из оснований указан доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром Шевердой С.В.
Однако согласно выписке из протокола № 2 заседания комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 01.04.2019, по вопросу повестки дня о рассмотрении доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром Шевердой С.В., принято решение признать отсутствие оснований для применения к Шеверде С.В. мер юридической ответственности.
В связи с чем истец просил суд признать незаконными действия временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. по вынесению указа № 2-угк от 20.01.2020 «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк», возложить обязанность на Врио губернатора Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения об отмене указа Губернатора Иркутской области № 2-угк от 20.01.2020.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23.06.2020 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях в ней истец Шеверда С.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы настаивает на том, что оснований для вынесения Указа, явившегося предметом спора, не имелось.
При вынесении решения суд сослался на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2019 по административному делу № 2а-2965/2019, которым удовлетворены требования административного истца прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействие Губернатора Иркутской области, выразившееся в непринятии решения (указа) об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В., возложении на Губернатора Иркутской области возложена обязанность устранить нарушение путем принятия решения об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в отношении министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. в установленном Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 181-оз «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия» порядке; а также решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20.01.2020 по гражданскому делу № 2-142/2020, в соответствии с которым признано незаконным основание увольнения (досрочного прекращения полномочий) Шеверды Сергея Васильевича, замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, в связи с его добровольной отставкой, указанное в Указе Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.», возложена обязанность на Губернатора Иркутской области изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды Сергея Васильевича на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Вместе с тем, кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2020 решение Кировского районного суда г.Иркутска от 23.07.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 03.12.2019 отменены, в удовлетворении требований прокурора Иркутской области отказано.
Считает, что обстоятельства, установленные кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2020 имеют преюдициальное значение для настоящего дела и оснований для вынесения Указа Губернатором Иркутской области №2-угк от 20.01.2020 не имелось.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и дополнения к ней представитель Губернатора Иркутской области Хороших К.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя Губернатора Иркутской области Хороших К.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области издает нормативные правовые акты в форме указов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
Согласно статье 6 Закона Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» структуру Правительства Иркутской области составляют должности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области, министров Иркутской области (далее - члены Правительства Иркутской области).
В соответствии с подпунктами «в», «г» пункта 8 части 1 статьи 58 Устава Иркутской области Губернатор Иркутской области формирует Правительство Иркутской области, в том числе назначает министров Иркутской области и освобождает от должности министров Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о Правительстве области члены Правительства Иркутской области назначаются и освобождаются от должности указами Губернатора Иркутской области в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области, Законом о Правительстве области и иными законами Иркутской области.
В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 13.12.2010 № 125-03 «О государственных должностях Иркутской области» должность министра Иркутской области относится к государственным должностям Иркутской области.
Тем самым, Губернатор Иркутской области наделен полномочием по изданию правовых актов (указов Губернатора Иркутской области) о назначении и освобождении от должности министров Иркутской области и о внесении изменений в данные правовые акты.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, указом Губернатора Иркутской области от 22.04.2016 № 4-угк Шеверда С.В. назначен на государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области на срок один год, но не более срока полномочий Губернатора Иркутской области, с 15.06.2016.
Указом Губернатора Иркутской области от 14.06.2017 № 5-угк внесены в указ Губернатора Иркутской области от 22.04.2016 № 4-угк «О назначении на должность Шеверды С.В.» изменения, заменены слова «сроком на один год, но не более полномочий Губернатора Иркутской области» словами «на срок полномочий Губернатора Иркутской области».
Указом Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.» истец освобожден от должности министра лесного комплекса Иркутской области в связи с его добровольной отставкой на основании его личного заявления.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2019 по административному делу № 2а-2965/2019 удовлетворены требования административного истца прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Признано незаконным бездействие Губернатора Иркутской области, выразившееся в непринятии решения (указа) об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В.
На Губернатора Иркутской области возложена обязанность устранить нарушение путем принятия решения об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в отношении министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. в установленном Законом Иркутской области от 30.12.2014 № 181-оз «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, в связи с утратой доверия» порядке.
20.01.2020 Губернатором Иркутской области издан указ № 2-угк «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк», согласно которому в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.» внесено изменение, пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В» изложен в следующей редакции: «Прекратить досрочно полномочия Шеверды Сергея Васильевича, замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, 21.08.2019 в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, исследовав и оценив представленные, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области имелись законные основания для вынесения указа № 2-угк от 20.01.2020 «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк», поскольку действия ответчика по изданию оспариваемого Указа № 2-угк основаны на нормах действующего законодательства, в том числе в сфере противодействия коррупции, обеспечение порядка государственного управления, защиты законности и правопорядка.
Кроме того суд первой инстанции указал, что выявленное правонарушение является основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия в соответствии с нормами части 6.1 статьи 20, ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе», которые носят императивный характер. При этом подача работником письменного заявления об увольнении по собственному желанию не может считаться обстоятельством, исключающим возможность прекращения трудового договора с ним по инициативе работодателя - при наличии к тому установленных законом оснований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
По мнению судебной коллегии являются несостоятельными доводы жалобы о том, что действия временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. по вынесению указа № 2-угк от 20.01.2020 «О внесении изменения в пункт 1 указа Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк» незаконны.
Согласно ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, является ограничением, в силу которого гражданский служащий не может находиться на гражданской службе (п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии со статьей 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно статье 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Отмена решения Кировского районного суда г. Иркутска от 23.07.2019 по административному делу № 2а-2965/2019 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 03.12.2019 не влекут отмены решения суда по настоящему делу, поскольку одним из оснований для издания Указа Губернатора Иркутской области № 2-угк от 20.01.2020 является доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных министром лесного комплекса Иркутской области Шевердой С.В.
Более того, решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.01.2020 по гражданскому делу № 2-142/2020, вступившим в законную силу 15.06.2020, по иску прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Губернатору Иркутской области о признании незаконным основания увольнения (досрочного прекращения полномочий) Шеверды С.В., замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, в связи с его добровольной отставкой, указанное в Указе Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.», обязании изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В. на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» исковые требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным основание увольнения (досрочного прекращения полномочий) Шеверды С.В., замещающего государственную должность Иркутской области министра лесного комплекса Иркутской области, в связи с его добровольной отставкой, указанное в Указе Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.».
Суд указанным решением обязал Губернатора Иркутской области изменить формулировку увольнения (досрочного прекращения полномочий) министра лесного комплекса Иркутской области Шеверды С.В., указанное в Указе Губернатора Иркутской области от 21.08.2019 № 4-угк «Об освобождении от должности Шеверды С.В.», на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия на основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК ПФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 30.12.2014 № 181-оз «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Иркутской области в связи с утратой доверия» увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего государственную должность Иркутской области, в связи с утратой доверия осуществляется органом государственной власти Иркутской области (руководителем органа государственной власти Иркутской области), принявшим решение о назначении данного лица на должность, на основании представленных ему итоговых результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и соблюдения установленных ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, в которых высказана рекомендация о применении к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области, мер юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Судом установлено, что проверка в отношении министра Шеверды С.В. проведена Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в докладе начальника управления от 24.01.2019 высказана рекомендация о применении к министру мер юридической ответственности.
При этом как следует из п. 6 Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, созданной на основании Указа Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 № 254-уг, проверка достоверности и полноты сведений о доходах министров Иркутской области и принятие решений по вопросу применения или неприменения к лицу, замещающему государственную должность Иркутской области, мер юридической ответственности, к полномочиям комиссии не относится, в связи с чем доводы истца о том, что оспариваемый Указ № 2-угк противоречит заключению комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области не принимаются судебной коллегией во внимание.
Отклоняя доводы жалобы как основанные на неверном толковании норм права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при наличии допущенных нарушений государственным гражданским служащим Иркутской области Шевердой С.В. требований федерального законодательства о противодействии коррупции представитель нанимателя обязан был привлечь министра лесного комплекса Иркутской области Шеверду С.В. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 23 июня 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.А. Рудковская
Судьи В.В. Коваленко
Н.А. Сальникова