Дело № 2-915/2024
УИД 33RS0017-01-2024-000741-61
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июля 2024 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
с участием прокурора Литвинкина М.С.,
представителя ответчика
ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» Филипповой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Дементьевой В.И. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», Министерству здравоохранения Владимирской области об обязании принять меры к бесплатному обеспечению лекарственным препаратом на весь период нуждаемости,
установил:
Собинский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Дементьевой В.И., обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» (далее – ГБУЗ ВО «Собинская районная больница») и Министерству здравоохранения Владимирской области об обязании принять меры к бесплатному обеспечению Дементьевой В.И. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания до момента отмены применения медицинского препарата.
В обоснование иска указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Дементьевой В.И. по вопросу обеспечения ее лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача бесплатно. В ходе проверки установлено, что Дементьева В.И. является инвалидом второй группы. Согласно заключению консультанта ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» от 23 января 2024 г. Дементьевой В.И. в связи с заболеванием «<данные изъяты>» рекомендован прием лекарственного препарата «<данные изъяты>». Дементьевой В.И. 3 ноября 2023 г. выписан рецепт на вышеуказанный лекарственный препарат, однако данный рецепт находился на отсроченном обслуживании в ООО «Медилон-Фармимэкс». Дементьева В.И. является федеральным льготополучателем и имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми ей по жизненным показаниям лекарственными препаратами, должна быть обеспечена ими непрерывно.
Протокольным определением суда от 5 июня 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ Владимирской области «Областная клиническая больница» (л.д. NN).
В судебном заседании прокурор Литвинкин М.С. исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно указал, что Дементьева В.И. не в полном объеме была обеспечена необходимым ей лекарственным препаратом, рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>» от 3 ноября 2023 г. № NN выдан только 31 января 2024 г., рецепт от 25 января 2024 г. № NN выдан 9 февраля 2024 г., лекарственный препарат «<данные изъяты>» по рецептам от 25 января 2024 г. № NN и № NN на момент проведения проверки не получен истцом.
Материальный истец Дементьева В.И. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), в телефонограмме ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. NN).
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» Филиппова О.М. исковые требования Собинского межрайонного прокурора, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов Дементьевой В.И., не признала. Возражения мотивировала тем, что рецепты на лекарственный препарат «<данные изъяты>» выписывались лечащим врачом Дементьевой В.И. своевременно, централизованная заявка на вышеуказанный препарат направлена в Министерство здравоохранения Владимирской области. Со своей стороны ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» выполнила все обязанности, каких-либо нарушений со стороны больницы не было. Просила отказать прокурору в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства (л.д. NN), сведений о причинах неявки суду не сообщил, письменной позиции по иску не представил.
В судебное заседание также не явились представители третьих лиц ООО «Медилон-Фармимэкс», ГКУЗ Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» и ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница», извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. NN). Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс» оставил разрешение спора на усмотрение суда (л.д. NN). Представитель третьего лица ГКУЗ Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в отзыве на исковое заявление указал, что учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области Министерством здравоохранения Владимирской области. Лекарственный препарат «<данные изъяты>» закупался в централизованном порядке на основании представленной потребности Министерством здравоохранения Владимирской области. Дементьевой В.И. выдавался данный лекарственный препарат 13 сентября 2023 г., 26 января 2024 г., 5 февраля 2024 г., 9 февраля 2024 г. и 15 апреля 2024 г. Рецепты для Дементьевой В.И., находящиеся на отсроченном обслуживании, отсутствуют (л.д. NN).
На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 указанного закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе, обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 указанного закона медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1).
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента. В данный перечень входят граждане, которым установлены онкологические заболевания, они вправе получать лекарственные средства, которые отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.
Согласно содержанию п. 4 указанного постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Следовательно, обязанность по обеспечению лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, возложена на органы исполнительной власти субъектов в лице уполномоченных органов.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденным Указом Губернатора Владимирской области от 5 декабря 2022 г. № 242, Министерство здравоохранения Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории Владимирской области, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области (п. 1.1).
К полномочиям Министерства относится: организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 2.4, 2.13 и 2.35 настоящего Положения; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п. п. 12, 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г., за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Таким образом, получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных лечебным учреждением рецептов. Иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.
Судом установлено, что Дементьева В.И. является инвалидом второй группы, наблюдается в ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» и ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» с заболеванием «<данные изъяты>» (л.д. NN).
В соответствии с заключением консультанта ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» от 23 января 2024 г. Дементьевой В.И. назначен прием лекарственного препарата «<данные изъяты>» 140 мг, который она получала с момента установления диагноза с февраля 2022 г. (л.д. NN).
По рецепту на лекарственный препарат «<данные изъяты>» от 3 ноября 2023 г. № NN Дементьева В.И. получила его только 31 января 2024 г., по рецепту от 25 января 2024 г. № NN - 9 февраля 2024 г., а лекарственный препарат «<данные изъяты>» по рецептам от 25 января 2024 г. № NN и № NN на момент проведения проверки прокурором не получены истцом (л.д. NN).
В жалобе прокурору от 25 января 2024 г. Дементьева В.И. указала на то, что в аптеке на отсроченном обслуживании находится рецепт от 3 ноября 2023 г. (л.д. NN).
При этом по рецептам от 25 января 2024 г. № NN и № NN препарат был получен истцом только 20 февраля 2024 г. и 22 апреля 2024 г. соответственно (л.д. NN).
Таким образом, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» Дементьева В.И. своевременно не была обеспечена в период с ноября 2023 г. по январь 2024 г., что привело к изменению схемы лечения.
Дементьевой В.И. установлен диагноз по онкологическому заболеванию, которое входит в состав групп заболеваний, при амбулаторном лечении лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем, она вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно и своевременно лекарственного обеспечения.
Необеспечение Дементьевой В.И. назначенными ей лекарственными препаратами свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное ей Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, что является основанием для принятия мер по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение истца данными лекарственными препаратами.
На ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» в силу действующего законодательства, в том числе и постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лежит обязанность по выписке рецепта на лекарственные средства, обращению с заявкой в Министерство здравоохранения Владимирской области и предоставлению сведений о пациенте, как о нуждающемся в определенном лекарстве на основании решения врачебной комиссии, для организации закупки и получения средств из бюджета.
В ходе рассмотрения дела судом установлено отсутствие нарушений прав Дементьевой В.И. в период с ноября 2023 г. по январь 2024 г. со стороны ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», которое своевременно исполняло вышеуказанные обязанности. В материалах дела имеются сведения о выписанных рецептах в отношении Дементьевой В.И., льготная плановая заявка на лекарственные препараты, в том числе и на «<данные изъяты>» (12 упаковок), льготная плановая заявка на лекарственный препарат «<данные изъяты>» в отношении Дементьевой В.И. (12 упаковок) (л.д. NN).
По данным ГКУЗ Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» лекарственный препарат «<данные изъяты>» закупался централизованно в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Владимирской области, по состоянию на 3 ноября 2023 г. и 1 января 2024 г. имелся в наличии (л.д. NN).
Таким образом, в удовлетворении исковых требований Собинского межрайонного прокурора к ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» следует отказать.
Суд приходит к выводу о возложении именно на Министерство здравоохранения Владимирской области обязанности принять меры к бесплатному обеспечению Дементьевой В.И. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» 420 мг/сутки на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания до момента отмены применения медицинского препарата. При этом в обязанности Министерства здравоохранения Владимирской области входит организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.
То обстоятельство, что в настоящее время Дементьева В.И. обеспечена лекарственным препаратом «<данные изъяты>», не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора, поскольку нуждаемость истца в лекарственном препарате на момент рассмотрения дела не отпала.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ NN) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ NN) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ NN) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ NN) ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ NN) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» 420 ░░/░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ NN) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ NN) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2024 ░.