11RS0016-01-2024-001699-21
дело № 2-936/2024
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 19 ноября 2024 года гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Сыктывдинского района к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности принять меры к исключению доступа в граждан,
установил:
и.о. прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности принять меры к исключению доступа граждан в многоквартирные дома №13А, 15А по ул. Железнодорожная с. Выльгорт Сыктывдинского района. В обоснование иска указано, что в виду бездействия администрации нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и создается угроза жизни и здоровью.
Судом к участию в деле привлечена Государственная жилищная инспекция по Сыктывдинскому району.
Определением суда от 21.10.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Игушев В.М., Ибатуллин Д.А., Лещева О.П., Лещев Е.А., Данилов К.А., в качестве законного представителя Лещева Е.А. и Данилова К.А. – Лещева О.П.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сыктывдинского района Нестерова А.С. на доводах иска настаивала, указывая, что в жилом доме никто не проживает, коммунальный ресурс в него не поставляется, а бездействие администрации по организации сноса аварийных домов может привести к угрозе обрушения зданий и, как следствие, угрозе причинения вреда жизни и здоровью населения, поскольку доступ в здания не ограничен.
Ответчик администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, в судебное заседание своего представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району Службы РК строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Лыткин С.В. в судебном заседании полагал требования подлежащим удовлетворению.
Третьи лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
Из материалов дела следует, что многоквартирные дома №13А и №15А, расположенные по ул. Железнодорожная с. Выльгорт Сыктывдинского района, на основании акта обследования помещений и заключений межведомственной комиссии постановлением администрации СП «Выльгорт» №04/590 от 29.04.2016 признаны аварийными и подлежащим сносу. Определено расселение граждан в течение 3-х лет.
В соответствии с Республиканской адресной программой переселения, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160, указанные многоквартирные дома подлежали расселению в срок до 31.12.2021, сносу – в срок до 31.12.2022. Впоследствии, сроки изменены, срок расселения установлен – до 30.06.2024, срок сноса – до 31.12.2025.
Согласно актам осмотра спорных домов от 28.08.2024, проведенного истцом, совместно с представителями администрации МР «Сыктывдинский» РК, в многоквартирных домах никто не проживает, здание не эксплуатируется, доступ внутрь не ограничен.
В соответствии с актами осмотра Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району от 07.10.2024 установлено наличие деформаций несущих конструкций здания, что может создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан при нахождении в МКД, имеется доступ неограниченного круга лиц в помещении МКД.
Как следует из актов осмотра от 25.10.2024, составленным страшим помощником прокурора Нестеровой А.С., в ходе осмотра установлено, что в доме никто не проживает, признаки жизнедеятельности отсутствуют, доступ лиц внутрь здания не органичен.
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что спорные дома фактически расселены, однако, до настоящего времени снос домов не осуществлен, при этом, доступ в здания не ограничен.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) прямо предусмотрена обязанность правообладателя здания при прекращении эксплуатации здания по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в такое здание.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 3 Федерального закона № 384-ФЗ объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что под жизненным циклом здания или сооружения понимается, период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Согласно ч. 2 ст. 5 вышеназванного Закона безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью в устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических) ли юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.Статьями 35, 37 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Свободный доступ в дома не исключает вероятность совершения правонарушений, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также не позволяет обеспечить безопасность граждан и является нарушением их прав и законных интересов.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» обязанности принять меры к исключению доступа граждан в аварийные здания до фактического осуществления сноса домов, поскольку в настоящее время спорные многоквартирные дома никем не эксплуатируются, находятся в разрушенном состоянии, доступ посторонних лиц на указанные объекты недвижимости никем не ограничен, что представляет угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Доводы представителя администрации муниципального района о том, что ограничение доступа в здания приведет к нарушению прав владения, пользования и распоряжения собственников жилых помещений в доме своим имуществом, суд находит несостоятельными.
Так, действительно, в ходе рассмотрения дела установлено, до настоящего времен зарегистрировано право собственности Игушева В.М. в отношении жилого помещения по адресу: с. Выльгорт, ул. Железнодорожная, № право собственности Ибатуллина Д.А. в отношении жилого помещения по адресу: с. Выльгорт, ул. Железнодорожная, №; право долевой собственности Лещевой О.П., Данилова К.А., Лещева Е.А., по 1/3 доле в праве в отношении жилого помещения по адресу: с. Выльгорт, ул. Железнодорожная, д. №.
Судом установлено, что Ибатуллиным Д.А. в качестве способа расселения выбрано предоставление иного жилого помещения взамен непригодного, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем, на основании договора №100-М от 06.08.2024 ему представлено в пользование помещение маневренного фонда.
Игушевым В.М. также избран способ расселения путем предоставления иного жилого помещения взамен непригодного, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, решается вопрос об обеспечении его помещением маневренного фонда.
Решением Сыктывдинского районного суда РК от 18.04.2024 удовлетворены требования администрации об изъятии жилого помещения, принадлежащего Лещевой О.П.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что вышеуказанные граждане в принадлежащих им жилых помещениях не проживают, а равно, учитывая указанные обстоятельства, исключение доступа граждан в спорные здания не будет приводить к нарушению права собственности вышеуказанных граждан.
Доводы администрации о том, что спорные дома будут включены в состав территорий, подлежащих комплексному развитию, также нельзя признать состоятельными.
Действительно, постановлением Правительства Республики Коми 19.01.2024 № 19 «О комплексном развитии территории жилой застройки, расположенной на территории муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»» утвержден перечень земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, куда вошел земельный участок, на котором располагается здание по адресу: с. Выльгорт, ул. Железнодорожная, д. 15а.
При этом, из объяснений представителя ответчика, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что администрацией в Правительство Республики Коми направлено ходатайство о включении в перечень участков, также земельного участка, на котором располагается здание по адресу: с. Выльгорт, ул. Железнодорожная, д. 13а.
Пунктом 4.3 вышеуказанного постановления установлен предельный срок реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки, который составляет 10 лет со дня вступления в силу указанного постановления.
Как следует из п. 4.1 постановления Правительства РК 19.01.2024 № 19 реализация решения комплексном развитии территории осуществляется Фондом развития жилищного строительства РК.
Пунктом 5 данного постановления администрации МР «Сыктывдинский» РК рекомендовано предоставить Фонду развития жилищного строительства РК земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для жилищного строительства в целях переселения граждан из многоквартирных жилых домов, указанных в п. 4 постановления.
Вместе с тем, в силу положений ч. 11 ст. Жилищного кодекса РФ, указанных выше, решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в нем, являющееся одним из этапов, предшествующих сносу дома, может быть принято только органом местного самоуправления.
Кроме того, постановлением Правительства РК 19.01.2024 № 19 функции по подготовке и направлению проекта соглашения об изъятии жилых помещений в многоквартирных домах, – на Фонд развития жилищного строительства РК не возлагались.
По смыслу ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедура выкупа жилого помещения для муниципальных нужд реализуется органом, принявшим решение об изъятии данного помещения.
Таким образом, в силу действующего законодательства, полномочия по изъятию имущества для муниципальных нужд органам государственной власти Республики Коми, в том числе и по сносу дома, вопреки доводам представителя администрации МР «Сыктывдинский» РК, возложены на орган местного самоуправления в лице администрации МР «Сыктывдинский» РК.
Отклоняя доводы администрации о неисполнимости решения суда, суд исходит из того, что выбор способа исполнения решения суда относится к компетенции органа местного самоуправления, который самостоятельно в пределах предоставленных ему законодательством полномочий избирает способ исполнения возложенной на него судом обязанности, что, в том числе будет способствовать соблюдению его прав и законных интересов.
В свою очередь, конкретный перечень действий подлежащих совершению с целью исключения доступа в дома, органы местного самоуправления вправе определять самостоятельно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (ИНН 1109005200) обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания, расположенные по адресу: Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. Железнодорожная, д.13А и 15А.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 3 декабря 2024 года.
Судья Ю.В. Рачковская