УИД: 61RS0003-01-2024-003386-25
Судья Федоренко Е.Ю. дело № 33-18966/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Калашниковой Н.М.,
судей Быченко С.И., Глебкина П.С.,
при секретаре Шипулиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2905/2024 по иску Скороходовой Натальи Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области, третье лицо: МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Успех» г. Новошахтинска, о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 июля 2024 года, заслушав доклад судьи Быченко С.И., судебная коллегия,
установила:
Скороходова Н.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области (далее – ОСФР по Ростовской области), третье лицо: МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Успех» г. Новошахтинска, о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований истец указала, что 08.01.2024 обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 -ФЗ « О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.01.2024 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности 25 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пенсионным органом не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, следующие периоды работы и по следующим основаниям: с 01.09.1996 по 30.08.1999 работа в центре педагогической и социальной реабилитации детей, наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и Положением № 1397 от 17.12.1959, периоды повышения квалификации в период работы в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска; с 10.10.2005 по 15.10.2005, с 07.11.2005 по 16.11.2005, с 29.03.2007 по 31.03.2017, с 10.05.2011 по 23.05.2011, с 22.08.2011 по 27.08.2011, с 01.06.2015 по 15.06.2015, с 23.09.2019 по 04.10.2019, с 21.10.2019 по 29.10.2019, так как работа представлена работодателем на общих основаниях; с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 01.09.2013 по 01.09.2014 работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, на ИЛС сведения представлены на льготных основаниях, однако работа проходила на 0,40 - 089 ставки; с 01.01.2023 по 07.01.2024, работа МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, так как период отсутствует на ИЛС ЗЛ.
С данным решением истец не согласилась, считала его не соответствующим законодательству и нарушающим ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях».
На основании изложенного, истец просила суд обязать ОСФР по Ростовской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 01.09.1996 по 30.08.1999 работа в центре педагогической и социальной реабилитации детей; периоды повышения квалификации в период работы в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска: с 10.10.2005 по 15.10.2005, с 07.11.2005 по 16.11.2005, с 29.03.2007 по 31.03.2007, с 10.05.2011 по 23.05.2011, с 22.08.2011 по 27.08.2011, с 01.06.2015 по 15.06.2015, с 23.09.2019 по 04.10.2019, с 21.10.2019 по 29.10.2019, с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 01.09.2013 по 01.09.2014 работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска; с 01.01.2023 по 07.01.2024 работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, обязать ОСФР по Ростовской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с даты обращения, а именно с 08.01.2024.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31.07.2024 исковые требования Скороходовой Н.В. удовлетворены частично.
Суд обязал ОСФР по Ростовской области включить в льготный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы Скороходовой Н.В.: с 01.09.1996 по 30.08.1999 - в центре педагогической и социальной реабилитации детей, с 01.09.2013 по 01.09.2014 - в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, с 01.01.2023 по 07.01.2024 - в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, а также периоды повышения квалификации: с 10.10.2005 по 15.10.2005, с 07.11.2005 по 16.11.2005, с 29.03.2007 по 31.03.2007, с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 10.05.2011 по 23.05.2011, с 22.08.2011 по 27.08.2011, с 01.06.2015 по 15.06.2015, с 23.09.2019 по 04.10.2019, с 21.10.2019 по 29.10.2019. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
С указанным решением не согласилось ОСФР по Ростовской области, подав на него апелляционную жалобу, в которой полагает принятое решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В качестве доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что суд, включая в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, период работы с 01.09.1996 по 30.08.1999 в Центре педагогической и социальной реабилитации, не учел те обстоятельства, что в спорный период действовал Список № 463, в котором наименование учреждения «Центр педагогической и социальной реабилитации детей» отсутствует. Кроме того, судом не принят во внимание характер деятельности МУ «Новошахтинский центр педагогической и социальной реабилитации детей», из устава которого не следует, что основной задачей центра являлась педагогическая деятельность, в связи с чем апеллянт считает, что данную организацию нельзя отнести к внешкольным учреждениям, цели и задачи которого в то время были определены в Примерном положении о внешкольном учреждении, утвержденном приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 23.04.1990 № 280.
Заявитель обращает внимание, что работа в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи была предусмотрена только после принятия постановления Правительства РФ от 22.09.1997 № 1067.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено, что положениями пенсионного законодательства закреплено, что периоды работы, осуществляемые после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования, должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В этой связи суд первой инстанции не принял во внимание, что периоды работы в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска: с 05.11.2003 по 05.11.2003; с 10.10.2005 по 15.10.2005, с 07.11.2005 по 16.11.2005, с 26.09.2006 по 29.06.2006, с 29.03.2007 по 31.03.2007, с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 10.05.2011 по 23.05.2011, с 22.08.2011 по 27.08.2011, с 01.09.2013 по 01.09.2014, а также периоды прохождения курсов повышения квалификации с 01.06.2015 по 16.06.2015, с 23.09.2019 по 04.10.2019, с 21.10.2019 по 29.10.2019 представлены работодателем на общих основаниях, то есть без кода льготы. Заявитель также настаивает на том, что при подсчете продолжительности специального стажа обоснованно не был учтен период работы в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска с 01.01.2023 по 07.01.2024, поскольку данный период представлен работодателем на общих условиях, без кода льготы, корректирующие сведения не поступали.
Апеллянт также указывает, что периоды с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 01.09.2013 хоть и представлены с указанием кода льготы, однако в данные периоды Скороходова Н.В. осуществляла преподавательскую деятельность на 0,40 – 0,89 ставки.
Скороходовой Н.В. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Скороходова Н.В. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке статей 167, 327 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчика ОСФР по Ростовской области и третьего лица МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Успех» г. Новошахтинска, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебной корреспонденции (л.д.199, 200).
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения истца, проверив законность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Скороходова Н.В. 08.01.2024 обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 -ФЗ « О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.01.2024 Скороходовой Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 -ФЗ « О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности 25 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пенсионным органом не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, следующие периоды работы и по следующим основаниям: с 01.09.1996 по 30.08.1999 работа в центре педагогической и социальной реабилитации детей, наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и Положением № 1397 от 17.12.1959; периоды повышения квалификации в период работы в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска: с 10.10.2005 по 15.10.2005, с 07.11.2005 по 16.11.2005, с 29.03.2007 по 31.03.2017, с 10.05.2011 по 23.05.2011, с 22.08.2011 по 27.08.2011, с 01.06.2015 по 15.06.2015, с 23.09.2019 по 04.10.2019, с 21.10.2019 по 29.10.2019, так как работа представлена работодателем на общих основаниях; с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 01.09.2013 по 01.09.2014 – работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, на ИЛС сведения представлены на льготных основаниях, однако работа проходила на 0,40-089 ставки; с 01.01.2023 по 07.01.2024 –работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, так как период отсутствует на ИЛС ЗЛ.
Специальный страховой стаж Скороходовой Н.В. составил 20 лет 10 месяцев 08 дней.
Из представленной трудовой книжки АТ-VI НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с датой заполнения 14.09.1994, выданной на имя Скороходовой (Коптевой) Н.В., отражены сведения о трудовой деятельности истца, в том числе о периодах работы: с 01.09.1996 по 30.08.1999 – работала учителем начальных классов в центре педагогической и социальной реабилитации детей, периоды повышения квалификации в период работы в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска: с 10.10.2003 по 15.10.2005, с 07.11.2005 по 16.11.2005, с 29.03.2007 по 31.03.2007, с 10.05.2011 по 23.05.2011, с 22.08.2011 по 27.08.2011, с 01.06.2015 по 15.06.2015, с 23.09.2019 по 04.10.2019, с 21.10.2019 по 29.10.2019, с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 01.09.2013 по 01.09.2014 – работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, с 01.01.2023 по 07.01.2024 – работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска.
Судом также установлено, что на основании постановления главы города Новошахтинска Ростовской области № 483.8 от 30.09.1993 зарегистрировано МУ «Новошахтинский центр педагогической и социальной реабилитации детей». Приоритетным направлением в деятельности центра является реализация образовательных программ по реабилитации детей, нуждающихся в психолого-педагогическом, методическом консультировании личности, оказание платных услуг (п. 2) (л.д. 40).
В соответствии с п. 2.1 Устава МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного в 1989 году, основными задачами указанного учреждения является следующее: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ, осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям; оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, охрана жизни, здоровья детей.
Кроме того, указанным Уставом определен образовательный процесс в МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Согласно справке от 01.09.2023, выданной МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, Скороходова Н.В. действительно работает в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска с 31.08.1999 (приказ от 25.08.1999 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), согласно приказу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.09.2007 она была уволена, с 20.08.2008 (приказ от 20.08.2008 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) по настоящее время, продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической или учебной нагрузки) за ставку заработной платы по занимаемой должности. Также в справке отражены периоды повышения курсов квалификации с 18.04.2011 по 23.04.2011, приказ от 15.04.2011 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с 01.06.2015 по 16.06.2015, приказ от 27.05.2015 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с 22.08.2011 по 27.08.2011, приказ от 22.08.2011 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с 10.05.2011 по 23.05.2011, приказ от 03.05.2011 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 38-39).
В материалы дела также представлен приказ по «Средней общеобразовательной школе № 25» г. Новошахтинска от 07.10.2005 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно которому учитель начальных классов Скороходова Н.В. направлена на курсы повышения квалификации с 10.10.2005 (1 сессия), с 07.11.2005 по 16.11.2005 (2, 3 сессия), приказ МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.09.2019 о командировании заместителя директора по УВР МБОУ СОШ № 25 Скороходовой Н.В. на курсы повышения квалификации по проблеме «Проектное управление как фактор эффективного функционирования и развития современной школы в условиях реализации национального проекта «Образование» (с 23.09.2019 по 04.10.2019 - 1 сессия, с 21.10.2019 по 25.10.2019 - 2 сессия) (л.д. 31, 35).
Согласно приказу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.09.2013 с 01.09.2013 Скороходовой Н.В. назначена педагогическая нагрузка в количестве 19 часов, из которых начальные классы 16 часов, внеурочная деятельность – 3 часа (л.д. 111-112).
Согласно архивной справке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной 06.02.2024 МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Успех» г. Новошахтинска, Скороходова Н.В. действительно работала с 1996 г. по 1999 г. в Центре социальной и педагогической реабилитации детей города Новошахтинска. За период с 1996-1997 года МБУ Центр Успех не может предоставить информацию, так как учреждение проходило реорганизацию 8.04.1999 и 10.08.2015, меняло местонахождение, архивные данные были утеряны. В 1998 г. Скороходова Н.В. работала в должности социальный педагог на 0,5 ставки с 12 разрядом и II категорией. В 1999 г. работала в должности организатор внешкольной и внеклассной работы. С 08.04.1999 года учреждение было переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психо-педагогической и медико-социальной помощи (постановление № 283 от 08.04.1999г.) (л.д. 109-110).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 187, 196, 333 Трудового кодекса Российской Федерации, 2, 8, 22, 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 12 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение», пунктов 1, 1.1, 1.10, 2, 5, 11, 13, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, пунктами 1 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.11.2008 № 869-О-О.
Удовлетворяя исковые требования Скороходовой Н.В. в части включения в специальный стаж периода работы с 01.09.1996 по 30.08.1999 – в центре педагогической и социальной реабилитации, суд первой инстанции исходил из доказанности в ходе рассмотрения дела факта осуществления истцом в указанный период педагогической деятельности в образовательном учреждении для детей, выполнение истцом нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Исследовав и проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом норм материального права и обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел также к выводу об удовлетворении исковых требований о включении периодов работы истца с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 01.09.2013 по 01.09.2014 – работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска, с 01.01.2023 по 07.01.2024 – работа в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку за время нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялись место работы и заработная плата, повышение профессионального уровня в силу п. 16 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (действовавшего до 01.09.2013) и п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является обязанностью педагогических работников, то спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 10.10.2005 по 15.10.2005, с 07.11.2005 по 16.11.2005, с 29.03.2007 по 31.03.2017, с 10.05.2011 по 23.05.2011, с 22.08.2011 по 27.08.2011, с 01.06.2015 по 15.06.2015, с 23.09.2019 по 04.10.2019, с 21.10.2019 по 29.10.2019, суд первой инстанции также посчитал подлежащими включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С учетом установленных обстоятельств, положений приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», суд первой инстанции пришел к выводу, что право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ возникнет 28.11.2026.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагая их мотивированными, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону) (статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее – Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее – Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В данном случае, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения настоящего спора, являются: стаж работы Скороходовой Н.В. в должностях и учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками, и наличие, в силу этого, оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, при решении вопроса о назначении истцу досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей к периоду ее работы с 01.09.1996 по 30.08.1999 в центре педагогической и социальной реабилитации детей подлежит применению Список № 463, а ко всем остальным спорным периодам – Список № 781.
В данном случае, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж работы Скороходовой Н.В. времени ее работы с 01.09.1996 по 30.08.1999 в Центре педагогической и социальной реабилитации детей.
Так, п. 2 Списка № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Данный Список содержит в разделе «Наименование учреждений» – «Внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские школы», а в разделе «Наименование должностей» – «Учитель».
Судом установлено, что в период времени с 01.09.1996 по 30.08.1999 Скороходова Н.В. работала в качестве учителя начальных классов в Центре педагогической и социальной реабилитации детей.
Из п. 2.1 Устава МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного в 1989 году, следует, что основными задачами указанного учреждения является следующее: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ, осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям; оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, охрана жизни, здоровья детей.
На основании постановления главы города Новошахтинска Ростовской области № 483.8 от 30.09.1993 зарегистрировано МУ «Новошахтинский центр педагогической и социальной реабилитации детей». Приоритетным направлением в деятельности центра является реализация образовательных программ по реабилитации детей, нуждающихся в психолого-педагогическом, методическом консультировании личности, оказание платных услуг (пункт 2).
Таким образом, несоответствие наименования учреждения буквальному наименованию, предусмотренному Списком № 463, само по себе не предполагает различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о наличии таких различий, поскольку судом первой инстанции установлено, что Скороходова Н.В. в указанный период работала на полную ставку в должности учителя начальных классов во внешкольном учреждении, ее должность была связана с педагогической деятельностью, истец занималась воспитанием и обучением детей, планировала и организовывала их жизнедеятельность.
Тот факт, что наименование «центр реабилитации» прямо не предусмотрено Списком № 463, не является основанием для исключения спорного периода работы из специального педагогического стажа истца, поскольку в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с выводами суда в части удовлетворения исковых требований о включении периодов работы в МБОУ СОШ № 25 г. Новошахтинска: с 05.11.2003 по 05.11.2003; с 10.10.2005 по 15.10.2005, с 07.11.2005 по 16.11.2005, с 26.09.2006 по 29.06.2006, с 29.03.2007 по 31.03.2007, с 20.08.2008 по 31.08.2008, с 10.05.2011 по 23.05.2011, с 22.08.2011 по 27.08.2011, с 01.09.2013 по 01.09.2014, а также периодов прохождения курсов повышения квалификации с 01.06.2015 по 16.06.2015, с 23.09.2019 по 04.10.2019, с 21.10.2019 по 29.10.2019, а также с 01.01.2023 по 07.01.2024, поскольку данные периоды представлены работодателем на общих условиях, без кода льготы, корректирующие сведения не поступали, судебная коллегия полагает, что отсутствие кода льготной работы в выписке из индивидуального лицевого счета в данные периоды, и то обстоятельство, что действующий работодатель имеет возможность внести корректирующие сведения, но до настоящего момента этого не сделано, не влияет на правильность указанного вывода суда первой инстанции, поскольку само по себе отсутствие кода льготной работы не препятствует включению спорных периодов в специальный стаж, если имеются надлежащие доказательства выполнения лицом в указанный период работы, дающей право на льготное назначение пенсии. Отсутствие соответствующих сведений в выписке из индивидуального лицевого счета свидетельствует лишь о ненадлежащем выполнении работодателем возложенных на него нормами ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанностей по предоставлению в пенсионный орган сведений, в том числе, о периодах деятельности работника, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж, в том числе периодов работы истца с 20.08.2008 по 31.08.2008 в должности учителя истории, а также с 01.09.2013 по 01.09.2014 в должности учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к правомерному выводу об их удовлетворении.
Так, как следует из трудовой книжки АТ-VI НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Скороходовой (Коптевой) Н.В., 20.08.2008 она принята в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» на должность учителя истории, 31.08.2010 – переведена на должность учителя начальных классов.
Согласно приказу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.09.2013 с 01.09.2013 Скороходовой Н.В. назначена педагогическая нагрузка в количестве 19 часов, из которых начальные классы 16 часов, внеурочная деятельность – 3 часа.
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, подлежащего применению к спорным периодам работы, предусмотрены должность учителя, а пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Действительно, в соответствии с п. 4 Правил № 781 периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности, в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных, в том числе в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
В силу ч. 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 г. № 191; действовало в спорный период работы истца с 20.08.2008 по 31.08.2008, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю – для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», действовало в спорный период работы истца с 01.09.2013 по 01.09.2014.
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях – школах всех наименований – засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Суд первой инстанции правильно применил нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и, учитывая, что с 20.08.2008 по 31.08.2008 Скороходова Н.В. в соответствии с трудовым договором занимала штатную должность учителя истории в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» и выполняла норму часов преподавательской работы (не менее 18 часов в неделю) за ставку заработной платы, то есть она работала в должности и учреждении, поименованных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, сделал основанный на этих правовых нормах вывод о наличии оснований для включения указанного периода трудовой деятельности Скороходовй Н.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Более того, продолжительность рабочего времени истца как преподавателя общеобразовательного учреждения (не менее 18 часов) в последующий период 01.09.2013 по 01.09.2014 составляла 19 часов, что подтверждается приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.09.2013, следовательно, соответствовала утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН норме часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Между тем, доказательств того, что истец выполняла указанную работу не в объеме полной ставки в указанные периоды ответчиком в материалы дела не представлено, при этом факт осуществления истцом в указанные периоды преподавательской деятельности подтвержден вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, установленные судом обстоятельства и его выводы не опровергают, по существу направлены на иное толкование закона и переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для которых судебная коллегия не находит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 03 декабря 2024 года.