№ 2-770/2022
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при секретаре Размахниной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мункуевой Н.Ц-Д. к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о взыскании доплаты компенсации при увольнении, суммы отпускных, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мункуева Н.Ц.-Д. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес>, в котором просила взыскать сумму недополученного денежного содержания при увольнении в размере <данные изъяты> руб., сумму отпускных выплат за <данные изъяты> г. в размере <данные изъяты> руб., сумму морального вреда в размере <данные изъяты> руб., сумму процентов за задержку выплат в размере <данные изъяты> руб., обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов за задержку всех полагающихся выплат на день фактического расчета, компенсацию морального вреда, обязать ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации и перечислить их в соответствующие бюджеты Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проработала в системе налоговых органов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общий стаж работы <данные изъяты> лет. На основании приказа начальника МРИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности <данные изъяты> № с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы. Сокращение должности обусловлено принятием приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>», которым утверждена новая структура УФНС России по <адрес>, МРИФНС России № по <адрес> реорганизована путем присоединения к УФНС по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, должность <данные изъяты> № МРИФНС № по <адрес> сокращена. При увольнении в октябре 2021 года выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб. из расчета среднего месячного содержания в размере <данные изъяты> руб. Вместе с тем, при расчете размера среднемесячного содержания работодателем не учтены суммы средств материального стимулирования, фактически начисленных и выплаченных в течение 2020-2021 гг., а именно материальное стимулирование за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. в размере <данные изъяты> руб. Размер среднего месячного содержания должен составлять <данные изъяты> руб. В ответе УФНС России по <адрес> сообщило, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Поскольку при исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации налоговым органом не учтено материальное стимулирование (в том числе и дополнительное) за 12 месяцев предшествующих дате сокращения, а также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии, указанные действия налогового органа привели к занижению размера денежного месячного содержания и неправильному расчету компенсации. Работодатель, допустивший задержку выплаты заработной платы и другие нарушения оплаты труда несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Неправомерным бездействием работодателя существенно нарушены конституционные и трудовые права истца, причинен моральный вред, нарушение порядка определения размера денежного содержания при исчислении выплат лишило возможности своевременно распорядиться денежными средствами.
В отзыве на исковое заявление представитель УФНС по <адрес> Барданова А.Ж. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что расчет произведен в соответствии с действующим законодательством, в том числе с пунктом 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, согласно которому материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего, а также пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлен исчерпывающий перечень выплат учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего. Основания для осуществления перерасчета размера денежного содержания с учетом средств материального стимулирования отсутствуют. По требованиям о взыскании невыплаченных отпускных за периоды отпуска в мае, июле 2021 года истцом пропущен срок обращения в суд, расчет заявленных сумм произведен не точно, не соответствует фактическим суммам. Оснований для выплаты компенсации морального вреда, а также за задержку выплаты денежных средств не имеется.
В ходе рассмотрения дела Мункуева Н.Ц.-Д. исковые требования уточнила, просила взыскать с ответчика сумму недополученного денежного содержания при увольнении в размере <данные изъяты> руб., сумму отпускных выплат в размере <данные изъяты> руб. (за периоды с ДД.ММ.ГГГГ), компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты> руб., проценты за задержку выплат в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истец Мункуева Н.Ц.-Д. исковые требования с учетом уточнения поддержала, просила взыскать доплату денежного содержания при увольнении, отпускные выплаты, компенсацию за неиспользованный отпуск, проценты за задержку выплат, компенсацию морального вреда, пояснила, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку о нарушении своих прав она узнала только при увольнении в ДД.ММ.ГГГГ года. Действиями (бездействием) ответчика ей причинен моральный вред, она испытала сильные переживания по поводу нарушения ее прав работодателем, на добросовестность которого на полагалась и доверяла.
Представитель УФНС по <адрес>, уведомленный о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении представитель ответчика Иванова Т.С. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Очирова Т.К. возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле, уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (с. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абз. 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств:1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Как усматривается из материалов дела, Мункуева Н.Ц.-Д. проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа №@ от ДД.ММ.ГГГГ Мункуева Н.Ц.-Д. уволена с должности <данные изъяты> № МРИФНС России № по <адрес> в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. Сокращение должности обусловлено принятием Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-7-4/628 «О структуре управления Федеральной налоговой службы по <адрес>», которым утверждена новая структура УФНС России по <адрес>. В соответствии с указанным приказом Межрайонная ИФНС России № по <адрес> реорганизована путем присоединения к УФНС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, занимаемая истцом должность сокращена.
Служебный контракт с Мункуевой Н.Ц.-Д. расторгнут с выплатой денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ в размере <данные изъяты> руб., компенсации за неиспользованный отпуск в количестве <данные изъяты> календарных дней при увольнении в размере <данные изъяты> руб.
Вместе с тем, при расчете размера среднемесячного денежного содержания, положенного в основу при начислении вышеуказанных денежных сумм (полученной денежной компенсации и компенсации за неиспользованный отпуск) работодателем не учтены суммы средств материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, фактически начисленных и выплаченных истцу в течение расчетных 2020-2021 г.г., также указанные суммы не принимались при расчете отпускных.
При этом из материалов дела следует, что выплаченное истцу материальное стимулирование осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих. В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).
Пунктом 5.5 названного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснения подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Ссылка ответчика на п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, несостоятельна.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее по тексту - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка).
Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, в п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с ДД.ММ.ГГГГ, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи, материальное стимулирование, которое было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст. ст. 50 и 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
При таких обстоятельствах, материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно было быть учтено при расчете компенсационных выплат при увольнении, а также при оплате ежегодных отпусков.
С учетом изложенного, судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Мункуевой Н.Ц.-Д. о взыскании с ответчика компенсации при увольнении в размере <данные изъяты> руб., денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (за <данные изъяты> календарных дня) в размере <данные изъяты> руб. (за вычетом НДФЛ), в соответствии с представленным стороной ответчика расчетом, с которым истец согласился.
Разрешая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании сумм отпускных за май, июль 2021 г., суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
С настоящим иском Мункуева Н.Ц.-Д. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, соответственно по требованиям о взыскании оплаты ежегодных отпусков за период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ, с 20 по ДД.ММ.ГГГГ истцом пропущен установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав.
Частью 3 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Наличие таких обстоятельств при разрешении спора истцом не заявлено, судом не установлено.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика оплаты очередного отпуска подлежат удовлетворению частично, за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (за вычетом НДФЛ).
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Принимая во внимание, что сроки выплат при увольнении ответчиком не нарушены, выплаты произведены в день увольнения, при этом между сторонами трудовых отношений возник спор относительно размера данных выплат, связанный с учетом при их расчете средств материального стимулирования и фактически разрешенный путем вынесения судебного акта, оснований ко взысканию с ответчика в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, не имеется. При этом суд также учитывает, что материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленных работнику денежных сумм приведенной нормой закона не предусмотрена.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Поскольку работодателем нарушены права работника на получение вышеуказанных выплат в полном объеме и в установленный срок, суд, с учетом конкретных обстоятельств причинения вреда, требований разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Таким образом, исковые требования Мункуевой Н.Ц.-Д. подлежат удовлетворению частично, с УФНС по <адрес> в пользу Мункуевой Н.Ц.-Д. подлежит взысканию денежная компенсация при увольнении в размере <данные изъяты> руб., денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты> руб., сумма невыплаченных отпускных в размере <данные изъяты> руб., компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мункуевой Натальи Цырен-Доржиевны удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> (ИНН №) в пользу Мункуевой Н.Ц-Д. (паспорт №) денежную компенсацию при увольнении в размере <данные изъяты> руб., денежную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты> руб., сумму невыплаченных отпускных в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю.Семенова
Решение в окончательной форме принято 06.10.2022.