Решение по делу № 2-1275/2024 от 25.01.2024

УИД № 57RS0023-01-2024-000474-41

Дело № 2-1275/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2024 года

г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Сергиенко Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Сырцевой Е.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах Соловьевой Любови Григорьевны, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами и взыскании компенсации морального вреда

установил:

прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с иском в интересах Соловьевой Л.Г. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что Соловьева Л.Г. состоит на учете в БУЗ ОО «Орловский онкологический диспансер» с диагнозом <данные изъяты>, включена в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в связи с заболеванием нуждается в обеспечении лекарственными препаратами МНН «<данные изъяты>».

Ссылаясь на ненадлежащее обеспечение Соловьевой Л.Г. указанными лекарственными препаратами, просит суд возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Соловьеву Л.Г. лекарственными препаратами МНН «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, а также взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области компенсацию морального вреда в пользу Соловьевой Л.Г. в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник прокурора Телепнев А.Р., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Соловьева Л.Г., представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, представители третьих лиц ГУП ОО «Орелфармация», Департамента финансов Орловской области, БУЗ ОО «Орловский онкологический диспансер», надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН).

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закрепляет положения о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011).

В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии с чч. 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 организация охраны здоровья осуществляется путем: обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положений ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пп. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 715 от 01.12.2004 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утвержден перечень социально значимых заболеваний, в который включены туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатит В, гепатит С, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

Согласно названному перечню право на получение лекарственных средств, необходимых для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно имеют право, в том числе инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет (бесплатно предоставляются все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

Указанным перечнем установлены категории заболеваний, по которым лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно:

Онкологические заболевания- все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят в том числе противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области № 399 от 22.12.2014 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее Положение)).

В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

В судебном заседании установлено, что Соловьева Л.Г. состоит на учете в БУЗ ОО «Орловский онкологический диспансер» с диагнозом <данные изъяты>, включена в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В связи с заболеванием нуждается в обеспечении лекарственными препаратами МНН «<данные изъяты>».

Судом установлено, что, обеспечение Соловьевой Л.Г. указанными лекарственными препаратами производится ненадлежащим образом, они предоставлены с нарушением срока обслуживания рецептов, установленного Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1093н от 24.11.2021.Так, судом установлено, что лекарственный препарат МНН «<данные изъяты>» Соловьевой Л.Г. не был предоставлен по рецептам от 27.11.2023 и 26.12.2023, находятся в аптечном пункте.

В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Орловской области и считает необходимым возложить обязанность на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить указанными лекарственными препаратами в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями, вплоть до отмены препарата лечащим врачом.

В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что лекарственные препараты назначены Соловьевой Л.Г. в целях поддержания основных жизненных функций организма, суд полагает, что отсутствие доступа Соловьевой Л.Г. к жизненно необходимым лекарственным препаратам, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.

Кроме того истец просит взыскать в пользу Соловьевой Л.Г. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей. Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законодатель, закрепив в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации общие правила компенсации морального вреда, не установил ограничений в отношении случаев, когда допускается такая компенсация. При этом согласно пункту 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с этим кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

При этом, к основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2).

В пункте 25 того же постановления разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что Соловьевой Л.Г. относится к особой категории граждан, подлежащих государственной защите, очевидно, испытывает переживания за свои жизнь и здоровье, учитывая, что здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, суд приходит к выводу о наличии бесспорных оснований для взыскания компенсации морального вреда.

При определении размера подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает характер нравственных и физических страданий, причиненных Соловьевой Л.Г., ее возраст 70 лет на момент выдачи рецептов, наличие у нее тяжелого заболевания, период нарушения прав истца и при этом нуждаемость в непрерывном медикаментозном лечении, поскольку указанные препараты были необходим истцу по жизненным показаниям, отсутствие данного препарата могло поставить истца в опасность, осложнить течение его заболевания, в связи с чем несвоевременное обеспечение истца необходимым лекарственным препаратом не могло не вызвать у Соловьевой Л.Г. нравственные страдания.

Также суд учитывает степень вины ответчика, осуществляющего государственные функции, направленные на защиту социальных прав граждан, и дополнительные нравственные страдания истца, связанные с ощущением социальной незащищенности.

Ответчиком созданы условия к несвоевременному оказанию медицинской помощи, выраженному в не обеспечении Соловьевой Л.Г. жизненно важным лекарственным препаратом, в связи с чем, истец испытывал переживания из-за этого, а также из-за того, что лекарственный препарат не поступал либо поступал несвоевременно, что могло усугубить состояние самого больного.

Непринятие Департаментом здравоохранения Орловской области мер к своевременному обеспечению гражданина, имеющего право на обеспечение жизненно важными лекарственными препаратами, нарушает право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие у Соловьевой Л.Г. гарантированного государством права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом и неполучение их в установленный законом срок, возраст истца, особенности течения тяжелого заболевания, суд приходит к выводу об обоснованности требований в части взыскания компенсации морального вреда.

В связи с чем, определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает вышеприведенные выводы, требования разумности, справедливости, степень вины ответчика, с учетом требований статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и полагает необходимым взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

Исходя из анализа статей 1069, 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда также подлежит взысканию с субъекта Российской Федерации Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Департамента здравоохранения Орловской области, за счет средств казны Орловской области.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда в ином размере суд не усматривает.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право истца на бесплатное обеспечение медицинскими препаратами, назначенными ему по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах Соловьевой Любови Григорьевны, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами и взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН №***) обеспечить Соловьевой Любови Григорьевны (паспорт №***) лекарственными препаратами МНН «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН №***) за счет казны Орловской области в пользу Соловьевой Любови Григорьевны (паспорт №***) компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 08.02.2024.

Судья

Н.Н. Сергиенко

2-1275/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Северного района г. Орла
Соловьева Любовь Григорьевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
ГУП ОО "Орелфармация"
Департамент финансов Орловской области
БУЗ ОО "Орловский онкологический диспансер"
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Сергиенко Наталия Николаевна
Дело на странице суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
25.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2024Передача материалов судье
29.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее