Материал №5-1050/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 декабря 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе: председательствующего судьи Остапчук М.А.,
при секретаре Вильховченко Ю.В.,
с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Калининграда Киреевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении в отношении Матвеевой ФИО9, < Дата > года рождения, уроженки < адрес >, зарегистрированной по адресу: г. Калининград, < адрес >81, имеющей несовершеннолетнего ребенка,
установил:
08 августа 2020 года в период времени с 12-30 до 15 часов на < адрес > в районе < адрес > г. Калининград Матвеева Н.С., в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участвовала совместно с иными гражданами в проведении несанкционированного публичного массового мероприятия – пикетирования с использованием средств наглядной агитации в виде тематической футболки с надписью «Я мы Сергей Фургал», несмотря на неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в несанкционированном мероприятии.
В судебное заседание Матвеева Н.С. и ее защитник ФИО5 не явились, извещены надлежащим образом, не просили об отложении дела.
Прокурор в судебном заседании полагает доказанным вину Матвеевой Н.С., просил признать её виновной.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
По смыслу ч. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ без уведомления органа власти возможно проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест лишь в форме пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Калининградской области от 26.12.2012 №188 "Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, составляет 50 метров.
В силу ч. 1, п.п. 1 и 2 ч. 3 ст. 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, помимо прочего, выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел.
Согласно п.п. 2, 5 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3- ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность пресекать противоправные деяния, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях и других общественных местах. В соответствии с п. 1 ст. 13 этого же закона для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляются права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
Из материалов дела следует, что мероприятие, в котором участвовала Матвеева Н.С., не являлось одиночным пикетом.
Как разъяснено в п. 31 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Согласно фототаблице с пояснениями (л.д. 17-31), на площади Победы в г. Калининграде, около стелы, на относительно небольшом участке местности 08 августа 2020 года, в период времени с 12-30 до 15-00 часов находилось более 20 человек, в том числе Матвеева Н.С. Как следует из ее пояснений, она была осведомлена о том, что в указанное время в этом месте соберутся граждане, поддерживающие арестованного губернатора < адрес >. Собравшиеся лица поочередно демонстрировали плакаты с различными политическими лозунгами и требованиями. На фотоснимках также видно, что расстояние между этими гражданами составляет очевидно менее 50 метров. При этом Матвеева Н.С. стоит в группе вместе с гражданами на которых, как и на ней одеты футболки с тематическими надписями «Я мы Сергей Фургал».
Факт совершения административного правонарушения Матвеевой Н.С. подтверждается следующими доказательствами:
рапортами оперативного дежурного ДЧ ОМВД России по Центральному району г. Калининграда, в которых указано о проведении несогласованного публичного мероприятия в форме митинга 08 августа 2020 года на площади Победы в г. Калининграде;
рапортами оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по Калининградской области ФИО6, из которых следует о проведении несогласованного публичного мероприятия в форме митинга 08 августа 2020 года на пл. Победы, участником которого являлась Матвеева Н.С., а также о том, что сотрудниками ОМВД России по Центральному району г. Калининграда участникам данного мероприятия выносились неоднократные предупреждения, в том числе с использованием звукозаписывающей аппаратуры, о том, что акция является незаконной, не согласованной в установленном законом порядке, разъяснялось о необходимости прекращения участия в данном публичном мероприятии, требования сотрудников полиции были очевидно слышны участникам митинга, однако на предупреждения и законные требования они не реагировали;
объяснениями ФИО7, ФИО8, фотоматериалом.
Доводы Матвеевой Н.С. о том, что она не участвовала в публичном массовом мероприятии пикетировании, а просто находилась в этом месте и то не постоянно, полностью опровергаются вышеизложенными доказательствами, которые объективно и достоверно подтверждают, что она принимала участие в проведении несанкционированного публичного массового мероприятия – пикетирования с использованием средств наглядной агитации в виде футболки с соответствующими надписями.
Вопреки утверждению Матвеевой Н.С. сотрудники полиции, находящиеся в форменном обмундировании, неоднократно предупреждали, в том числе с использованием звукозаписывающей аппаратуры, участников пикетирования о том, что акция является незаконной, не согласованной в установленном законом порядке, разъяснялось о необходимости прекращения участия в данном публичном мероприятии, что подтверждается исследованными материалами дела.
Вопреки доводам Матвеевой Н.С. о том, что протокол является недопустимым, он соответствует требованиями ст.28.2 КоАП РФ и составлен в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом.
Иные доводы Матвеевой Н.С. не влияют на существо правонарушения и не могут служить основанием для прекращения производства по делу.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях Матвеевой Н.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Срок давности привлечения Матвеевой Н.С. к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Смягчающим наказание Матвеевой Н.С. обстоятельством является наличие несовершеннолетнего ребенка.
Отягчающих наказание Матвеевой Н.С. обстоятельств не имеется.
При назначении наказания суд учитывает степень тяжести и общественной опасности совершенного Матвеевой Н.С. правонарушения, личность, её семейное и имущественное положение, то, что ранее она к административной ответственности не привлекалась, и считает необходимым назначить административное наказание в виде штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Матвееву ФИО10 признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:
Получатель платежа ОМВД России по Центральному району г. Калининграда, №
Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу будет взыскан в принудительном порядке. За неуплату штрафа в установленные сроки Матвеева Н.С. может быть подвергнута административному наказанию в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, лицами, указанными в ст.ст. 25.1.-25.5. КоАП РФ.
Судья М.А. Остапчук