12-122/2024
25RS0039-01-2024-002033-69
Р Е Ш Е Н И Е
04 сентября 2024 года с. Вольно-Надеждинское
Судья Надеждинского районного суда Л.В. Сетракова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Изотовой ФИО8 на постановление государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Изотовой Е.В.,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ Изотова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
С данным постановлением Изотова Е.В. не согласна, ею подана жалоба, в которой она просит постановление отменить, ссылаясь на то, что произошедший лесной пожар ДД.ММ.ГГГГ ее участка не коснулся, она ежегодно окашивает свой земельный участок и делает противопожарную полосу.
В судебном заседании Изотова Е.В. жалобу поддержала в полном объеме, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд не усматривает препятствий в рассмотрении жалобы в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав пояснения привлеченного лица, исследовав письменные доказательства по делу, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - Правила противопожарного режима).
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Изотовой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ в отношении Изотовой Е.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ о привлечении последней к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Из обжалуемого постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут на земельном участке с кадастровым номером № правообладатель земельного участка не произвел своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы, нарушив п.67 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "О противопожарном режиме", что привело к возникновению пожара, имущество третьих лиц не пострадало, материальный ущерб третьим лицам не причинен.
Между тем, с выводами о доказанности виновности Изотовой Е.В. согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что согласно ст. 49, 50, 64 Конституции Российской Федерации и в силу требований справедливости и соразмерности ответственности наличие вины выступает необходимым признаком состава административного правонарушения, а бремя ее доказывания возлагается, по общему правилу, на уполномоченные органы государства и их должностных лиц (Постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 25 апреля 2011 года N 6-П, от 18 мая 2012 года N 12-П, от 14 апреля 2020 года N 17-П).
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Сомнения в виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а представляемые законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны.
Так, из Акта № о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ следует, что участковым лесничим Швецовым Д.В. ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут был обнаружен лесной пожар в квартале 30 Раздольненского участкового лесничества, в 3 км. от н.<адрес>. Причина возникновения пожара: предположительно переход с земель населенных пунктов, с земельного участка с КН № с последующим переходом на участок с КН № непосредственно примыкающим к лесному фонду. Участковым лесничим Раздольненского участка лесничества Швецовым Д.В. ДД.ММ.ГГГГ составлена схема лесного пожара.
Из рапорта дознавателя ОНД и ПР Надеждинского МР Локтионова Р.Ю. следует, что ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение о пожаре на открытой территории в квартале 30 Раздольненского участкового лесничества, в 3 км от н.<адрес>. Установлено нарушение Изотовой Е.В. требований пожарной безопасности.
Установление обстоятельств нарушения требований пожарной безопасности требует натурного осмотра и обследования.
В административном деле отсутствует акт выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым, как указано в рапорте должностного лица, был зафиксирован факт горения сухой растительности на участке с КН №
Кроме того, суд обращает внимание, что рапорт составлен дознавателем Локтионовым Р.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим содержащиеся в нем сведения о проведении выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ суд находит недостоверными и не соответствующими действительности.
Доказательства проведения осмотра в материалы дела не представлены, протокол осмотра места совершения правонарушения или иной аналогичный по доказательственной силе документ (акт обследования с фотоматериалом, схема), фиксирующий фактические обстоятельства правонарушений, отсутствуют. Иные доказательства по правилам статьи 26.2 Кодекса в материалах дела также отсутствуют.
Выводы о причине возгорания, содержащиеся в Акте № о лесном пожаре, носят предположительный характер.
К объяснению ФИО4 о том, что горит растительность на участках № суд относится критически, поскольку участок Изотовой Е.В. не огорожен, его границы на местности не определены, опрошенный ФИО4 не обладает специальными познаниями в области геодезии.
В качестве доказательства виновности Изотовой Е.Н. в ненадлежащем исполнении обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, должностным лицом административного органа представлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем, сам по себе протокол об административном правонарушении, при отсутствии иных доказательств, в частности, протокола осмотра места совершения административного правонарушения, и иных документов, фиксирующих обстоятельства совершения и обнаружения административного правонарушения, не может являться достаточным доказательством по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
В свою очередь в ходе производства по делу, Изотова Е.В. отрицала факт совершения административного правонарушения, представила объяснения свидетелей ФИО5, ФИО6, которые в своих объяснениях указали, что покос травы на участке № был осуществлен, также была создана противопожарная полоса.
Должностным лицом не дана оценка представленным в материалы дела объяснениям указанных лиц.
Представленные должностным лицом административного органа доказательства не свидетельствуют о том, что Изотова Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут на земельном участке с кадастровым номером № не произвела своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы, что привело к возникновению пожара, нарушив тем самым п.67 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "О противопожарном режиме".
С учетом изложенного, прихожу к выводу об отмене постановления государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Изотова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП – отменить.
Прекратить производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
Судья: Л.В. Сетракова