Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
15 мая 2018 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё БРРРўР’РРќРћР™ Рќ.РЎ.
РїСЂРё секретаре АБРОСРРњРћР’РћР™ Рљ.Р®.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № по иску Карпова С. В. к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановления администрации муниципального района Кинельский от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о возложении обязанности предоставить помещение по договору найма специализированного жилищного фонда,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Карпов С.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановления администрации муниципального района Кинельский от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о возложении обязанности предоставить помещение по договору найма специализированного жилищного фонда.
Р’ судебном заседании истец Карпов РЎ.Р’. исковые требования поддержал РІ полном объёме Рё РїРѕСЏСЃРЅРёР» СЃСѓРґСѓ, что его мать - Р¤РРћ2 умерла ДД.РњРњ.ГГГГ, данные Рѕ его отце были записаны СЃ ее слов, то есть РѕРЅ относиться Рє категории детей-СЃРёСЂРѕС‚. РЎ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ обучался РїРѕ очной форме РІ Самарском техникуме авиационного Рё промышленного машиностроения. Р’ этот период времени СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ служил РІ армии, Р° затем восстановился РІ техникуме, чтобы получить образование. После техникума, РѕРЅ работал РЅР° стройке РІ <адрес> СЃРѕ знакомыми. РЎ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» службу РїРѕ контракту РІ отдельной мотострелковой бригаде миротворческих СЃРёР» Рї.Рі.С‚. <адрес>. После этого, работал РЅР° РћРђРћ «Самарский кондитер» РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё проживал РІ <адрес>. Р’ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» военную службу РїРѕ контракту РІ <адрес>. Р’ ДД.РњРњ.ГГГГ вернулся РІ <адрес>, РіРґРµ проживает РїРѕ настоящее время. Рћ том, что РѕРЅ имеет право, как ребенок-сирота, получить жилье РёР· специализированного жилищного фонда, РѕРЅ узнал РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕС‚ своего СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ брата Карпова Александра, который освободился РёР· мест лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ это время Рё сообщил, что получил квартиру РІ <адрес> Рј.<адрес>. После этого, РѕРЅ решил расторгнуть контракт Рѕ прохождении военной службы, Рё вернулся РІ <адрес>, Р° РІ ДД.РњРњ.ГГГГ обратился РІ администрацию Рј.<адрес> СЃ заявлением Рё приложенными документами Рѕ включении его РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья, откуда получил отказ, поскольку РЅР° момент обращения СЃ заявлением ему исполнилось СѓР¶Рµ 25 лет. РљРѕРіРґР° РѕРЅ учился РІ техникуме, то ему никто РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ необходимости обратиться РІ орган местного самоуправления СЃ заявлением Рѕ включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ обратился РІ жилищную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ администрации муниципального района Кинельский СЃ заявлением Рѕ включении его РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, Рё РёРј были представлены документы РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. <адрес> в„–-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РЅР° территории <адрес>В». Р’ настоящее время РѕРЅ РЅРµ имеет РІ собственности какого-либо жилья, зарегистрирован РІ <адрес> временно. РќР° заседании жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ДД.РњРњ.ГГГГ было принято решение РѕР± отказе РІ постановке его РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ получение жилого помещения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ достижением РёРј возраста 23 лет, то есть утратой РёРј статуса ребенка - сироты, имеющего дополнительные гарантии РїРѕ социальной поддержке, Рё права быть обеспеченным жилым помещением РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Данный отказ считает незаконным РїРѕ следующим основаниям. Согласно С‡. 1 СЃС‚. 40 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации каждый имеет право РЅР° жилище. Меры социальной поддержки детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РІ том числе, дополнительные гарантии прав РЅР° жилое помещение, определены Жилищным кодексом Р Р¤ Рё Федеральным законом «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно СЃС‚. СЃС‚. 98.1 Рё 109.1 Жилищного кодекса Р Р¤ предоставление жилых помещений детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения родителей, лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё законодательством субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ силу СЃС‚. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей - СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения родителей, лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, которые РЅРµ являются нанимателями жилых помещений РїРѕ договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма либо собственниками жилых помещений, Р° также детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения родителей, лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений РїРѕ договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма либо собственниками жилых помещений, РІ случае, если РёС… проживание РІ ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федераций, РЅР° территории которого находится место жительства указанных лиц, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном законодательством этого субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным РІ абзаце первом настоящего пункта, РїРѕ достижении РёРјРё возраста 18 лет, Р° также РІ случае приобретения РёРјРё полной дееспособности РґРѕ достижения совершеннолетия. Р’ случаях, предусмотренных законодательством субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, жилые помещения РјРѕРіСѓС‚ быть предоставлены лицам, указанным РІ абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем РїРѕ достижении РёРјРё возраста 18 лет. РџРѕ заявлению РІ письменной форме лиц, указанных РІ абзаце первом настоящего пункта Рё достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются РёРј РїРѕ окончании СЃСЂРѕРєР° пребывания РІ образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения Рё иных учреждениях, создаваемых РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ для детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, Р° также РїРѕ завершении обучения РІ образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы РїРѕ призыву, либо окончании отбывания наказания РІ исправительных учреждениях. Согласно Рї. 4 СЃС‚. <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РЅР° территории <адрес>В» Органы опеки Рё попечительства РїРѕ месту жительства детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль Р·Р° своевременной подачей законными представителями заявлений Рѕ включении указанных детей РІ СЃРїРёСЃРѕРє. Р’ случае неподачи законными представителями детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РІ установленный настоящей статьей СЃСЂРѕРє заявления Рѕ включении указанных детей РІ СЃРїРёСЃРѕРє орган опеки Рё попечительства РїРѕ месту жительства детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, обязан РІ течение 60 календарных дней СЃРѕ РґРЅСЏ истечения СЃСЂРѕРєР° подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных лиц РІ СЃРїРёСЃРѕРє (СЃР±РѕСЂ, подготовка Рё подача документов). Таким образом, несмотря РЅР° достижения возраста 23 лет дети-сироты Рё дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ получении жилых помещений РїРѕ месту регистрации (месту жительства). Как указал Верховный РЎСѓРґ Р Р¤ РІ РћР±Р·РѕСЂРµ судебной практики РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, достижение лицом РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято РЅР° учет нуждающихся РІ жилом помещении РґРѕ 23-летнего возраста, РЅРµ может служить основанием для отказа РІ реализации таким лицом права РЅР° внеочередное предоставление жилья, которое РЅРµ было РёРј получено РІ период РґРѕ достижения возрасту 23 лет. Рта точка зрения согласуется СЃ позицией Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ РћР±Р·РѕСЂРµ судебной практики Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р·Р° второй квартал 2006 РіРѕРґР°. Ему, Карпову, его права РЅР° жилье как СЃРѕ стороны администрации Рј.<адрес>, так Рё техникума, разъяснены РЅРµ были, что, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, привело Рє тому, что РѕРЅ своевременно РЅРµ воспользовался СЃРІРѕРёРј правом РЅР° обеспечение жильем, гарантированным государством. РќР° основании изложенного, РїСЂРѕСЃРёС‚: 1) признать постановление главы муниципального района Кинельский РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рё решение жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё администрации муниципального района Кинельский РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ незаконными; 2) обязать администрацию муниципального района Кинельский включить его РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений Рё предоставить ему помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма РїРѕ месту жительства РёР· специализированного жилищного фонда, площадью РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям.
Представитель ответчика администрации муниципального района Кинельский Самарской области Синельникова Р•.Р., действующая РЅР° основании доверенности, исковые требования Карпова РЎ.Р’. РЅРµ признала Рё пояснила СЃСѓРґСѓ, что ДД.РњРњ.ГГГГ РѕС‚ Карпова РЎ.Р’., зарегистрированного РїРѕ адресу: <адрес>, РІ жилищную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ администрации муниципального района Кинельский поступило заявление Рѕ включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Рё пакет документов. ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° заседании жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё было принято решение отказать РІРѕ включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированных жилых помещений Карпову РЎ.Р’. РќР° основании пункта 3 статьи <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РЅР° территории <адрес>В», отсутствуют основания для включения Карпова РЎ.Р’. РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда РїРѕ муниципальному району <адрес>, поскольку представлены документы, которые РЅРµ подтверждают право соответствующих граждан РЅР° включение РІ СЃРїРёСЃРѕРє, Р° именно, был представлен паспорт лица, РІ отношении которого решается РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє. Согласно паспортным данным дата рождения Карпова РЎ.Р’. - ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґ. Согласно абзаца 4 статьи 1 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной защите детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей» лицами РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей являются лица РІ возрасте РѕС‚ 18 РґРѕ 23 лет, Сѓ которых, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё находились РІ возрасте РґРѕ 18 лет, умерли РѕР±Р° или единственный родитель, Р° также которые остались без попечения единственного или РѕР±РѕРёС… родителей. Заявителю РЅР° момент подачи заявления Рѕ включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, СѓР¶Рµ исполнилось 23 РіРѕРґР°. Таким образом, заявитель утратил статус «лицо РёР· числа детей-сирот», Р° также право РЅР° дополнительные гарантии, РІ том числе право РЅР° внеочередное предоставление жилого помещения. РќР° основании изложенного, РїСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении исковых требований РіСЂ. Карпову РЎ.Р’. отказать.
Выслушав пояснений сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству Рѕ рождении в„–, выданного ДД.РњРњ.ГГГГ <адрес>, Карпов РЎ. Р’. родился ДД.РњРњ.ГГГГ, родители: отец – Р¤РРћ1, мать – Р¤РРћ2 (Р».Рґ.18). РџСЂРё этом сведения РѕР± отце записаны СЃРѕ слов матери, что подтверждается справкой Отдела Записи актов гражданского состояния администрации <адрес> (Р».Рґ.45).
Согласно свидетельству Рѕ смерти II–EP в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, мать истца – Р¤РРћ2, умерла РІ ДД.РњРњ.ГГГГ (точная дата смерти РЅРµ установлена), Рѕ чем ДД.РњРњ.ГГГГ была составлена запись акта Рѕ смерти (Р».Рґ.19)
РР· материалов дела следует, что ДД.РњРњ.ГГГГ Карпов РЎ.Р’. обратился Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ постановки его РЅР° учет как лицо, РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления ей жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, предоставив вместе СЃ документами, необходимый пакет документов (Р».Рґ.33-35).
Однако решением жилищной комиссии администрации муниципального района Кинельский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением администрации городского округа Кинель № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе включения Карпова С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда» Карпову С.В. было отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда (л.д.л.д.62-63, л.д.65-66).
Обращаясь с иском в суд, истец указал, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на внеочередное обеспечение его жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.
Также истец ссылается фактически на положения статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поэтому считает, что он относится к категории лиц, не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Вместе с тем суд не может согласиться с приведенными доводами истца и считает, что такого права на обеспечение истца жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения у него не имеется по следующим основаниям.
Вместе с тем суд не может согласиться с приведенными доводами истца и считает, что такого права на обеспечение истца жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, а соответственно, на включение его в число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, у него не имеется по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункта 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
Аналогичная норма по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения содержится и законодательстве <адрес>.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 3 статьи 3).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 10 статьи 3).
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, установлен статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», согласно которой заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список. Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судом, истец возраста 23 лет достиг ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая то обстоятельство, что Карпов С.В. достиг возраста 23 лет ДД.ММ.ГГГГ, с момента достижения им возраста 23 лет он утратил соответствующий статус.
В связи с тем, что на момент обращения Карповым С.В. к ответчику с указанным выше заявлением, он не относился к числу детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имели право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, поэтому Администрация законно и обоснованно отказала ему в удовлетворении заявления.
Ссылка истца на часть 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, является несостоятельной, поскольку положения вышеуказанных правовых норм распространяются на лиц из числа указанной категории граждан, которые в установленном законом порядке в возрасте до 23 лет подали в орган местного самоуправления письменное заявление о предоставлении им жилого помещения, это заявление было принято уполномоченным органом и заинтересованное лицо было включено в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, Капов С.В. право на обеспечение его жилым помещением по основаниям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в настоящее время не имеет.
При этом Карпов С.В. не оспаривал в судебном заседании, что до ДД.ММ.ГГГГ не обращался в администрацию района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В связи с этим решение жилищной комиссии и постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе включения Карпова С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда» являются законными и обоснованными. В силу чего у суда не имеется оснований для удовлетворения иска Карпова С.В..
Таким образом, Карпову С.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и постановления администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать.
При этом, поскольку исковые требования Карпова С.В. о возложении на Администрацию муниципального района <адрес> обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, являются производными от указанных выше требований, они также удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Карпову С.В. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
В удовлетворении исковых требований Карпова С. В. к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации муниципального района Кинельский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и постановления администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о возложении обязанности предоставить помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий –