Решение по делу № 33-1497/2018 от 26.04.2018

Судья Суханов И.Н. Дело № 33-1497/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе

судьи – председательствующего Софиной И.М.,

судей Алексеевой О.В., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Емелиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 17 мая 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Т.А. , Васильев М.М. , действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к Администрации Кетовского района Курганской области о признании решения незаконным, принятии на учет

по апелляционной жалобе Администрации Кетовского района Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 05 марта 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Васильевой Т.А. и Васильев М.М. к Администрации Кетовского района Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Кетовского района Курганской области от 16.11.2017 № 2922 об отказе в принятии на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Администрацию Кетовского района Курганской области поставить на учет многодетную семью Васильевых (Васильева Т.А. , Васильев М.М. , несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, ФИО5) для бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Возместить Васильевой Т.А. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей за счет средств бюджета муниципального образования Кетовский район Курганской области».

Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения истцов Васильевой Т.А. и Васильева М.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Васильева Т.А. и Васильев М.М., действующие также в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, обратились в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области (далее – Администрация Кетовского района) о признании решения незаконным, принятии на учет.

В обоснование исковых требований указывали, что их семья является многодетной и в силу ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК Российской Федерации) имеет право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением Администрации Кетовского района от 16.11.2017 № 2922 им отказано в принятии на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства. Данное решение не содержит мотивов и оснований отказа. Устно сотрудники Администрации Кетовского района им пояснили, что причиной отказа послужил тот факт, что члены их семьи состоят на регистрационном учете по разным адресам.

Считали отказ ответчика незаконным, поскольку Васильева Т.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, где регистрацию по месту пребывания имеют также Васильев М.М. и их несовершеннолетние дети ФИО6, ФИО4 и ФИО5

Просили суд признать незаконным постановление Администрации Кетовского района Курганской области от 16.11.2017 № 2922 об отказе в принятии на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно; обязать Администрацию Кетовского района поставить на учет их многодетную семью для предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

В судебном заседании истцы Васильева Т.А. и Васильев М.М. на удовлетворении исковых требований настаивали. Дополнительно поясняли, что проживают совместно по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика Администрации Кетовского района по доверенности Кузьмина С.В. против удовлетворения исковых требований возражала. Поясняла, что истцы состоят на регистрационном учете по месту жительства по разным адресам, поэтому для принятия на учет необходимо установить факт совместного проживания семьи Васильевых.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация Кетовского района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.

В обоснование жалобы указывает, что порядок предоставления в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков на территории Курганской области установлен Законом Курганской области от 06.10.2011 № 61 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области», в силу п. 1 ст. 2 которого принятие на учет лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетной семье, возможно лишь при соблюдении условия о совместном проживании членов семьи.

Ссылаясь на понятия «место жительства», «регистрация по месту жительства», «место пребывания», «регистрационный учет по месту пребывания», приведенные в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», указывает, что постоянная регистрация гражданина предполагает регистрацию в определенном жилом помещении, которое и является его официальным местом жительства. Вывод суда о том, что законодателем не связаны понятия места жительства гражданина и места его регистрации считает несостоятельным. Члены семьи Васильевых не имеют регистрации по месту фактического проживания, поэтому решение Администрации Кетовского района от 16.11.2017 является правомерным.

В возражениях на апелляционную жалобу Васильева Т.А. и Васильев М.М. просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Васильева Т.А. и Васильев М.М. выразили согласие с постановленным решением, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель ответчика Администрация Кетовского района в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще. Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с 07.07.2012 Васильев М.М. и Васильева (до вступления в брак Потапова) Т.А. состоят в зарегистрированном браке и имеют троих детей: ФИО6, <...> года рождения, ФИО4, <...> года рождения, и ФИО5, <...> года рождения (л.д. 9).

С 16.11.2011 Васильева Т.А. состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, где на регистрационном учете по месту пребывания на период с 20.08.2016 по 20.08.2019 состоят ее супруг Васильев М.М. и дети ФИО3, ФИО4 и ФИО5 (л.д. 18, 11-14, 29-34).

Васильев М.М. (с 17.03.1990), малолетние ФИО3, ФИО4 (с 28.12.2012) и ФИО5 (с 16.08.2016) имеют регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 15-17, 20).

Васильева Т.А. и Васильев М.М. обратился в Администрацию Кетовского района Курганской области с заявлением о принятии на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность.

Постановлением Администрации Кетовского района от 16.11.2017 № 2922 Васильевой Т.А., зарегистрированной по адресу: <адрес>, и Васильеву М.М., зарегистрированному по адресу: <адрес>, в принятии на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, отказано (л.д. 5).

В соответствии с п.п. «в», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Статьей 39.5 ЗК Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Так, в силу подп. 6 п. 1 названной статьи на основании решения уполномоченного органа осуществляется предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Пунктом 2 ст. 39.19 ЗК Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 этого же кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации вышеприведенных положения земельного законодательства Курганской областной Думой принят Закон Курганской области от 06.10.2011 № 61 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области» (далее – Закон Курганской области № 61).

В силу п. 1 ст. 2 Закона Курганской области № 61 земельные участки предоставляются бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, к которым в целях настоящего Закона относятся граждане, являющиеся родителями (усыновителями, удочерителями, отчимом, мачехой) и состоящие в браке между собой, либо одинокий родитель (усыновитель, удочеритель), не состоящий в браке, имеющие трех и более совместно проживающих с ними несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков, падчериц; а также граждане, не состоящие в браке, являющиеся родителями в отношении каждого из трех и более совместно проживающих с ними несовершеннолетних детей.

Порядок подачи и рассмотрения заявлений граждан о предоставлении бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлен ст. 5 Закона Курганской области № 61.

Согласно п.п. 1, 2, 5 названной нормы предоставление гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется соответственно на основании решения органа исполнительной власти Курганской области или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Законом представляется гражданами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона и зарегистрированными по месту жительства в населенном пункте в границах муниципального района, - в уполномоченный орган того муниципального образования, на территории которого они хотели бы приобрести земельный участок.

К заявлению граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, прилагаются следующие документы: копии всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность граждан (гражданина), подавших (подавшего) заявление, а также их (его) детей в возрасте старше 14 лет. В случае изменения фамилии, имени или отчества граждан (гражданина) к заявлению прилагается копия документа, подтверждающего изменение указанных персональных данных; копии свидетельств о рождении детей, свидетельств об усыновлении (удочерении); копия свидетельства о заключении брака (за исключением одинокого родителя); копии свидетельств о регистрации по месту жительства для детей, не достигших возраста 14 лет (при наличии); сведения с места жительства о составе семьи (справка о составе семьи, копия поквартирной карточки, домовая (поквартирная) книга и т.п.), выданные должностными лицами, уполномоченными на предоставление указанных сведений, не позднее пятнадцати дней до дня подачи заявления, либо решение суда; копию договора аренды земельного участка, в случае предоставления земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона.

Основаниями для отказа в постановке граждан на учет в силу п. 2 ст. 6 Закона Курганской области № 61 являются: непредставление гражданами документов, указанных в статье 5 настоящего Закона; отсутствие у граждан права на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом; постановка граждан на учет в соответствии с настоящим Законом уполномоченным органом иного муниципального образования либо нахождение заявлений граждан на рассмотрении уполномоченного органа иного муниципального образования; предоставление гражданам земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что при обращении в Администрацию Кетовского района Васильевы представили необходимый пакет документов, в том числе документы о регистрации по месту пребывания Васильева М.М. и несовершеннолетних детей по адресу, где на регистрационном учете по месту жительства состоит Васильева Т.А. (<адрес>). Однако, Администрация Кетовского района посчитала неподтвержденным факт совместного проживания членов семьи Васильевых, что послужило основанием к отказу в постановке истцов на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации № 5242-1).

Статьей 3 Закона Российской Федерации № 5242-1, Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Регистрация является административным актом, подтверждающим место жительства гражданина.

Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства в месте фактического проживания само по себе не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, включая и право быть, в данном случае, включенным в список граждан на получение земельного участка.

Ответчик свой отказ в удовлетворении заявления Васильевой Т.А. и Васильева М.М. обосновал только отсутствием у Васильева М.М., ФИО3, ФИО4 и ФИО5 регистрации по месту жительства в месте фактического проживания, когда как по смыслу п. 1 ст. 2 Закон Курганской области № 61 для реализации гражданами, имеющими трех и более детей, права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимо подтверждение факта совместного проживания с несовершеннолетними детьми.

В ходе рассмотрения дела факт совместного проживания истцов с их малолетними детьми по адресу: <адрес> с достоверностью установлен, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

Удовлетворяя исковые требования Васильевых, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, которым следует руководствоваться. Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям материального права, установленным по делу обстоятельствам, основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана верная правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения суда коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кетовского районного суда Курганской области от 05 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кетовского района Курганской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи:

33-1497/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Васильева Т.А.
васильев м.м.
Ответчики
Администрация Кетовского района КО
Суд
Курганский областной суд
Судья
Фролова Жанна Аркадьевна
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
17.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2018Передано в экспедицию
17.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее