Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пос. Шаховская 13 августа 2018 года
Шаховской районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи ШИРОКОВОЙ Е.В.,
при секретаре ЛУЩЕКО М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кашкан В. В. к администрации городского округа Шаховская Московской области об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л:Кашкан В.В. обратилась в суд к администрации городского округа Шаховская об оспаривании решения от 27.04.2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство, указав в административном исковом заявлении, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала. 23.04.2018 года Кашкан В.В. обратилась в администрацию городского округа Шаховская с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, приложив предусмотренные законом документы. 27.04.2018 года администрацией городского округа Шаховская административному истцу в выдаче разрешения на строительство жилого дома было отказано, в связи с не предоставлением заключения государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований земельного участка на предмет наличия или отсутствия на нем объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Полагает, что данное решение администрации городского округа Шаховская является незаконным, поскольку статьей 51 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено предоставление такого заключения экспертизы, а, напротив, запрещено требовать предоставления от заявителя иных, не указанных в ст.51 Градостроительного кодекса РФ документов. На указанном земельном участке какие-либо объекты, в том числе объекты культурного наследия, либо обладающие признаками таковых, отсутствуют. Информация об отсутствии на участке таких объектов имеется как у административного ответчика, так и государственных органов культурного наследия Московской области. В связи с чем, просит суд признать указанное решение незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть ее заявление о выдаче разрешения на строительство жилого дома.
Административный истец Кашкан В.В. надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела. Представитель административного истца Пузик Д.Н., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, уточненный административный иск поддержал в полном объеме.
Административный ответчик администрация городского округа Шаховская надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, представители административного ответчика в суд не явились, каких-либо ходатайств и возражений в суд не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Заинтересованное лицо Главное управление культурного наследия Московской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, на судебное заседание представители заинтересованного лица не явились, в суд направили письменный отзыв, в котором полагают, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство основан на требованиях Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Кашкан В.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРП административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала (л.д.7).
23.04.2018 года Кашкан В.В. обратилась в администрацию городского округа Шаховская Московской области с заявлением о выдаче ей в порядке ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство жилого дома на данном земельном участке (л.д.35-39).
27.04.2018 года административным ответчиком в выдаче такого разрешения Кашкан В.В. было отказано на основании несоответствия представленных истцом документов ограничениям, установленным земельным и иным законодательством РФ, а также отсутствия заключения государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований земельного участка на предмет наличия или отсутствия на нем объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. (л.д.40). Однако в чем выразилось несоответствие представленных истцом документов, и каким ограничениям они не соответствуют, в данном решении не указано.
В связи с изложенным при рассмотрении данного спора суд оценивает законность оспариваемого административным истцом решения административного ответчика, исходя из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство, указанных в оспариваемом решении и письменных возражениях административного ответчика.
В соответствии с ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, все предусмотренные ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ документы, были предоставлены административным истцом с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с ч.10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно ст.28 и абзаца 3 ст.30 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" - объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных работ и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Такая экспертиза согласно требованиям ст.ст.31 и 32 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оплачивается заказчиком работ, по ее итогам составляется заключение, которое является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения строительных работ.
Однако, указанная экспертиза проводится только в том случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Как следует из письменного ответа на запрос суда заинтересованного лица Главного управления культурного наследия Московской области от 26.07.2018 года, на земельном участке с кадастровым номером №, отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, а также выявленные объекты культурного наследия; такой земельный участок не граничит с объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, а также с выявленными объектами культурного наследия; земельный участок расположен вне защитных зон объектов культурного наследия и вне зон с особыми условиями использования территорий, связанных с объектами культурного наследия (л.д.63).
Таким образом, орган охраны объектов культурного наследия имеет данные об отсутствии на земельном участке с кадастровым номером № объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Кроме того, согласно письму МБУК «Шаховской музей» от 24.07.2018 года, на территории д. Коросткино Шаховского района Московской области (т.е. по адресу нахождения такого земельного участка) не происходили значимые исторические события, способные сформировать культурные слои, содержащие объекты культурного наследия народов Российской Федерации (л.д.48).Таким образом, отсутствуют правовые основания требовать проведения историко-культурной экспертизы такого земельного участка в соответствии с требованиями ст.ст.28 и 30 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В связи с чем, оспариваемое административным истцом решение об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным.Кроме того, возложение на административного истца обязанности по проведению такой экспертизы повлечет значительные необоснованные расходы с его стороны.
Поскольку решение административного ответчика об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство жилого дома признается судом незаконным по изложенным основаниям, в соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ административного ответчика следует обязать устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а именно: повторно рассмотреть заявление административного истца о выдаче ему разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 50:06:0020502:223, с учетом настоящего решения суда. Руководствуясь ст.ст.226-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
признать незаконным решение администрации городского округа Шаховская Московской области от 27.04.2018 года об отказе в выдаче Кашкан В. В. разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала.
Обязать администрацию городского округа Шаховская Московской области повторно рассмотреть заявление Кашкан В. В. о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, с учетом настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: