Решение по делу № 2а-377/2019 от 18.03.2019

К делу № 2а-377/2019 г..

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2019 года. Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Долженко Р.Ф.,

при секретаре Зуенковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Даниляна Роберта Гарниковича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконными решений департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

Данилян Роберт Гарникович ( далее административный истец- Данилян Р.Г.) обратился в Новопокровский районный суд Краснодарского края с административным иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее также - административный ответчик, Департамент) в котором просил :

- признать незаконными решения департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: №;

- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Даниляну Роберту Гарниковичу земельных участков с кадастровыми номерами № и направить ему проекты договоров аренды земельных участков.

В административном иске Р.Г. Данилян указывает, что на основании зарегистрированных в установленном порядке соглашений о переуступке прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ к нему перешли права и обязанности арендатора по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, по которым во временное владение и пользование переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №. Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Р.Г. Даниляном было подано заявление о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: №. По результатам рассмотрения поданных заявлений Департаментом приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков с указанием следующего основания: по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ
№ зарегистрированы права аренды сроком по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку заявления о предоставлении земельных участков поданы после дня истечения срока действия договоров аренды, постольку прав на приобретение в аренду испрашиваемых земельных участков без проведения торгов не возникло.

Представитель административного истца Чернышев М.А. поддержал свои исковые требования и просил их удовлетворить.

Административный ответчик, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, в судебное заседание не явился, представил в суд письменное возражение, в котором просил отказать в удовлетворении административного иска.

Изучив материалы дела, обсудив доводы административного иска, возражений, руководствуясь статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 5 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

Частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена альтернативная подсудность, административное исковое заявление об оспаривании решений органов государственной власти, может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что по смыслу норм статей 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Индивидуальным предпринимателем Петросяном Сергеем Арташесовичем заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № (далее также - договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №). По условиям рассматриваемого договора арендодатель предоставил во временное владение и пользование арендатору земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером
№ площадью 560085 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Покровское <данные изъяты> (пункт 1.1 договора аренды). Срок аренды установлен на 10 лет до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7.2 договора аренды).

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Индивидуальным предпринимателем Петросяном Сергеем Арташесовичем заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № (далее также - договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №). По условиям рассматриваемого договора Арендодатель предоставил во временное владение и пользование Арендатору земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 970283 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> для ведения сельскохозяйственного производства (пункт 1.1 договора аренды). Срок аренды установлен на 10 лет до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7.2 договора аренды).

Пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации

Представленные в материалы дела договоры аренды прошли процедуру государственной регистрации, что подтверждается отметками Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.

Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).

В соответствии со статьей 392.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.

В силу пункта 2 статьи 389 Гражданского кодекса Российской Федерации уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. К форме перевода долга соответственно применяются правила, содержащиеся в статье 389 настоящего Кодекса (статья 391 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

На основании пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Указанная специальная норма устанавливает особенности реализации прав арендатором земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных в аренду на срок более пяти лет.

Правомочие на передачу прав и обязанностей по договору аренды, с обязательным направлением уведомления арендодателю, следует из пунктов ДД.ММ.ГГГГ договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии со статьями 382, 391 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации передача прав и обязанностей арендатора по договорам аренды спорных земельных участков совершается по волеизъявлению прежнего и нового должников с соблюдением требований к форме, предъявляемых к основной сделке, включая государственную регистрацию.

Соглашением о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Индивидуальным предпринимателем главой КФХ Петросяном Сергеем Арташесовичем и Даниляном Робертом Гарниковичем, последнему переданы права и обязанности арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. Регистрация сделки и аренды произведена уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашением о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 08.10.2018, заключенным между Индивидуальным предпринимателем главой КФХ Петросяном Сергеем Арташесовичем и Даниляном Робертом Гарниковичем, последнему переданы права и обязанности арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. Регистрация сделки и аренды произведена уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается надлежащее уведомление и согласование арендодателем факта уступки Индивидуальным предпринимателем главой КФХ Петросяном Сергеем Арташесовичем прав и обязанностей по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ
в„–.

В связи с заключением названных соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды состоялась перемена стороны (арендатора) в гражданско-правовом обязательстве (договоре аренды) по правилам главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом Р.Г. Данилян (новый арендатор) вступил в права по рассматриваемым договорам аренды на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний арендатор.

Спорные земельные участки относятся к категории - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статья 7 названного Кодекса).

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.

На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Положения подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации направлены на поддержку лиц, непосредственно использующих земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Из акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и пояснительной записки к материалам по обследованию, подготовленных главным специалистом ГКУ КК «Кубаньземконтроль» О. Ю. Шишкиной в соответствии с Уставом ГКУ КК «Кубаньземконтроль», распоряжением директора ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ №, по поручению департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок с кадастровым номером № используется гражданином Р.Г. Даниляном. Под урожай 2018 года на участке выращивался подсолнечник. На момент обследования участок задискован, находится в удовлетворительном состоянии. Зданий, строений, сооружений на земельном участке нет.

Из акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и пояснительной записки к материалам по обследованию, подготовленных главным специалистом ГКУ КК «Кубаньземконтроль» О. Ю. Шишкиной в соответствии с Уставом ГКУ КК «Кубаньземконтроль», распоряжением директора ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ №, по поручению департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок с кадастровым номером № используется гражданином Р.Г. Даниляном Под урожай 2018 года на участке выращивался подсолнечник. На момент обследования участок задискован, находится в удовлетворительном состоянии. Зданий, строений, сооружений на земельном участке нет.

Из акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и пояснительной записки к материалам по обследованию, подготовленных главным специалистом ГКУ КК «Кубаньземконтроль» О. Ю. Шишкиной в соответствии с Уставом ГКУ КК «Кубаньземконтроль», распоряжением директора ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ №, по поручению департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок с кадастровым номером № используется гражданином Р.Г. Даниляном Под урожай 2018 года на участке выращивался подсолнечник. На момент обследования участок задискован, находится в удовлетворительном состоянии. Зданий, строений, сооружений на земельном участке нет.

Из акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и пояснительной записки к материалам по обследованию, подготовленных главным специалистом ГКУ КК «Кубаньземконтроль» О. Ю. Шишкиной в соответствии с Уставом ГКУ КК «Кубаньземконтроль», распоряжением директора ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ №, по поручению департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок с кадастровым номером № используется гражданином Р.Г. Даниляном Под урожай 2018 года на участке выращивался подсолнечник. На момент обследования участок задискован, находится в удовлетворительном состоянии. Зданий, строений, сооружений на земельном участке нет.

Доказательств ненадлежащего использования спорных земельных участков в период аренды в материалы дела не представлены.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и по результатам указанного рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.

Согласно статьи 5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (принят Законодательным Собранием Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ) специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в пределах полномочий, установленных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, вправе заключать договоры аренды земельных участков.

В Положении о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №) закреплено, что он является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.

В соответствии с возложенными задачами Департамент в пределах своей компетенции заключает договоры аренды, выступая стороной по сделкам (пункт 3.10.5 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края).

Исходя из смысла действующего законодательства, Департамент, получив от
Р.Г. Даниляна заявление о предоставлении в аренду без проведения торгов спорных земельных участков, обязан была в установленный законом срок (не более чем тридцать дней со дня поступления заявления) рассмотреть заявление и дать по нему мотивированный ответ с удовлетворением заявления или с отказом либо возвратить заявление в порядке части 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, в нем должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из обжалуемых решений Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что единственным основанием отказа административному истцу в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: № является подача соответствующих заявлений за пределами сроков договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.

Позицию Департамента суд находит не соответствующей действующему законодательству в связи со следующим.

Договоры аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № содержат все существенные условия, не противоречат действующему законодательству, прошли процедуру государственной регистрации и являются заключенными. Срок рассматриваемых договоров установлен сторонами на 10 лет до ДД.ММ.ГГГГ.

Из пункта 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса договор аренды заключается на срок, определенный договором. Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие возражений со стороны арендодателя на продолжение использования спорных земельных участков после ДД.ММ.ГГГГ подтверждается как актами обследования, так и представленной перепиской:

письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Индивидуальный предприниматель Петросян Сергей Арташесович просил Департамент зачесть излишне уплаченную арендную плату по договору аренды от 10.04.20108 № в пользу Р.Г. Даниляна по причине уступки последнему прав и обязанностей по договору аренды;

письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором Департамент согласовал уступку Индивидуальным предпринимателем главой КФХ Петросяном Сергеем Арташесовичем прав и обязанностей по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №;

письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Департамент известил
Р.Г. Даниляна о необходимости внесения арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размере: 38 971 рубль 64 копейки по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и 67 513 рублей 90 копеек по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.

Материалами дела установлено, что запись о государственной регистрации договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не погашена. Департамент нормативно не оспаривает тот факт, что после ДД.ММ.ГГГГ административный истец продолжал использовать земельные участки в своей хозяйственной деятельности в отсутствие возражений со стороны арендодателя. Из этого следует, что договоры аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № возобновлены на неопределенный срок ДД.ММ.ГГГГ. То есть, Р.Г. Данилян являлся арендатором участков с кадастровыми номерами: № на момент обращения в Департамент с заявлениями и на дату получения отказа в предоставлении услуги, и был вправе рассчитывать на реализацию предоставленных действующим законом прав на заключение договоров аренды на новый срок.

Таким образом, на день подачи заявлений о заключении договоров аренды на новый срок без проведения торгов спорные договоры аренды действовали как возобновленные на неопределенный срок, соответственно, у административного истца имелся статус арендатора в отношении спорных земельных участков.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обжалуемые решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов, мотивированные ссылкой на подачу соответствующих заявлений за пределами сроков договора аренды, противоречат статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушают права административного истца, непосредственно использующего земельные участки сельскохозяйственного назначения.

При этом, в целях реализации положений статьи 46 Конституции Российской Федерации пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предписывает суду в случае удовлетворения административного иска принять решение об обязанности соответствующего публичного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца.

Учитывая ошибочность вывода Департамента о подаче заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов за пределами сроков договоров аренды, а также то обстоятельство, что иных мотивов отказа в обжалуемых решениях не содержится, суд считает необходимым в качестве устранения нарушения закона и прав административного истца обязать административного ответчика принять решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами № Р.Г. Даниляну в аренду без проведения торгов, а также подготовить и направить Р.Г. Даниляну договоры аренды спорных земельных участков.

Расходы на оплату государственной пошлины относятся на административного ответчика по правилам статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №.

Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Даниляну Роберту Гарниковичу (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина РФ: серия 0304 №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, выдан Новопокровским РОВД Краснодарского края, ИНН №) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 530 914,57 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>» <данные изъяты> и направить Даниляну Роберту Гарниковичу проект договора аренды указанного участка.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №.

Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Даниляну Роберту Гарниковичу (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина РФ: серия 0304 №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, выдан Новопокровским РОВД <адрес>, ИНН №) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 956 681,27 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>» секция <данные изъяты>, и направить Даниляну Роберту Гарниковичу проект договора аренды указанного участка.

Взыскать с департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу Даниляна Роберта Гарниковича расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Новопокровский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения.

СУДЬЯ                                                                               Р”олженко Р .Р¤.

2а-377/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Данилян Роберт Гарникович
Ответчики
Департамент имущественных отношений Кр.кр.
Другие
ЧЕРНЫШЕВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Суд
Новопокровский районный суд Краснодарского края
Судья
Долженко Р.Ф.
Дело на странице суда
novopokrovsky.krd.sudrf.ru
18.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
19.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
27.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2019[Адм.] Судебное заседание
27.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее