Судья Бочарова С.В. Дело № 33-259 /2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Тепляковой Е.Л.
Судей Алексеевой С.Ф. и Костенко Е.Л.
При секретаре Груздевой С.В.
Рассмотрев в судебном заседании 11 февраля 2013 г.
Дело по апелляционной жалобе ГУ ОПФ в г.Воркуте РК
На решение Воркутинского городского суда от 02 ноября 2012 г.,
по которому
Исковые требования Крумма А.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о включении периода прохождения службы по призыву в специальный стаж, перерасчете пенсии, выплате недополученной пенсии с учетом индексации, взыскании судебных расходов удовлетворены частично.
Признан период прохождения Круммом А.П. службы в Вооруженных силах СССР с 03.05.1974г. по 31.05.1976г. подлежащим зачету в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязано Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте зачесть Крумму А.П. в специальный стаж работы по Списку №1 период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 03.05.1974г. по 31.05.1976г. в льготном исчислении, то есть один день службы за два дня работы.
Обязано Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте произвести перерасчет пенсии Крумму А.П. с 01.01.2002г. с учетом стажевого коэффициента 0,74, исчисленного из продолжительности специального стажа, и выплатить недополученную сумму пенсии за период с 01.01.2002г. с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по РК.
Взысканы с Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте в пользу Крумма А.П. расходы на оплату услуг представителя в сумме ....
Взыскана с Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в сумме 200 (двести) рублей.
Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми
УСТАНОВИЛА:
Крумм А.П. обратился с иском о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву, перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что с 01.01.2002г. является получателем пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,70. Указанный стажевый коэффициент определен из продолжительности специального стажа, исчисленного УПФР в г.Воркуте, - 25 лет 01 мес. 24 дня. Однако из этого стажа ответчиком необоснованно исключен период военной службы по призыву. Считает, что период военной службы с 03.05.1974г. по 31.05.1976г. подлежит включению в специальный стаж работы в льготном исчислении, то есть один день службы за два дня работы. С учетом включения службы в Советской Армии в специальный стаж стажевый коэффициент, по его мнению, должен составить 0,74, что больше стажевого коэффициента, установленного ответчиком
Кроме того, просит взыскать судебные расходы, понесенные им на оплату услуг представителя, в сумме ....
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бабенко С.В. заявленные требования поддержал.
Истец и ответчик в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ ОПФ в г.Воркуте РК не согласно с решением и просит его отменить как не основанное на законе.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому в силу ч.1 ст.327, ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решением подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Крумм является получателем трудовой пенсии по старости с 01.01.2002 года в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Воркутинского городского суда от 21 апреля 2008 г. ответчик обязан назначить истцу пенсию с 01.01.2002 г. с применением стажевого коэффициента 0,70, рассчитанного по специальному стажу. Требований о включении в специальный стаж периода прохождения службы в армии истцом не заявлялось и соответственно судом не рассматривалось.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Крумм суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно ч. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации… Частью 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно указанному выше Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года.
Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Период прохождения Круммом А.П. службы в Вооруженных силах СССР с 03.05.1974г. по 31.05.1976г. (продолжительностью 02 года 28 дней) подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.
Специальный стаж Крумма А.П. (на подземных работах) на момент конвертации (преобразования) пенсионных прав составит: 25 лет 01 мес. 24 дня (исчисленные УПФР в г.Воркуте) + служба в Армии 02г.28дн. итого составит 27 лет 02 мес.22 дн.
Следовательно, стажевый коэффициент Крумма А.П., исчисленный по специальному стажу, составит 0,72 (0,55 + 0,01 * 17) при имеющееся стаже 27 лет и требуемом стаже 10 лет), что наиболее выгодно истцу.
Вывод суда о необходимости индексации сумм доплаты пенсии является правильным.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 02 ноября 2012 г.изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:
Исковые требования Крумма А.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте о включении периода прохождения службы по призыву в специальный стаж, перерасчете пенсии, выплате недополученной пенсии с учетом индексации, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать период прохождения Круммом А.П. службы в Вооруженных силах СССР с 03.05.1974г. по 31.05.1976г. подлежащим зачету в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте зачесть Крумму А.П. в специальный стаж работы по Списку №1 период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 03.05.1974г. по 31.05.1976г. в календарном исчислении.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте произвести перерасчет пенсии Крумму А.П. с 01.01.2002г. с учетом стажевого коэффициента 0,72, исчисленного из продолжительности специального стажа, и выплатить недополученную сумму пенсии за период с 01.01.2002г. с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по РК.
В остальной части решение оставить без изменений.
Председательствующий
Судьи