Дело №а-1049/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2019 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Ганжа Л.В.
при секретаре Михайлюк О.В.
с участием административного истца Парамонова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Парамонова <данные изъяты> к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УМВД России по Забайкальскому краю, ОМВД России по Шилкинскому району об удалении из базы данных ИЦ МВД РФ сведений о судимости
У С Т А Н О В И Л:
Парамонов А.Н. обратился в суд с указанным административным иском, сославшись на то, что приговором Шилкинского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2014 года он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ и ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. На данный момент судимость погашена, он ведет законопослушный образ жизни, характеризуется положительно. Он желает работать, но не может устроиться на хорошую работу в связи с данной судимостью. После того, как потенциальный работодатель узнает о его условной судимости из базы ИЦ МВД РФ, то отказывает ему в трудоустройстве. Из-за сведений, содержащихся в базе ИЦ МВД РФ, ему закрыты многие дороги в жизнь, справку об отсутствии (наличии) судимости требует практически каждый работодатель. Сведения о привлечении к уголовной ответственности и судимости влекут для него неблагоприятные последствия, нарушают право тайны частной жизни, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, в том числе выбора сферы деятельности и месте работы. Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Однако сведения о судимости нарушают его жизнь. Согласно п. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью. В его случае ничего не аннулировалось, и благодаря сведениям, содержащимся в базе ИЦ МВД РФ имеются последствия в виде отказов в трудоустройстве. Он считает, что хранение сведений о его судимости нарушает его права и мешает ему жить, ограничивает свободу выбора сферы деятельности. В связи с этими обстоятельствами он просит суда обязать МВД РФ, УМВД России по Забайкальскому краю, ОМВД России по Шилкинскому району удалить сведения о его судимости и уголовном преследовании из базы ИЦ МВД РФ.
В судебном заседании административный истец Парамонов А.Н. требования поддержал, пояснил суду, что он закончил училище и получил профессию помощника машиниста электровоза, но устроиться на железную дорогу не может из-за наличия судимости.
В судебное заседание представители административных ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, УМВД России по Забайкальскому краю, ОМВД России по Шилкинскому району не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 15.05.2014 года Парамонов А.Н. осужден Шилкинским районным судом Забайкальского края ч. 3 ст. 158 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, на основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.
Согласно справке от 20.11.2019 года выданной ОМВД России по Шилкинскому району, информация о привлечении административного истца к уголовной ответственности имеется в соответствующей базе данных.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 07.02.2011 "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.
Для поиска информации о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей по учетам ГИЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации необходим полный комплекс установочных данных, позволяющий достоверно установить, во-первых, факт наличия (отсутствия) неснятых или непогашенных судимостей и, во-вторых, факт того, что эти сведения относятся именно к конкретному лицу.
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденное Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2005 N 39/1070 определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
В силу п. п. 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
На федеральный учет ставится информация об осужденных отбывающих (отбывавших) наказание в виде лишения свободы; а информация о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, условно осужденных, а также о лицах, осужденных к иным видам наказания, подлежит региональному учету.
Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России (далее - ИЦ), утвержденного Приказом МВД России от 28.03.2002 N 288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе настоящим Типовым положением.
К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В настоящее время ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов регламентируется Приказом МВД России от 12.02.2014 N 89дсп, в соответствии с которым учетные алфавитные карточки "формы 1" хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о наличии судимости заявителя не ущемляет прав последнего, поскольку никем не оспаривается, что судимость заявителя погашена, соответственно аннулированы все правовые последствия, связанные с ней.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия заинтересованных лиц по внесению в базу данных сведений о привлечении заявителя к уголовной ответственности и их сохранению, требованиям действующего законодательства соответствуют; каких-либо нарушений прав Парамонова А.Н. не установлено, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создано.
Руководствуясь ст. ст. 175,180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Парамонова <данные изъяты> к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УМВД России по Забайкальскому краю, ОМВД России по Шилкинскому району об удалении из базы данных ИЦ МВД РФ сведений о судимости, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шилкинский районный суд.
Председательствующий Ганжа Л.В.