№ 2-116/2024
УИД 56RS0007-01-2023-003775-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Азнабаевой А.Р.,
при секретаре Теняевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гафиятова Канзеля Мияссаровича к Батаеву Игорю Петровичу о компенсации морального вреда,
установил:
Гафиятов К.М. обратился в суд с иском к Батаеву И.П., указывая на то, что 31 июля 2023 года около 16.00 часов Батаев И.П., находясь около <адрес>, в ходе конфликта, высказал в адрес Гафиятова К.М. грубые нецензурные слова, обозвал его мужчиной нетрадиционной сексуальной ориентации, чем унизил его честь и достоинство. Дал отрицательную оценку его личности, выраженную в неприличной форме. Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Бугуруслана и Бугурусланского района Оренбургской области от 20 октября 2023 года, которым Батаев И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.61 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Указанными действиями Гафиятову К.М. причинены нравственные страдания, выражающиеся в длительных переживаниях относительно унижения его чести и достоинства. Нравственные страдания выражались в том, что он испытал чувство стыда, унижение из-за того, что оскорбление совершено публично в присутствии свидетеля. Нравственные переживания из-за этой ситуации и пережитого публичного унижения им испытываются до сих пор.
Просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей.
В судебное заседание истец Гафиятов К.М., ответчик Батаев И.П. не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, обратились в суд с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие. В своем заявлении ответчик Батаев И.П. указал, что сумма морального вреда, заявленная Гафиятовым К.М., является завышенной.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. В случае нарушения каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце шестом пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", на ответчика, допустившего высказывание в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, указанным в пунктах 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", при определении размера подлежащей взысканию с ответчика денежной компенсации морального вреда по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина судам следует принимать во внимание, в частности, содержание порочащих сведений и их тяжесть в общественном сознании, способ и длительность распространения недостоверных сведений, степень их влияния на формирование негативного общественного мнения о лице, которому причинен вред, то, насколько его достоинство, социальное положение или деловая репутация при этом были затронуты, нравственные и физические страдания истца, другие отрицательные для него последствия, личность истца, его общественное положение, занимаемую должность, индивидуальные особенности (например, состояние здоровья).
Привлечение лица к административной или уголовной ответственности за оскорбление или клевету (статьи 5.61 и 5.61.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда.
В судебном заседании установлено, что 31 июля 2023 года около 16.00 часов Батаев И.П., находясь около <адрес>, в ходе конфликта, высказал в адрес Гафиятова К.М. грубые нецензурные слова, обозвал его мужчиной нетрадиционной сексуальной ориентации, чем унизил его честь и достоинство, то есть оскорбил его.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Бугуруслана и Бугурусланского района Оренбургской области от 20 октября 2023 года, вступившим в законную силу 03 ноября 2023 года Батаев И.П. по данному факту оскорбления Гафиятова К.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, факт оскорбительных высказываний ответчика в адрес истца бесспорно подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
С учетом вышеприведенных норм права, действующее законодательство допускает возможность защиты чести и достоинства (доброго имени) гражданина путем предъявления требования о компенсации морального вреда, причиненного оскорблением. В связи с чем требования истца о взыскании морального вреда с ответчика являются законными и обоснованными.
Определяя размер морального вреда, суд, с учетом требований пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обстоятельства причинения истцу морального вреда и характер причиненных ему нравственных страданий, совершение ответчиком оскорбительных высказываний в отношении истца в присутствии работников организации, руководителем которой является истец, совершение административного правонарушения на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не являющимся общественным местом, учитывая умышленную форму вины ответчика, а также закрепленный действующим законодательством принцип разумности и справедливости, считает возможным определить размер компенсации морального вреда в 5000 рублей.
Таким образом, исковые требования Гафиятова К.М. о взыскании с Батаева И.П. морального вреда, подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 98, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Гафиятова Канзеля Мияссаровича к Батаеву Игорю Петровичу о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Батаева Игоря Петровича (паспорт №, выдан № в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) в пользу Гафиятова Канзеля Мияссаровича в качестве денежной компенсации морального вреда 5000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Р. Азнабаева
Текст мотивированного решения изготовлен 17 января 2024 года.