24OS0000-01-2021-000116-32
Дело № 3А-285/2021
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Планета» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Планета» обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, кадастровой стоимостью 2 572 946,88 рублей, определенной по состоянию на 24.04.2013 года, принадлежащего ему на праве собственности.
По итогам независимой оценки, рыночная стоимость данного земельного участка составляет 610 444 рубля по состоянию на 24.04.2013 года.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку земельный налог за данный земельный участок рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Просит восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Административный истец в административном исковом заявлении, просил рассмотреть дело, в отсутствие его представителя.
Правительство Красноярского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Росреестра по Красноярскому краю, администрация г. Минусинска извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих по делу лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и в результате рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости (часть 3 статьи 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности данных лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 2 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (часть 11 статьи 24.18).
Судом установлено, что административный истец с 19.07.2013 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес> кадастровой стоимостью 2 572 946,88 рублей, определенной по состоянию на 24.04.2013 года, что подтверждается выписками из ЕГРН (т.1 л.д.17-19, 20).
Из отчёта об оценке выполненного оценщиком ООО «Стандарт-Эксперт» Черезовым Е.И. от 15.08.2020 года № 04/15-082020 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 24.04.2013 года, то есть на дату определения его кадастровой стоимости, составляет 610 444 рубля (т.1 л.д.26-110).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10.12.2020 года № 235 в удовлетворении заявления административного истца от 17.11.2020 года, о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № отказано (т.1 л.д.21-24).
В связи с наличием возражений Правительства Красноярского края относительно допустимости вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства по административному делу, судом по ходатайству административного ответчика назначена судебная оценочная экспертиза. На разрешение эксперта поставлены вопросы о соответствии отчета об оценке требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и в случае несоответствия, эксперту предложено определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 24.04.2013 года.
Заключением эксперта ООО «Проффинанс оценка» Симагиновой О.В. № 03-21 от 16.04.2021 года, установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета об оценке оценщиком ООО «Стандарт-Эксперт» Черезовым Е.И. от 15.08.2020 года № 04/15-082020, которые привели к уменьшению итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Одновременно экспертом по состоянию на 24.04.2013 года определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 2 410 000 рублей (т.2 л.д.2-61).
У суда нет оснований ставить под сомнение заключение эксперта Симагиновой О.В. № 03-21 от 16.04.2021 года, произведенное компетентным лицом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение. Сторонами данное заключение эксперта не оспорено.
Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (пункт 1 стати 388, пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие его действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Красноярского края, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
Таким образом, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена по состоянию на 24.04.2013 года равной его рыночной стоимости в размере 2 410 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № следует считать дату подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости– 17 ноября 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Планета» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 2 410 000 рублей, по состоянию на 24 апреля 2013 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Планета» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 17 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 20 мая 2021 года.