Дело № 2-4433/2023
50RS0048-01-2023-003077-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2023 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Кочоян Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Шереметьевской таможне о признании незаконным и подлежащим отмене решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от <дата> г. за <№ обезличен> возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, третьи лица - ФИО1, ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Шереметьевской таможне о признании незаконным и подлежащим отмене решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от <дата> г. за <№ обезличен>, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указала, что она <дата> г. является федеральным государственным гражданским служащим, в настоящее время состоит в должности главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости Шереметьевской таможни. На основании Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> г. <№ обезличен> (далее - Правила), <дата> г. истец обратилась с заявлением в Шереметьевскую таможню о принятии её на соответствующий учет. К заявлению ею были приложены все предусмотренные пунктом 6 Правил документы, подтверждающие, что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, a также, что за время прохождения федеральной государственной гражданской службы истец и члены её семьи не предпринимали действий, повлекших ухудшение наших жилищных условий. Таким образом, по мнению истца, приложенные к указанному заявлению документы однозначно подтверждали право истца на получение единовременной выплаты на основании подпункта «а» пункта 2 Правил, как лицу, которое само и члены семьи которого не располагают никакими жилыми помещениями. Однако, по результатам рассмотрения её заявления принято решение об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной субсидии, поскольку, по мнению Шереметьевской таможни, истец и члены её семьи обеспечены жилым помещением достаточной общей площади (выписка из протокола заседания подкомиссии от <дата> <№ обезличен>, приказ Шереметьевской таможни от <дата> <№ обезличен>). Указанное решение принято Шереметьевской таможней исходя из того, что истец и члены её семьи имеют постоянную регистрацию в квартире, расположенной по адресу: 125466, г. Москва, ул. Соколово-Мещерская, д. 14, кв. 213, в которой общая площадь на 1 человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет более 15 кв.м. При этом, в качестве нормативного обоснования отказа в протоколе заседания подкомиссии № 67 сделана ссылка на подпункт «б» пункта 2 Правил, в приказе от <дата> № 107 - на пункт 2 Правил в целом. Вместе с тем, ссылка Шереметьевской таможни на пункт 2 Правил (в том числе на его подпункт «б») неправомерна, поскольку данный пункт Правил не содержит положений, предусматривающих, что наличие регистрации по месту жительства в жилом помещении достаточной площади, собственником которого является третье лицо (не член семьи государственного гражданского служащего), является обстоятельством, лишающим государственного гражданского служащего права на единовременную выплату на приобретение жилого помещения. B соответствии с данным пунктом Правил государственный гражданский служащий не имеет право на получение субсидии, если он или члены его семьи имеют жилое помещение достаточной площади в собственности либо в социальном найме. В этой связи Шереметьевская таможня неправомерно учла указанную выше квартиру при расчете размера обеспеченности жилыми помещениями, поскольку истец, а также члены её семьи (муж и трое несовершеннолетних детей) не являются ее нанимателями по договору социального найма или ее собственниками. Собственником квартиры, в которой начиная с <дата> г. истец, а также члены её семьи зарегистрированы по месту жительства, является ФИО1 - сестра мужа истца - ФИО4. При этом, ФИО1 членом семьи истца не является, а истец, в свою очередь, не является членом ее семьи. Сведения о составе семьи истца имеются в отделе кадров Шереметьевской таможни. Вселение истца и её мужа в квартиру произведено ФИО1 не в качестве членов ее семьи. Жилое помещение предоставлено собственником семье истца по иным основаниям - для безвозмездного пользования на основании устного соглашения. Место жительства детей определено с учетом места регистрации истца и регистрации супруга. В указанной квартире ФИО1 никогда совместно с истцом и (или) членами её семьи не проживала, какая-либо забота и общие с семьей истца интересы отсутствовали и продолжают отсутствовать, распределение личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, а также ведение общего хозяйства не осуществлялось и не осуществляется. ФИО1 имеет свою отдельную семью, она со дня регистрации брака в 2015 году проживала в квартире, собственником которой является ее муж ФИО2. Более того, согласно выписке из протокола заседания подкомиссии от <дата> № <№ обезличен> Шереметьевская таможня не отрицает факт того, что ФИО1 не является членом семьи истца. С учетом всех выше указанных обстоятельств в совокупности решение Шереметьевской таможни об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, по мнению истца, является неправомерным.
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик – представитель Шереметьевской таможни в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (ШПИ <№ обезличен>), а также поставил свою личную подпись в расписке, сведений о причине неявки не представил. Ранее представил письменные возражения, которыми просил суд в удовлетворении иска отказать как заявленном необоснованно.
Третье лицо – ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (ШПИ <№ обезличен> представила в суд письменный отзыв, которым указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. На основании устного соглашения со своим братом ФИО4, она предоставила ему и его семье (жене ФИО3 и их троим несовершеннолетним детям) указанное жилое помещение временно (до получения ими своего жилья) в безвозмездное пользование. ФИО1 не считала и не считает семью брата членами своей семьи, ведение общего хозяйства, а также распределение личных неимущественных и имущественных прав не осуществляет, обязанностей не несет. Совместно с ФИО4 и его семьей в указанной квартире никогда не проживала. Третье лицо имеет свою семью. С <дата> г. (день регистрации брака) ФИО1 фактически проживает в квартире своего супруга. Также ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо – ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (ШПИ <№ обезличен>), сведений о причинах неявки в суд не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему:
Как усматривается из материалов дела, решением Химкинского городского суда Московской области от <дата> г., вступившим в законную силу <дата> г., по гражданскому делу № 2-5232/2022, иск ФИО3 к Шереметьевской таможне о признании незаконным и подлежащим отмене решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от <дата> г. за <данные изъяты>, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, оставлен без удовлетворения.
Судом при рассмотрении указанного дела установлено, что ФИО3 с <дата> проходит государственную гражданскую службы, состоит в должности главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости Шереметьевской таможни.
<дата> истец обратилась с заявлением о принятии ее на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Решением жилищной комиссии ответчика от <дата> № <№ обезличен> ей было отказано в признании нуждающейся в получении спорной компенсации. Отказывая в заявлении истцу, комиссия исходила из того, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи истца ФИО10 (она, супруг ФИО4, <дата> года рождения, дочь ФИО7, <дата> года рождения, сын ФИО8, <дата> года рождения, дочь ФИО9, <дата> года рождения) составляет 19,24 кв.м, (более 15 кв.м.), что превышает уровень обеспеченности при постановке на учет, в соответствии с пунктом 2б Постановления Правительства РФ № 63 от <дата> г.
При этом ответчиком учтено, что ФИО4, супругу истца, на праве собственности принадлежало жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности на указанное жилое помещение прекращено <дата>.
Также ФИО4 на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Другой жилой площади у ФИО3 и членов ее семьи по договору социального найма, а также на праве собственности не имеется.
В такой ситуации суд пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно отказано истцу в принятии на учет для получения соответствующей субсидии. При этом суд учел, что со стороны истца не указано в заявлении о принятии на учет о совершении супругом действий по отчуждению квартиры, то есть действий, намеренно ухудшающих жилищные условия. Более того, суд принял во внимание, что само по себе наличие в собственности данного помещения хотя и не исключало бы право истца на получение спорной выплаты, законодателем, тем не менее, совершение действий по ухудшению жилищных условий прямо отнесен к основанию для непринятия гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной выплаты не ранее чем по истечении 5 лет с даты совершения указанных действий.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
<дата> г. ФИО3 вновь обратилась с заявлением в Шереметьевскую таможню о принятии её на соответствующий учет.
Решением жилищной комиссии ответчика от <дата> г. за <№ обезличен> ей было вновь отказано в признании нуждающейся в получении спорной компенсации по тем же самым основаниям, что и в решении от <дата> г. за <№ обезличен> (обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи истца ФИО10 (она, супруг ФИО4, <дата> года рождения, дочь ФИО7, <дата>, сын ФИО8, <дата> года рождения, дочь ФИО9, <дата> года рождения) составляет 19,24 кв.м, (более 15 кв.м.), что превышает уровень обеспеченности при постановке на учет, в соответствии с пунктом 2б Постановления Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (ст. 52), предусмотрел в ст. 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно п. 4 этой же статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы РФ, замещающим должности государственной гражданской службы РФ не менее трех лет, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего с приложением документов, перечень которых указан в п. 6 названных Правил.
В силу п. п. 10 и 17 Правил представленные в соответствии с п. 6 настоящих Правил заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией (территориальной подкомиссией), решение которой оформляется протоколом и утверждается правовым актом федерального государственного органа либо территориального органа федерального государственного органа.
Согласно п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <№ обезличен> (далее по тексту - Правила) единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:
а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;
б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 15 кв. метров;
в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанной в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленном в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров жилого помещения при условии, что все иные жилые помещения в указанной квартире не принадлежат членам семьи гражданского служащего на праве собственности или члены семьи гражданского служащего не занимают такие жилые помещения по договору социального найма;
е) проживает в общежитии или служебном жилом помещении;
ж) проживает в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и проживающих совместно с ними совершеннолетних детей, состоящих в браке) или в жилом помещении, в котором имеются смежные неизолированные комнаты и количество проживающих семей в котором равно или превышает количество комнат, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
з) является собственником жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, при условии, что гражданский служащий проживает в данном жилом помещении и он либо члены его семьи не имеют в собственности иные жилые помещения.
Согласно п. 6 Правил принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее - комиссия) или в ее территориальную подкомиссию (при наличии такой подкомиссии, а также в случае прохождения гражданской службы в территориальном органе федерального государственного органа). В заявлении должно быть указано, что по прежним местам прохождения гражданской службы (военной службы и государственной службы иных видов, муниципальной службы) единовременная выплата (субсидия, единовременная социальная выплата, иная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, указанные в пункте 2 (1) настоящих Правил) не предоставлялась. К заявлению должны быть приложены перечисленные в Правилах документы.
П. 17 Правил установлено, что решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией (территориальной подкомиссией) не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии (территориальной подкомиссии) и утверждается правовым актом федерального государственного органа либо территориального органа федерального государственного органа.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации проживания самого собственника в жилом помещении, которое принадлежит ему на праве собственности, с иными лицами. Вместе с тем собственник может и не проживать в жилом помещении, которым он владеет на праве собственности и в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи граждане, избрав иное место жительства.
Из материалов дела следует, что квартира, где проживает ФИО3 с членами своей семьи, расположена по адресу: <адрес>
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО1, которая является родной сестрой мужа истца – ФИО4, и вселила семью своего брата в указанную квартиру <дата> г. на основании устного соглашения. Сама же, с момента регистрации брака (с <дата> г.) проживает со своей семьей в квартире своего супруга. Учитывая изложенное у суда отсутствуют правовые основания для признания истца и её семьи членами семьи собственника жилого помещения ФИО4
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Отчуждение супругом истца – ФИО4 <дата> г. принадлежащей ему на праве собственности квартиры по адресу: <адрес> не может являться основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку на момент обращения истца с повторным заявлением (<дата> г.) прошло более 5 лет, на что было указано в решении Химкинского городского суда Московской области от <дата> г.
Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у ФИО3 при отчуждении её супругом своей квартиры намерений ухудшить свои жилищные условия для дальнейшей постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Доказательств обратного ответчиком в суд не представлено и в ходе судебного разбирательства судом не добыто.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО3 за предшествующие ее повторному обращению с заявлением о постановке на учет пять лет умышленных недобросовестных действий, повлекших ухудшение ее жилищных условий, не совершала, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к Шереметьевской таможне о признании незаконным и подлежащим отмене решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от <дата> г. за <№ обезличен>, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, - удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Шереметьевской таможни по отказу в постановке на учет ФИО3 для получения единовременной субсидии для приобретения жилого помещения от <дата> г. за <№ обезличен>.
Обязать Шереметьевскую таможню принять на учет ФИО3 для получения единовременной субсидии для приобретения жилого помещения с <дата> г. на основании подпункта "а" пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <№ обезличен>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено <дата> г.
Судья: Тягай Н.Н.