Дело №...а-1238/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Федерального судьи: Платоновой Н.М.
при секретаре: Тимофеевой Е.И.
с участием представителя административного истца Могутовой Е.А.
21 февраля 2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области к судебному приставу – исполнителю Волжского городского отдела №1 УФССП по <адрес> Филипповой А.Ю. освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу – исполнителю Волжского городского отдела №1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Н., в обоснование указали, что "."..г. судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП №1 УФССП по Волгоградской области в отношении администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области возбуждено исполнительное производство №...-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области обеспечить финансирование МОУ «Средняя школа №... <адрес>» с целью выполнения санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, а именно на выполнение работ по устранению дефектов твердого покрытия на спортивно – игровой площадке на территории школы в соответствии с требованиями п.3.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», обеспечению исправным оборудованием физкультурно – спортивную зону для обеспечения выполнения программ учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с требованиями п.3.3. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В рамках указанного исполнительного производства "."..г. судебным приставом – исполнителем Волжского городского отдела №1 УФССП России по Волгоградской области Филипповой А.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Указывает на то, что для исполнения требований исполнительного документа в части финансирования МОУ СШ №... администрацией городского округа – <адрес> из средств городского бюджета выделено <...> рублей, из них в 2017 году – <...>, 0 рублей, в 2018 году – <...> рублей. Решение суда исполнено частично, в МОУ СШ №... проведены работы по ремонту твердого покрытия беговых дорожек, о чем в адрес судебных приставов ранее направлялись подтверждающие документы. Поскольку финансирование образовательного учреждения происходит в соответствии с бюджетным процессом, администрацией принимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Просит суд освободить администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю. от "."..г. по исполнительному производству №...-ИП от "."..г..
Представитель административного истца администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Могутова Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филиппова А.Ю., представитель заинтересованного лица УФССП по Волгоградской области в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Суд, выслушав позицию представителя административного истца, исследовав представленные доказательства по делу, приходит к выводу о возможности удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Одним из исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель применяет в целях понуждения должника исполнить требования исполнительного документа, является взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 названного закона).
На основании ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также - Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Исходя из ч. 1 ст. 105 названного Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 ).
В силу части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Волжского городского суда <адрес> от "."..г. по иску Главного государственного санитарного врача в <адрес>, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, <адрес>х в интересах неопределенного круга администрацию городского округа – <адрес> на администрацию городского округа – <адрес> возложена обязанность обеспечить финансирование МОУ «Средняя школа №... <адрес>» с целью выполнения санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, а именно на выполнение работ по устранению дефектов твердого покрытия на спортивно- игровой площадке на территории школы в соответствии с требованиями п.3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», обеспечению исправным оборудованием физкультурно-спортивную зону для обеспечения выполнения программ учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с требованиями п.3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании исполнительного листа №... от "."..г., выданного Волжским городским судом <адрес>, "."..г. судебным приставом-исполнителем Волжского городского отдела №1 УФССП по Волгоградской области в отношении администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. При этом должник предупрежден судебным приставом-исполнителем, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником, что не оспаривалось представителем административного истца.
В рамках исполнительного производства на требование судебного пристава – исполнителя об обеспечении финансирования МОУ «Средняя школа №... <адрес>» на выполнение работ по устранению дефектов твердого покрытия на спортивно - игровой площадке на территории школы и обеспечению исправным оборудованием физкультурно – спортивной зоны, администрацией городского округа – <адрес> сообщалось, что во исполнение судебного решения суда МОУ СШ №... из средств городского бюджета выделено <...> рублей, из них в 2017 году – <...>, 0 рублей, в 2018 году – <...> рублей. Решение суда исполнено частично, в МОУ СШ №... проведены работы по ремонту твердого покрытия беговых дорожек, о чем в адрес судебных приставов ранее направлялись подтверждающие документы. В 2019 году для окончательного исполнения решения суда планируется выделить средства городского бюджета на приведение оборудования физкультурно- спортивной зоны МОУ СШ №... в исправное состояние.
Поскольку в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником - администрацией городского округа – <адрес> требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены, "."..г. судебным приставом-исполнителем Филипповой А.Ю. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора получена должником "."..г., о чем свидетельствует отметка администрации городского округа – <адрес> с входящим номером.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом по смыслу п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Как пояснила в судебном заседании представитель административного истца, из средств городского бюджета выделено <...> рублей, заключены соглашения о предоставлении субсидий, согласно которым в 2017 году выделено – <...>, 0 рублей, в 2018 году выделено – <...> рублей. "."..г. между МОУ СШ №... <адрес> и ООО «СпецСтройМонтаж» заключен договор №... на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия спортивных сооружений, стоимость которых согласно справки о стоимости выполненных работ и затрат составила 999 999, 00 рублей. Кроме того, "."..г. между МОУ СШ №... <адрес> и ООО «СпецСтройМонтаж» заключен договор №... на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия беговой дорожки, стоимость которых согласно справки о стоимости выполненных работ и затрат составила <...> рублей. В настоящее время работы по указанным договорам исполнены, в связи с чем, администрацией принимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Указанные обстоятельства также подтверждаются копией исполнительного производства, из которой следует, что решение суда в части выполнения работ по ремонту асфальтобетонного покрытия беговой дорожки, исполнено, в связи с чем "."..г. административным истцом в адрес судебного пристава – исполнителя направлено заявление об окончании исполнительного производства.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, частичного исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что администрация городского округа – <адрес> не уклоняется от исполнения решения суда, в предоставленный срок исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, а именно поэтапного финансирования образовательного учреждения, при этом, должником предпринимаются меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Отсутствие финансирования не свидетельствует о виновности действий администрации городского округа – город Волжский.
Таким образом, суд полагает заявленные администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области требования об освобождении от исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Администрации городского округа – <адрес> к судебному приставу – исполнителю Волжского городского отдела №... УФССП по <адрес> Филипповой А.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить Администрацию городского округа – <адрес> от взыскания исполнительского сбора в соответствии с постановлением судебного пристава - исполнителя Волжского городского отдела №... УФССП по <адрес> Филипповой А.Ю. от "."..г. по исполнительному производству №...-ИП от "."..г..
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение месяца.
Судья: подпись.
Справка: мотивированное решение суда составлено "."..г..
Судья: подпись.