Решение по делу № 2а-950/2020 от 13.11.2020

Дело № 2а-950/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южноуральск                          29 декабря 2020 года

    Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Реутовой И.М.,

при секретаре Лебедевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к Пономареву О. А. о взыскании недоимки и пени по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Пономареву О.А. о взыскании недоимки по налогам, пени.

В обоснование исковых требований указано, что Пономарев О.А. является налогоплательщиком. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налогов, пени, а также требование налогового органа об их уплате.

Просило взыскать с Пономарева О.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 2 892 рубля, пени в размере 14 рублей 67 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя истца, о чем указал в исковом заявлении.

Административный ответчик Пономарев О.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Такая обязанность на налоговые органы возложена в отношении физических лиц применительно к исчислению транспортного налога (пункт 1 статьи 362 НК РФ).

Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Объектами налогообложения являются, в том числе и автомобили. Налоговым периодом является календарный год (глава 28 НК РФ).

Транспортный налог на территории Челябинской области установлен и введен Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-30 «О транспортном налоге». Этим законом установлены ставки названного налога.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом статей 359, 361, 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ст. 2 Закона Челябинской области от 28.11.2002 № 114-30 «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Достоверно установлено, что по сведениям налогового органа, ответчик в 2015 году являлся собственником транспортных средств: автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , в связи с чем, являлся плательщиком транспортного налога.

В порядке, предусмотренном ст. 52 НК РФ, налоговым органом для исполнения обязанности по уплате налогов в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налога за 2015 год, в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму транспортного налога в отношении указанного транспортного средства в размере 2 892 рубля, сумму земельного налога в размере 479 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком в установленный срок оплата налога не произведена.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 2 892 рубля, пени в размере 19 рублей 28 копеек.

Задолженность по налогу ответчиком полностью не оплачена.

На сегодняшний день согласно расчетам, представленным административным истцом, недоимка по транспортному налогу за 2015 год составляет 2 892 рубля, пени составляют 14 рублей 67 копеек.

В силу ч. 1. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Ответчику было направлено требование об уплате налога, срок исполнения требования установлен 24 января 2017 года.

Сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей.

Таким образом, право на обращение в суд у налогового органа для взыскания транспортного налога за 2015 год истекло 24 июля 2020 года (24 января 2017 года плюс 3 года 6 месяцев). Однако налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании суммы долга по налогу – 11 ноября 2020 года, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам налоговым органом не подавалось, то есть срок обращения в суд пропущен.

Таким образом, с исковым заявлением для взыскания транспортного налога и пени налоговая инспекция обратилась в суд за пределами предусмотренного кодексом шестимесячного срока обращения в суд, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса РФ. Доказательств уважительности причины пропуска срока для обращения в суд представителем административного истца не предоставлено.

Ни одной уважительной причины пропуска такого срока налоговым органом не указано, ни одного доказательства уважительности пропуска срока суду не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для его восстановления.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу изложенных обстоятельств, заявление административного истца о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением не подлежит удовлетворению.

Поскольку срок подачи административного искового заявления налоговым органом пропущен без уважительных причин, в его восстановлении отказано, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области в удовлетворении исковых требований к Пономареву О. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 2 892 рубля, пени в размере 14 рублей 67 копеек, на общую сумму 2 906 рублей 67 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Южноуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий          подпись И.М. Реутова

Копия верна:

Судья И.М. Реутова

Подлинник решения подшит в административное дело № 2а-950/2020,

УИД: 74RS0045-01-2020-001383-24, которое находится

в производстве Южноуральского городского суда Челябинской области.

2а-950/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области
Ответчики
Пономарев Олег Александрович
Суд
Южноуральский городской суд Челябинской области
Судья
Реутова И.М.
Дело на странице суда
uurals.chel.sudrf.ru
13.11.2020Регистрация административного искового заявления
13.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2021Дело оформлено
17.02.2021Дело передано в архив
29.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее