Дело № 2а-5538/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 31 мая 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску Автономного учреждения «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева Суорун Омоллоона» к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения г. Якутска» о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Автономное учреждение «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева Суорун Омоллоона» обратилось в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения г. Якутска» о признании решений незаконными, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указано, что ____ 2018 года административным ответчиком приняты решения № и № о сохранении среднего месячного заработка за Н. за ___ месяцы со дня увольнения, 03 апреля 2018 года ответчиком приняты решения №№ 674, 675, 676 о сохранении за Н. среднего месячного заработка за ___ месяцы со дня увольнения. Административный истец считает указанные решения незаконным, поскольку вступившим в законную силу решением суда решение административного ответчика от ____ 2017 года о сохранении за Н. . среднего месячного заработка за ___ месяц со дня увольнения было признано незаконным, кроме того, ответчик действовал на основании приказа Государственного комитета РС(Я) по занятости населения от 05.02.2018 №ОД-39 «Об утверждении Порядка принятия государственными казенными учреждениями Республики Саха (Якутия) «Центра занятости населения» решения о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации», между тем, указанный приказ является незаконным, противоречащим положениям ч. 2 ст. 318 ТК РФ. Протокол ответчика об отмене ранее принятых решений № и № также является незаконным. Просит признать незаконными и отменить решения ответчика № от ____ 2018 года, № от ____ 2018 года о сохранении за Н. среднего месячного заработка, взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Фадеева А.Р. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что приказ Государственного комитета РС(Я) от ____.2018 в данном случае не подлежал применению, поскольку не имеет обратной силы, вступил в законную силу в ___ 2018 года, а Н. была уволена ____ 2017 года, таким образом, приказ не может распространяться на отношения, возникшие до вступления его в законную силу. Просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Ефимова И.А. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что оспариваемые решения были приняты в соответствии с приказом Государственного комитета РС(Я) по занятости населения от 05.02.2018 №ОД-39 «Об утверждении Порядка принятия государственными казенными учреждениями Республики Саха (Якутия) «Центра занятости населения» решения о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации», имелись исключительные обстоятельства, поскольку Н. является пенсионеркой, имеет заболевание, подразумевающее расходы на лечение. Просит в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо Н. ., надлежащим образом извещенная судом по адресу места жительства, что подтверждается телеграфным уведомлением, не явилась. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав пояснения лиц, явившихся на судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административный иск об оспаривании действий (бездействие) должностного лица подлежит удовлетворению при совокупности следующих условий: доказанность факта нарушения права истца оспариваемым действием (бездействием) и несоответствие действия или решения требованиям закона.
Как видно из материалов дела, Н. . состояла в трудовых правоотношениях с АУ «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева Суорун Омоллоона» в должности заместителя главного бухгалтера.
Приказом от ____ 2017г. Н. уволена по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Оспариваемыми решениями ГКУ РС (Я) «Центр занятости населения г. Якутска» от ____ 2018 года № за Н. . сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства в течение ___ месяца со дня увольнения.
Протоколом заседания комиссии ГКУ РС(Я) «Центр занятости населения города Якутска» по рассмотрению оснований для выдачи (либо отказе в выдаче) решения о сохранении среднего месячного заработка по последнему месту работы от ____ 2018 года указанные решения отменены.
Решениями ГКУ РС(Я) «Центр занятости населения города Якутска» от ____ 2018 года № за Н. сохранен средний месячный заработок на период трудоустройства в течение ___ месяца со дня увольнения.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй статьи 318 Кодекса, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда РС(Я) от ____ 2018 года решение ГКУ РС(Я) «Центр занятости населения г. Якутска» от ____ 2017 года № о сохранении за Н. . среднего месячного заработка в течение ___ месяца со дня увольнения признано незаконным и отменено. При этом судом установлено, что доказательств наличия исключительного случая для сохранения заработной платы за ___ месяц на период трудоустройства не представлено, наличие хронического заболевания, кредитных обязательств и пенсионный возраст Н. к исключительным обстоятельствам не относится. Таким образом, у органа занятости не имелось законных оснований к принятию решения о праве Н. на получение среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку спорные правоотношения возникли до вступления в законную силу приказа Государственного комитета РС(Я) по занятости населения от 05.02.2018 №ОД-39 «Об утверждении Порядка принятия государственными казенными учреждениями Республики Саха (Якутия) «Центра занятости населения» решения о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации», на основании которого административным ответчиком были приняты оспариваемые решения, указанный приказ не подлежал применению, ссылки административного ответчика на указанный приказ являются несостоятельными.
Таким образом, учитывая вышеизложенные положения закона, а также наличие вступившего в законную силу решения суда, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика не имелось законных оснований для принятия оспариваемых решений о праве Н. . на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения от ____ 2018 года № не могут быть признаны законными, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку оспариваемые решения от ____ 2018 года № были отменены административным ответчиком ____ 2018 года, в этой части производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Автономного учреждения «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева Суорун Омоллоона» к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения г. Якутска» удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения г. Якутска» от ____ 2018 года № о сохранении средней месячной заработной платы за ___ месяцы со дня увольнения за Н. .
В части оспаривания решений административного ответчика от ____ 2018 года № производство прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Кочкина