Дело № 3а-844/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 августа 2021 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Леновской К.И.,
с участием административного истца Коняева А.В.,
представителя административного истца Костаревой Е.Ф.,
представителя административного ответчика Агафоновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коняева Александра Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в виде установления кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Коняев А.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в виде установления кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельных участков, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, влечет увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога.
Административный истец Коняев А.В., представитель административного истца Костарева Е.Ф. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении. Полагают, что поскольку в 2020 году обращались в Комиссию по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», то имеют право на обращение в суд с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в указанном порядке.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Агафонова Т.А. в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований. Указала, что на территории Пермского края с 1 января 2021 года действует новый порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, что исключает возможность рассмотрения заявленных требований истца в порядке указанном в уточненном административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что иные доказательства представлять не намерены, проведение повторной экспертизы не заявляют.
Заслушав пояснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав доводы административного искового заявления, письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельных участков (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельных участков кадастровая стоимость этих земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Коняев А.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами **:84, **:85.
Административный истец, являясь собственником указанных земельных участков, вправе поставить вопрос об оспаривании их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость оспариваемых земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» по состоянию на 01 января 2019 года и составляет 21 809 378,37 рублей для земельного участка с кадастровым номером **:84 и 7 466 246,25 рублей для земельного участка с кадастровым номером **:85.Административным истцом представлен в суд отчет от 16 декабря 2020 года № 568.1 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный оценщиком П.
В соответствии с отчетом об оценке, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **:84 и **:85, по состоянию на 1 января 2019 года составляет соответственно 7 065 058 рублей и 2 712 809 рублей.
Экспертным заключением № Э627/1-21, полученным в результате проведения судебной оценочной экспертизы по ходатайству административного истца, подтверждено, что отчет об оценке от 16 декабря 2020 года № 568.1 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, недостатки и неточности, которые могли бы повлиять на стоимость объектов оценки, не выявлены.
Таким образом, суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, доказательства обратного материалы дела не содержат.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости объектов или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено.
Административным ответчиком не выражено несогласие с экспертным заключением, не указано на наличие недостатков отчета, которые могли бы повлиять на итоговые результаты рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости. Доказательств, опровергающих рыночную стоимость объектов недвижимости, заявленную в иске, сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено.
С учетом изложенного, заявленное требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельных участков следует установить равной их рыночной стоимости на основании представленного отчета об оценке.
Заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 29 декабря 2020 года, приведенная дата подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Доводы стороны административного ответчика о невозможности рассмотрения заявленных требований в виду того, что на территории Пермского края с 1 января 2021 года применяется порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» опровергаются документально подтвержденными данными о том, что Коняев А.В. в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ обращался в Комиссию 29 декабря 2020 года, то есть, до даты определенной постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года № 973-п «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости», в связи с чем рассмотрение заявления административного истца должно осуществляться в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Кроме того, приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности от 20 января 2021 года № 31-02-1-4-33 признан утратившим силу ранее действовавший приказ Министерства «Об утверждении Порядка создания и состава комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Пермского края».
Таким образом, вопреки доводам стороны административного ответчика, оспаривание решений Комиссии от 14 января 2021 года не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца, поскольку с 20 января 2021 года свою деятельность Комиссия не осуществляет, в связи с чем отсутствует объективная возможность направления в адрес Комиссии для повторного рассмотрения заявления Коняева А.В. об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, в том числе и в случае удовлетворения требований о признании Решения комиссии незаконным.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Коняева Александра Владимировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **:84, общей площадью 49097 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 7 065 058 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **:85, общей площадью 17688 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 712 809 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 27 августа 2021 года.
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья /подпись/