Судья – Боровкова Л.В. Дело № 33а-8337/2021 А-187а
24RS0012-01-2020-000993-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2021 годаСудебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Малякина А.В.,
судей – Данцевой Т.Н., Шавриной А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Варовой С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.,
административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Красноярскому краю к Васильеву Дмитрию Александровичу о взыскании страховых взносов, пени
по апелляционной жалобе Васильева Д.А..
на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2021 года, которым постановлено:
«Административный иск Межрайонной ИФНС России № 22 по Красноярскому краю к Васильеву Дмитрию Александровичу о взыскании страховых взносов, пени за неуплату удовлетворить.
Взыскать с Васильева Дмитрия Александровича, №, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>»:
- страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за 2020 год в сумме 2808,67 руб. Код бюджетной классификации: 18210202103081013160, р/с 40101810600000010001, БИК 040407001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04709000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю), ИНН/ КПП 2464070001/246401001;
- пени за неуплату страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за период с 16.05.2020 по 24.05.2020 в сумме 4,63 руб. Код бюджетной классификации: 18210202103081013160, р/с 40101810600000010001, БИК 040407001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04709000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю), ИНН/ КПП 2464070001/246401001;
- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в сумме 10816,00 руб. Код бюджетной классификации: 18210202140061110160, р/с 40101810600000010001, БИК 040407001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04709000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю), ИНН/ КПП 2464070001/246401001;
- пени за неуплату страховых взносов на ОПС в фиксированном размере в ПФРФ выплату страховой пенсии за период с 16.05.2020 по 24.05.2020 в размере 17.85 руб. Код бюджетной классификации: 18210202140062110160, р/с 40101810600000010001, БИК 04709000 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярска, код ОКТМО 04701000. Получатель: Управление Федерального казначейства (Межрайонная ИФНС России № 22 по Красноярскому краю), ИНН/ КПП 2464070001/246401001.
Взыскать с Васильева Дмитрия Александровича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 545 (пятисот сорока пяти) рублей 90 копеек».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (далее – МИФНС) России № 22 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Васильеву Д.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 10 816 рублей, пени за период с 16 мая 2020 года по 24 мая 2020 года – 17 рублей 85 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2020 год - 2808 рублей 67 копеек, пени за период с 16 мая 2020 года по 24 мая 2020 года – 4 рублей 63 копеек.
В обоснование своих требований сослалась на то, что Васильев Д.А. с 17 июля 2008 года по 30 апреля 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а следовательно, являлся плательщиком страховых взносов. Однако обязанность по внесению таковых он надлежащим образом не исполняет, вследствие чего образовалась указанная задолженность, с учетом штрафных санкций.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В своей апелляционной жалобе (с учетом дополнений) Васильев Д.А. ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая в рамках аргументации своей позиции на то, что налоговым органом не был соблюдён досудебный порядок взыскания обязательных платежей. Так, требование об уплате страховых взносов, в том числе до даты подачи заявления о выдаче судебного приказа, ему не направлялось, представленный скриншот в качестве надлежащего доказательства принят быть не может.
От представителя МИФНС № 22 России по Красноярскому краю - Трембач Е.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых она выражает несогласие с приведенными административным ответчиком доводами, полагает их несостоятельными.
Одновременно ею заявлено ходатайство о проведении судебного разбирательства без нее. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Васильева Д.А., настаивавшего на своей позиции, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Пунктом вторым статьи 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
По общему правилу исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период обозначенными плательщиками, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 432 НК РФ). При этом суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. Данные полномочия предоставлены налоговым органам с 1 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, под которым понимается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждаются исследованными доказательствами и материалами дела, из которых видно, что с 17 июля 2008 года по 30 апреля 2020 года Васильев Д.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а соответственно являлся плательщиком страховых взносов. Вместе с тем за отчетный период – с 1 января 2020 года по 30 апреля 2020 года - внесение указанных платежей им в установленный законом произведено не было, вследствие чего налоговый орган, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, произвел начисление причитающихся к оплате сумм с последующим направлением административному ответчику налогового требования от 25 мая 2020 года № 14938 (л.д. 9) через информационный ресурс «Личный кабинет налогоплательщика».
Возможность использования подобного способа оповещения лица о наличии у него задолженности по налогам и страховым взносам предусмотрена ст. 31 НК РФ, При этом дополнительно оговорено, что в случае направления документа через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в указанном кабинете.
Выгрузка обозначенного документа в информационный ресурс, вопреки доводам апелляционной жалобы, состоялась 25 мая 2020 года, что подтверждается скриншотом раздела «Список требований об уплате» (л.д. 11, 111), и соответственно документ считает полученным Васильевым Д.А. 26 мая 2020 года.
Ссылка последнего в подтверждение своей позиции на указанную в правом нижнем углу дату – 23 сентября 2020 года – не может быть принята. Указанное число расположено на панели управления компьютера и обозначает дату, когда сотрудником налогового органа был сделан скриншот требования в целях сбора документа для приобщения к административному исковому заявлению о взыскании недоимки.
Таким образом, Васильев Д.А., имея личный кабинет налогоплательщика (данное обстоятельство он не отрицал в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции), мог ознакомиться с требованием об уплате страховых взносов. Тот факт, что, по утверждению административного ответчика, все необходимые операции на данном информационном ресурсе совершал его бухгалтер, не снимает с самого индивидуального предпринимателя обязанность по просмотру поступивших сообщений и не освобождает от наступления неблагоприятных последствий ввиду неисполнения таковой.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора налоговым органом был соблюден, а доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.
Непринятие Васильевым Д.А. мер к погашению задолженности послужило поводом для обращения в порядке ст. 48 НК РФ к мировому судье судебного участка № 20 в г. Дивногорске Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени. Таковой был постановлен 4 августа 2020 года, но 25 августа 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения (л.д. 21). Далее МИФНС России № 22 по Красноярскому краю в рамках шестимесячного срока предъявила настоящий иск в Дивногорский городской суд Красноярского края.
Оценивая применительно к изложенному фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что порядок предъявления требований о взыскании обязательных платежей, предусмотренный ст. 48 НК РФ, соблюден, а факт неисполнения ответчиком обязанностей налогоплательщика нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Васильева Д.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за 2020 год, а также пени, начисленной на суммы образовавшейся задолженности за период с 16 мая 2020 года по 24 мая 2020 года.
Размер предъявленных ко взысканию сумм взносов определен верно, с учетом фиксированных ставок, обозначенных в ч. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Не вызывает сомнений в правильности и методика исчисления штрафных санкций, выполненная с учетом сумм основного долга, количества дней допущенной просрочки и действовавшей ставки рефинансирования.
Решение суда принято на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с положениями норм материального и процессуального права, а потому является законным и обоснованным, а жалоба – не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева Д.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи: