Дело №
УИД №RS0№-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 г. п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В., при секретаре Кузнецовой Т.А.,
с участием истцов ФИО2, ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 к администрации сельского поселения «Гаурское», администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получении выплаты на приобретение жилого помещения утраченного в связи с чрезвычайной ситуации, обязании включения в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее, жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен истцу ФИО2 в связи с работой в совхозе «Гаурский» в ДД.ММ.ГГГГ. Каких либо документов на дом и документов о вселении не сохранилось в результате пожара, произошедшего в совхозе. До настоящего времени истцы проживают в квартире, оплачивают коммунальные услуги, имеют регистрацию по указанному адресу. В 2021 году указанный дом оказался в зоне подтопления, согласно заключении комиссии, квартира признана непригодной для проживания и подлежащей сносу. Как следует из уведомления администрации муниципального района «Чернышевский район» истцам отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году по муниципальному району «Чернышевский район», по мотиву отсутствия права собственности и иных правоустанавливающих документов. Данная квартира является для истцов единственной для проживания. Просят установить факт постоянного проживания, признать за ними право на получение социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на приобретение иного жилого помещения взамен утраченного жилого помещения. Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить ФИО9 в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края, в целях получения выплаты на приобретение жилого помещения.
Истцы ФИО2 и ФИО1 иск поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Истцы ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не прибыли, предоставили суду заявление о поддержании заявленных требований и о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Гаурское» - и.о. главы сельского поселения Тычкова М.А. в судебное заседание прибыла, возражений против заявленных требований не имеет, обстоятельства изложенные истцами в обоснование заявленных требований подтверждает.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Чернышевский район» Кожина Н.Ю., действующая на основании доверенности, пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных требований истца.
Представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, в судебное заседание не прибыл, надлежащим образом извещен о дате времени и месте судебного заседания.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
При этом согласно п.8 Правил Условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 4 настоящих Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями) нанимателями по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о расторжении договора социального найма такого жилого помещения и об освобождении указанного жилого помещения.
Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в их числе указаны несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил; непредставление документов, указанных в п.19, 20 Правил.
Согласно п.28 Правил размер выплаты на приобретение или строительство жилых помещений рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения: для одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; на семью из 2 человек - 42 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края, направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 №358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 №367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, истцы действительно проживают по адресу: <адрес>. Истец ФИО2 зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, а также их сыновья.
Обстоятельства работы в <данные изъяты><данные изъяты>» ФИО2, подтверждаются записями в трудовой книжке, согласно которой в совхоз он был принят в ДД.ММ.ГГГГ году и продолжал там работать до момента ликвидации <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году, что также подтверждается Архивной справкой № № от ДД.ММ.ГГГГ Представитель администрации СП «Гаурское» в судебном заседании подтвердила, что ФИО9, проживают в доме по адресу: <адрес>, который ранее относился к <данные изъяты>. После ликвидации <данные изъяты>, жилой фонд в ведение администрации села не передавался. Согласно данным похозяйственной книги представленным в материалы дела, за период ДД.ММ.ГГГГ. семья ФИО9 проживала по адресу: <адрес>, обрабатывала приусадебный участок и содержала подсобное хозяйство.
Указанные обстоятельства дают основание суду полагать о законности вселения семьи ФИО9 в жилое помещение по адресу: <адрес>, законность их вселения никем не была оспорена. Принимая во внимание, что совхозы на территории РСФСР являлись государственными предприятиями и при их ликвидации в 1991 году, должен был быть разрешен вопрос о принадлежности жилого фонда. Фактически истцы проживают в жилом помещении которое в рамках современного законодательства относиться к муниципальному жилому фонду. Таким образом, у истцов и администрации СП «Гаурское» сложились отношения социального найма. Не урегулированность данного вопроса, как то отсутствие письменного договора социального найма, не может ограничивать права граждан на проживание и пользование жилым помещением и иными правами, вытекающими из отношений договора социального найма.
Согласно заключению ООО Агентство «Оценка+» № техническое состояние дома, расположенного по адресу: <адрес> оценивается как аварийное.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 48,2 кв.м., признан аварийным и не пригодным для проживания.
При таких обстоятельствах, оценив доводы истцов, изложенные в исковом заявлении, вышеизложенные представленные доказательства, в том числе заключение экспертов о техническом состоянии жилого дома, которым жилое помещение истцов признано аварийным, и соответственно непригодным для проживания, суд приходит к выводу, что жилое помещение истцов было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с паводковыми явлениями в 2021 году по муниципальному району «Чернышевский район» и являлось для них единственным. Согласно выпискам из ЕГРН, истцы не имеют иных жилых помещений на праве собственности.
Поскольку истцы проживают в <адрес> на основании отношений социального найма жилого помещения с 1979 года, имеют регистрацию по данному адресу, прихожу к выводу о соответствии истцов ФИО9 требованиям пп.1 п.4 Правил и имеющими право на получение мер социальной поддержки граждан, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В связи с изложенным требования истцов о признании за ними права на выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, и выделении денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного, подлежат удовлетворению.
Разрешая требования об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Согласно выпискам из ЕГРН, истцы не имеют иных жилых помещений на праве собственности. Единственное жилое помещение, в котором они проживали, не пригодно для проживания и несет угрозу жизни и здоровью лиц в нем находящихся. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о необходимости незамедлительного решения жилищной проблемы и как следствие обращение решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>а <адрес>, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а, <адрес>, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а, <адрес>, по адресу: <адрес>, на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Признать за ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 право на получение социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на приобретение иного жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края, в целях получения выплаты на приобретение жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края предоставить ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 выплату на приобретение жилого помещения из расчета общей площади утраченного помещения 48,2 кв.м.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца, путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.
Судья: А.В. Мусихин
Решение в окончательной форме изготовлено: 20.12.2021 года.