Решение по делу № 2-601/2022 от 04.03.2022

УИД 11RS0010-01-2022-000535-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г. Сыктывкар Республики Коми

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми

в составе судьи Петровой М.В.

при секретаре Баталовой В.Р.,

с участием представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми по доверенности Шибаева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-601/2022 по иску Коробейниковой Натальи Леонидовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми о взыскании выплат, связанных с увольнением по сокращению замещаемой должности, компенсации морального вреда,

установил:

Коробейникова Н.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к МИФНС № 5 по Республике Коми о взыскании выплат, связанных с увольнением по сокращению замещаемой должности в размере двухмесячного денежного содержания за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению центра занятости населения г. Сыктывкара в размере 46233 руб., компенсации морального вреда в размере 10000 руб. В обоснование иска указала, что приказом от **.**.** №... принята на работу в налоговую инспекцию по Эжвинскому району г. Сыктывкара на должность ..., последняя занимаемая истцом должность в МИФНС № 5 с **.**.** на основании приказа от **.**.** №....... Приказом Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми от **.**.** №... «О расторжении служебного контракта с гражданским служащим» Коробейникова Н.Л. уволена с гражданской службы **.**.** в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ. После увольнения узнала, что при расчете суммы ежемесячного денежного содержания, использованной для расчета отпускных, начисленных за период с **.**.** по **.**.**, а также компенсаций, выплаченных при увольнении (компенсация за неиспользованный отпуск и компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в связи с сокращением должности), а также компенсация денежного содержания в связи с сокращением должности за пятый и шестой месяцы по решению Центра занятости населения г.Сыктывкара ответчиком не включены начисления в виде материального стимулирования, чем нарушены ее права.

В судебное заседание истец Коробейникова Н.Л. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС № 5 по РК по доверенности Шибаев А.В. в судебном заседании поддержал представленные письменные возражения на иск, верность арифметического расчета задолженности, представленного истицей, не оспаривал, полагал завышенным заявленный размер компенсации морального вреда.

Представитель третьего лица - Управления ФНС по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы данного дела, дела Эжвинского районного суда г.Сыктывкара №..., суд приходит к следующему.

Решением Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от **.**.** по делу №... с Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми в пользу Коробейниковой Н.Л. взыскана, в том числе недоплаченная компенсация при увольнении по сокращению в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 92 466 руб. Решение не обжаловано, вступило в законную силу **.**.**.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Из представленных материалов дела следует, что приказом от **.**.** №... Коробейникова Н.Л. принята на работу в налоговую инспекцию по Эжвинскому району г. Сыктывкара на должность ..., последняя занимаемая истцом должность в МИФНС № 5 с **.**.** на основании приказа от **.**.** №.......

Приказом Межрайонной ИФНС России № 5 по РК от **.**.** №... «О расторжении служебного контракта с гражданским служащим» Коробейникова Н.Л. уволена с гражданской службы **.**.** в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, и отказом гражданского служащего от предложенных для замещения иных должностей гражданской службы. Согласно указанному приказу истцу подлежали выплате денежная компенсация за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 32 дней, а также четырехмесячное денежное содержание.

На основании данного приказа истцу произведены выплаты при увольнении в виде компенсации за неиспользованный отпуск в размере 36231,36 руб., четырехмесячное денежное содержание в связи с сокращением должностей гражданской службы в размере 140265,16 руб.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком **.**.** был заключен служебный контракт №..., в разделе IV которого гражданскому служащему установлено денежное содержание и его составляющие. Так, согласно пункту 9 в состав денежного содержания входит: ....

В соответствии приказом от **.**.** №... «О назначении и перемещении работников МИФНС России № 5 по РК» с **.**.** Коробейникова Н.Л. переведена на должность федеральной государственной гражданской службы ... - месячный оклад установлен в размере ... руб., - ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере ...% этого оклада, - ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада.

Дополнительным соглашением от **.**.** №... к Служебному контракту от **.**.** №... пункт 9 служебного контракта изложен в следующей редакции: денежное содержание состоит из – ...

Приказами Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Коми от **.**.** №... от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., от **.**.** №..., изданными в соответствии с приказами и во исполнение писем УФНС России по Республике Коми о материальном стимулировании федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России по Республике Коми сверх установленного фонда оплаты труда были приняты решения об установлении размеров и выплате государственным гражданским служащим инспекции сумм материального стимулирования.

Как следует из представленного стороной ответчика отзыва, при расчете компенсации денежного содержания за пятый и шестой месяц при увольнении ИФНС не учитывались средства материального стимулирования, выплаченные в соответствии с вышеназванными приказами МИФНС России № 5 по Республике Коми за период с **.**.** по **.**.**, поскольку материальное стимулирование является самостоятельным видом выплат и не входит в состав денежного содержания государственного служащего органов Федеральной налоговой службы.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В силу ч.5 данной статьи к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 той же статьи предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта «б» пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

Так, Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.

Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Пунктом 8 названного Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 установлено: если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.

В свою очередь, в пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.

Как следует из представленного ответчиком отзыва, выплаченные истцу средства материального стимулирования не являются одним из видов выплат в составе денежного содержания гражданского служащего, закрытый перечень которых содержится в пункте 2 Правил № 562.

Вместе с тем, положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с ч.3 ст. 51 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 ст.51 порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные Коробейниковой Н.Л. в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты оплачиваемого отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих регламентирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Ссылка ответчика в возражениях на Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, является ошибочной, поскольку данный Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008-2012 годах и в 2013 году.

В силу пункта 2 названного Постановления Правительства РФ № 611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007-2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.

Расчет Коробейниковой Н.Л. составлен в соответствии положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, в связи с чем с учетом выплаченных сумм доплате подлежит компенсация в связи с сокращением должности в размере двухмесячного денежного содержания за пятый и шестой месяц при увольнении в сумме 46 233 руб.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из положений п.63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает период неполной выплаты заработной платы, в течение данного периода Коробейникова Н.Л. не могла распорядиться причитающейся ей заработной платой в полном объеме, чем причинены нравственные страдания, в связи с чем считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., поскольку сам факт нарушения неправомерными действиями работодателя имущественных прав работника (невыплаты своевременно и в полном объеме заработной платы) является основанием для удовлетворения его требования о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Коробейниковой Натальи Леонидовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми в пользу Коробейниковой Натальи Леонидовны компенсацию в связи с сокращением должности за пятый и шестой месяц при увольнении в сумме 46 233 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., всего 49 233 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми.

Решение в окончательной форме изготовлено **.**.**.

Судья М.В. Петрова

2-601/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коробейникова Наталья Леонидовна
Ответчики
Межрайонная ИФНС №5 по Республике Коми
Другие
УФНС России по Республике Коми
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Петрова Мария Васильевна
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
04.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2022Передача материалов судье
09.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
12.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022Дело оформлено
11.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее