Судья Борисова Е.А. Дело № 33а-12637/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова Д.А., Сивохина Д.А.,
при секретаре – Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овсянкина К.В. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 14 июля 2016 года, которым постановлено:
«Признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара № 259 от 25.03.2016 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 59,00 кв.м.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара рассмотреть заявление Овсянкина К.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 59,00 кв.м..».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Овсянкина К.В. – Бережной Н.М. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овсянкин К.В. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли-продажи от 17.07.2013 Овсянкин К.В. является собственником части жилого дома, общей площадью 19,30 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> 25.12.2015 Овсянкин К.В. обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату, без проведения торгов, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 59,00 кв.м. в собственность. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 25.03.2016 № 259 Овсянкину К.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что часть испрашиваемого земельного участка отнесена к территории общего пользования. Овсянкин К.В. считает отказ незаконным, свои права нарушенными, поскольку как собственник жилого помещения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, имеет исключительное право на его приобретение в собственность. По мнению административного истца, нахождение части земельного участка в красных линиях само по себе не свидетельствует об отсутствии права на приобретение такого земельного участка в собственность.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Овсянкин К.В. просил суд признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара № 259 от 25.03.2016 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 59,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> занимаемого частью индивидуального жилого дома, и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара продолжить работу по его заявлению о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент управления имуществом г.о. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
Представитель Овсянкина К.В. – Бережная Н.М. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Департамента управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 ст.11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно подпункту 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов» основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Из материалов дела следует, что 25.12.2015 Овсянкин К.В. обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату, без проведения торгов, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 59,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого частью индивидуального жилого дома.
Распоряжением руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 25.03.2016 № 259 Овсянкину К.В. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату, без проведения торгов, земельного участка, на основании п.п.1 п.8 ст.39.15, п.п. 3 п.16 ст.11.10, пункты 4, 6 ст.11.9 ЗК РФ, подпункт 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».
Основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка явилось поступление из Департамента градостроительства г.о. Самара информации о том, что часть испрашиваемого земельного участка отнесена к территории общего пользования.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Так, статьей 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В обеспечение реализации указанного выше принципа земельного законодательства пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, подтверждено представленными в дело документами, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке расположена принадлежащая Овсянкину К.В. часть жилого дома. Согласно техническому паспорту от 04.09.2012 указанное жилое помещение 1938 года постройки.
Таким образом, приведенная в заключении Департамента градостроительства г.о. Самара от 12.02.2016 № 38-Д05-01-01/1184 информация, на которой основан обжалуемый отказ о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, не проверена, в силу чего распоряжение об отказе является необоснованным.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения административного иска Овсянкина К.В., ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельным участком, на котором расположен жилой дом Овсянкина К.В., беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, опровергаются материалами дела.
Согласно п.11 ст.1 ГрК РФ красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий (ч.3 ст. 42 ГрК РФ).
В соответствии ст.46 ГрК РФ решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
Проект планировки территории, а значит и красные линии как его составная часть, для территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не принимался.
В силу ч.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Доказательств того, что испрашиваемым земельным участком, пользуется неограниченный круг лиц, не представлено.
Кроме того, сведений о том, к какой разновидности территории общего пользования относится часть испрашиваемого земельного участка и какими объектами общего пользования она занята, оспариваемое решение не содержит. ДУИ г.о.Самара данные обстоятельства не установлены.
Ссылки Департамента управления имуществом г.о.Самара на невозможность возобновления работы по заявлению Овсянкина К.В. основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –