Дело №2-111/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Дзюба В.Г., с участием
представителя истца Министерства обороны Российской Федерации – Рубцовой Т.В., действующей на основании доверенности № выданной заместителем директора Правового департамента МО РФ 31.05.2019 сроком по 27.11.2020, удостоверенной нотариусом г. Москвы ФИО4, зарег. в реестре нотариуса за №
представителя третьего лица Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» - Рубцовой Т.В., действующей на основании доверенности №, выданной командующим черноморского флота ФИО11 20.09.2019, сроком по 30.09.2021,
при секретаре судебного заседания Стыцышиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Омельченко ФИО9, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», Местная администрация ВМО Качинский МО об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными акта регистрации прав на земельный участок,
установил:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Омельченко В.А. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными акта регистрации прав на земельный участок, ссылаясь на то, что распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 № 195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок К-1. В ходе оформлении правоустанавливающих документов на военный городок № К-1, заявителем было установлено, что фактически земельный участок, расположенный <адрес> является частью земельного участка военного городка № К-1. Право собственности на земельный участок, расположенный <адрес> принадлежит Омельченко ФИО12, согласно государственному акту на земельный участок от 27.05.2010. Принадлежащий ответчику земельный участок в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота от 28 мая 1997 года находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории земельного участка военного городка № К-1, общей площадью 1 139,646 га, использующейся для размещения воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации. Ссылаясь на то, что земельный участок, на котором расположен военный городок № К-1 относится к землям обороны и безопасности, а земельный участок <адрес> налагается на земельный участок военного городка, истец просит суд истребовать в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения Омельченко В.А. земельный участок <адрес> площадью 500 кв.м., кадастровый №; признать недействительным государственный акт от 27.05.2010 на имя Омельченко В.А. на земельный участок по указанному адресу.
Ответчик Омельченко В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом, однако почтовая корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 27 т. 3). В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика, суд исходит из того, что по адресу регистрации ответчика (л.д. 35 т. 1) судом неоднократно направлялась судебная корреспонденция, которая возвращена в суд с отметками об истечении срока хранения (л.д. 34, 69, 88, 159 т. 1, л.д. 172 т. 2, л.д. 11 т. 3). При таком положении, поскольку ответчиком доказательств уважительности причин неявки не представлено, ходатайств об отложении не заявлялось, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика Омельченко В.А., в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Правительство города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Местная администрация ВМО Качинский МО в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 23-26 т. 3). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных третьих лиц, в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Согласно представленному в материалы дела письменному отзыву, Местная администрация ВМО Качинский МО полагала заявленные истцом требования неподлежащими удовлетворению, поскольку право собственности ответчика на земельный участок возникло в установленном действующим в период его возникновения порядке, и в силу положений ФКЗ-6 от 21.03.2014 действует без ограничения срока и какого-либо подтверждения (л.д. 6 т. 3).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом (л.д. 29 т. 3). Доказательств уважительности причин неявки не представило, ходатайств об отложении не заявляло. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ. Согласно письменным объяснениям, представленным в материалы дела, в соответствии с Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 05.05.2014 года №405 составлен протокол заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения безопасного функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.12.2017 №6/МК, утвержденный заместителем Министра обороны Российской Федерации. Согласно п.7 указанного Протокола установлены зоны с особыми условиями использования в отношении ряда военных объектов на территории военного городка №К-1. Спорный земельный участок ответчика находится в зоне с особыми условиями использования земель военного городка №К-1, имеются сведения о наличии на территории военного городка №К-1 складов с боеприпасами (л.д. 110 т. 1).
В судебном заседании представитель истца Министерства обороны Российской Федерации, а также представитель третьего лица ФКУ «Управление Черноморского флота» – Рубцова Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме. Как следует из письменных пояснений по делу, спорный земельный участок является частью территории военного городка № К-1, переданного в федеральную собственность в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N195-РП для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства. В свою очередь, военный городок № К-1 до передачи его в федеральную собственность использовался Черноморским флотом на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины и Соглашения о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота от 28 мая 1997 года, на условиях аренды. Согласно Приложению №2 к Соглашению о параметрах раздела Черноморского флота в Перечень объектов Черноморского флота Российской Федерации в городе Севастополе, вошел земельный участок военного городка К-1 общей площадью 1138,54 га. Материалами инвентаризации земель (техническое дело №129) Черноморского флота от 1994 года, подтверждается землепользование Черноморского флота Российской Федерации, указанные материалы были утверждены решением Севастопольского городского Совета народных депутатов №4/86 от 15 ноября 1994 года «О результатах инвентаризации землепользований воинских частей и других военизированных формирований, расположенных в административных границах города Севастополя». С 1997 года по 17.03.2014 земельный участок, занимаемый военным городком №К-1 в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997, являясь государственной собственностью Украины, находился в аренде у Российской Федерации. На момент предоставления в частную собственность ответчику, спорный земельный участок находился в ограниченном обороте в силу специального статуса, обусловленного нормами международных Соглашений. В силу требований, действующего на момент принятия решения о передаче в частную собственность гражданам земельных участков, законодательства Украины ни Севастопольская государственная городская администрация, ни Качинский поселковый Совет не были наделены полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладал соответствующей компетенцией и не имел правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка №К-1, относящегося к государственной форме собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений. Также на земельном участке военного городка №К-1, переданном в федеральную собственность, располагается Аэродром Кача, который является основным аэродромом морской авиации Черноморского флота. Аэродром Кача включен в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации, что отражено в свидетельстве №119 от 28.04.2014. Кроме того, на земельном участке военного городка №К-1 расположен склад боеприпасов, что подтверждается индивидуальной карточкой учета здания и выпиской из ЕГРН, территория военного городка № К-1 огорожена истцом, организован пропускной режим на территорию войсковой части. ОК «ДСК «Благополучный» является недействующим кооперативом, земля не освоена, свободный доступ у граждан на территорию отсутствует. Документы, подтверждающие границы земельного участка военного городка, в соответствии с действующим земельным законодательством Украины в натуре устанавливались при проведении инвентаризации военного имущества и земель в 1994 г., в техническом деле № 129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, что позволяет определить место расположения и границы земельного участка. Что касается срока исковой давности, указала на то, что трехгодичный срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку о наличии зарегистрированного права собственности граждан в границах земельного участка военного городка К-1 истцу стало известно при оформлении правоустанавливающих документов на военный городок №К-1, а именно, при составлении акта осмотра 17.04.2019 (л.д. 91-92 т. 1).
Суд, выслушав представителя истца и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Применяя статью 301 ГК РФ, следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (пункты 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22).
Таким образом, исходя из предмета заявленного по делу требования о виндикации спорного земельного участка, направленного на восстановление владения этим имуществом, истец должен доказать принадлежность истребуемого земельного участка к федеральной собственности и вещное право на него, наличие земельного участка в натуре, утрата истцом фактического владения и неправомерное владение им ответчиком.
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
Министерство обороны Российской Федерации, обращаясь в суд с иском об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, в обоснование своей позиции указало на то, что спорный земельный участок входит в состав земель военного городка № К-1, находящегося в пользовании Черноморского Флота Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, в связи с чем, не может находиться в распоряжении ответчика и подлежит истребованию.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Севастополя №195-РП от 20.03.2015 из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства безвозмездно передано недвижимое имущество, в том числе, военный городок № К-1, находящийся на земельных участках <адрес> общей площадью 1 139,646 га, с количеством зданий и сооружений – 229 шт. (л.д. 12, 14 т. 1).
25.03.2015 между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России подписан акт приема-передачи военного городка № К-1 в виде единого имущественного комплекса (л.д. 13 т. 1).
Согласно представленному в материалы дела акту осмотра № 11 от 17.04.2019 земельных участков военного городка № К-1, расположенных <адрес> земельный участок с кадастровым № налагается на земельный участок военного городка К-1 (л.д. 130-130а т. 1).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.09.2019 земельный участок с кадастровым № площадью 500 кв.м., расположенный <адрес> имеет статус «ранее учтенный» (л.д. 39-40 т. 1).
Согласно имеющемуся в материалах дела государственному акту ЯИ № 079063 от 27.05.2010 собственником земельного участка, расположенного <адрес> с разрешенным видом использования – для индивидуального дачного строительства является Омельченко В.А. на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 1104-р от 29.12.2009 (л.д. 41-42 т. 1).
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу пункта 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя. Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Как следует из материалов дела, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 1104-р от 29.12.2009 ОК «Дачно-строительному кооперативу «Благополучный» утвержден проект землеустройства по отведению земельных участков площадью 5,5900 га, в собственность граждан Украины – членов ОК «Дачно-строительный кооператив «Благополучный» переданы земельные участки для индивидуального дачного строительства по адресу: <адрес>, с отнесением этих земель к категории рекреационного назначения (л.д. 62 т. 1). В соответствии с приложением к распоряжению, Омельченко В.А. как члену ОК «ДСК «Благополучный» был передан земельный участок № (п. 52) (л.д. 51 т. 1).
Согласно представленному в материалы дела проекту землеустройства ОК «ДСК «Благополучный» 2009г., утвержденного главным управлением Госкомзема в г. Севастополе, земель Черноморского Флота Российской Федерации и обороны нет (л.д. 96-152 т. 2). Из заключения главного управления Госкомзема в г. Севастополе от 13.07.2009 следует, что земельный участок, испрашиваемый ОК «ДСК «Благополучный» в п. Кача в районе очистных сооружений не относится к категории земель обороны и не находится в пользовании РФ для нужд ЧФ. Кроме того, из служебной записки заведующего сектором земель обороны ФИО7 по вопросу отнесения испрашиваемого ОК «ДСК «Благополучный» земельного участка в районе очистных сооружений п. Кача, площадью 4,6 га, для индивидуального дачного строительства к категории земель обороны следует, что по данным сектора земель обороны, испрашиваемый ОК «ДСК «Благополучный» земельный участок в п. Кача не относится к категории земель обороны. Испрашиваемый земельный участок, в соответствии с материалами инвентаризации 2003-2006гг. входил в состав военного городка К-1 (земельный участок № 21-1-К-1, ранее войсковая часть 49311, аэродром Кача) который в соответствии с Соглашением о параметрах раздела Черноморского флота находится в пользовании Российской Федерации для нужд Черноморского флота. В соответствии с алгоритмом поэтапного оформления результатов работ по инвентаризации земельных участков, находящихся в пользовании Российской Федерации для нужд Черноморского флота, определенным Протоколом 7 заседания Подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота РФ и его пребывания на территории Украины Российско-Украинской межгосударственной комиссии от 10.06.2009 (г. Киев), подписанных в соответствии с «Протоколом …» экспертами от Украинской и Российской стороны испрашиваемый земельный участок не находится в пользовании Российской Федерации для нужд Черноморского флота (л.д. 145 т. 2).
Таким образом, спорный земельный участок на момент приобретения права собственности Омельченко В.А. к землям военного городка № К-1 не относился, категория земли - земли рекреационного назначения, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка № К-1, так как расположение земельного участка в пределах ОК «ДСК «Благополучный», адрес расположения земельного участка <адрес> предполагает его использование для индивидуального дачного строительства и к землям специального назначения не относится, земельный участок расположен в пгт. Кача, соответственно относится к землям муниципальной собственности.
Доводы истца о том, что при получении земельного участка была нарушена процедура его передачи в собственность, подлежат отклонению судом как недоказанные. Кроме того, ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка его собственнику, допущенного со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях №2 и 3 и картах №1 и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В приложении №2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указаны «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га (л.д. 16 т. 1).
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка военного городка № К-1 не заключался и не регистрировался.
В силу статьи 77 Земельного кодекса Украины (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находится как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны» войсковым частям для выполнения возложенных на них функций земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями земельного законодательства Украины. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям определяются Кабинетом Министров Украины.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
Распоряжением Кабинета Министров Украины №-555р от 21 декабря 2005 года «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» было принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации (л.д. 17 т. 1).
03.03.2006 постановлением Кабинета Министров Украины № 246 был утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, используемого Черноморским флотом на территории Украины (л.д. 18 т. 1). Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.
Между тем, инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, указанных в Приложении № 2 к Соглашению, предусмотренная распоряжением Кабинета Министров Украины №-555 р от 21.12.2005 г. фактически завершена не была.
Доводы истца о том, что границы и площадь земельного участка военного городка № К-1 были установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в техническом деле №129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, подлежат отклонению судом как необоснованные.
Как следует из представленного в материалы дела технического дела № 129 в 1994 году произведена инвентаризация земель войсковой части № 49311 Черноморского Флота. Согласно пояснительной записке к материалам инвентаризации, земельный участок, который использует Черноморский флот Российской Федерации по Соглашению между Украиной и Российской Федерацией составляет площадь 3 726,55 га (л.д. 33а т. 1).
Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части № 49311 Черноморского Флота за войсковой частью № 49311 закреплено 10 земельных участков, земельный участок № 1 площадью 1 133,06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома. На указанные земельные участки оформлено право временного землепользования сроком на три года.
Техническое дело № 129 содержит координаты границ указанных земельных участков, без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка № К-1. Информация о вхождении земельных участков № 1-10, указанных в Техническом деле № 129 в состав военного городка № К-1 отсутствует. Учитывая изложенное, основания полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле № 129 по инвентаризации земель войсковой части № 49311 Черноморского флота, в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1,2, К-4)» согласно Приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, отсутствуют.
Кроме того, истцом в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка № К-1, в ходе рассмотрения дела представлены документы, содержащие различную информацию о составе и площади военного городка № К-1.
Согласно приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, в пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указан «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га (л.д. 16 т. 1).
Поскольку в Приложении № 2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1138,54 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1,2, К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1138,54 га) исключительно с площадью земельного участка военного городка № К-1.
Как следует из Перечня недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (Приложение № 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП), в состав военного городка № К-1 вошли земельные участки, расположенные: <адрес> Здания и сооружения военного городка № К-1 указаны в количестве – 229 шт.
Таким образом, перечень имущества военного городка № К-1 согласно Приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка № К-1, указанному в Приложении №1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП.
Согласно обоснованию занимаемой территории от 20 июля 1994 года в материалах технического дела № 129 по инвентаризации земель войсковой части № 49311 Черноморского флота земельный участок № 1 находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей, к аэродрому примыкает жилой городок. На участке № 1 есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь – Евпатория.
Согласно Приложению 2 к решению исполнительного комитета Севастопольского городского Совета Народных депутатов от 15.11.1994 года №4/86, из землепользования в/ч № 49311 изымается земельный участок 3 га по Качинскому шоссе в связи с необоснованным расположением в береговой черте, на землях оздоровительного, рекреационного назначения (л.д. 162 т. 2).
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 75-р от 1995 года «Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью № 49311, совхозом им. П. Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части № 49311 на земельный участок площадью 45 га (л.д. 170-171 т. 2).
Решением командующего Черноморским флотом от 12 мая 1997 года №45/134 «О сокращении площадей земельных участков, находящихся в пользовании войсковых частей флота», утверждены представленные командирами войсковых частей дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением № 1 к указанному решению земельный участок военного городка № К1 (№531), используемый войсковой частью № 49311 (п. Кача) площадью 43,8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1 089,3 га.
В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им. П. Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части № 49311 Черноморского флота Российской Федерации на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.
Суд учитывает тот факт, что земельный участок военного городка не сформирован, в натуре на местности не выделялся, его границы не определены, его площадь неоднократно изменялась путем уменьшения, объектов недвижимого имущества истца на земельном участке не находится.
Ссылка истца о нахождении спорного земельного участка в запретной зоне склада вооружения и боеприпасов подлежит отклонению, поскольку истцом не представлено доказательств установления статуса запретной зоны, граница запретной зоны не определена, сведений о том, что имущество является складом вооружений, находящимся на земельном участке ответчика, в деле не имеется.
Учитывая изложенное, доказательства предоставления истцу в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных в 1994 году при инвентаризации земель войсковой части № 49311 Черноморского флота, под расположение военного городка № К-1 в соответствии с положениями земельного законодательства Украины, установления границ земельного участка военного городка № К-1 в материалах дела отсутствуют.
Следует отметить, что решением Севастопольского городского Совета № 932 от 5 мая 2011 года утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию ДСК «Благополучный». Согласно описанию проектных границ населенного пункта проектная граница п. Кача проходит с севера – граница поселка проходит по отводам ОО «ДТ «Маяк-Кача» и шоссейной дороге огибая автопарк в/ч № 49311, далее по забору сетки рабицы с колючей проволокой вдоль лесополос согласно генеральному плану (л.д. 181-230 т. 2).
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается приобретение ОК «ДСК «Благополучный» и его членами земельного участка на праве собственности в соответствии с требованиями закона, как объекта гражданских прав, имеющего индивидуально-определенные признаки, находящегося в гражданском обороте с соблюдением требований земельного законодательства.
При установленных по делу обстоятельствах, не подтверждающих предоставление ОК «ДСК «Благополучный» спорного земельного участка с разрешенным видом использования – для индивидуального дачного строительства в составе земельного массива военного городка, доводы Министерства обороны Российской Федерации о незаконном выбытии спорного земельного участка из государственной собственности и его перехода в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, судом признаны необоснованными.
Суд, принимая во внимание отсутствие наличия совокупности условий, необходимых для удовлетворения виндикационного иска, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с п. 3 ст. 144 ГПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении исковых требований истца, суд полагает необходимым отменить меры по обеспечению иска, принятые определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 30.08.2019, по вступлении решения суда в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Омельченко ФИО13, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», Местная администрация ВМО Качинский МО об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными акта регистрации прав на земельный участок, оставить без удовлетворения.
Отменить меры по обеспечению иска, принятые определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 30.08.2019.
Снять запрет по вступлении решения суда в законную силу на отчуждение (продажу, дарение, предоставление в качестве обеспечения собственных обязательств или обязательств третьих лиц, обременение иным образом, осваиваивание земельного участка, производство вырубки зеленых насаждений, производство строительных и иных работ) земельного участка, расположенного <адрес> площадью 500 кв.м., кадастровый №.
Снять по вступлении решения суда в законную силу запрет с Управления государственной регистрации права кадастра Севастополя на осуществление регистрационных действий в отношении земельного участка, расположенного <адрес> площадью 500 кв.м., кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 10 июня 2020г.
Судья В.Г. Дзюба