Дело № 12-131/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Калининград 21 мая 2021 года
Судья Московского районного суда г. Калининграда Юткина С.М.,
при секретаре Доманцевич А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Калининградский морской торговый порт» Лавренчука В.Б. на постановление начальника отдела государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Побережного С.К. от 04 марта 2021 года № 08-60/2021 о привлечении ОАО «Калининградский морской торговый порт» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Побережного С.К. от 04 марта 2021 года № 08-60/2021 ОАО «Калининградский морской торговый порт» (далее – Общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, а именно в том, что Общество в акватории Балтийского моря при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности в морском порту при перевалке и хранении угля в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня, нарушило требования ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 178 (1) Технического Регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», п.5, п.7 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ч. 2 и ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Выявленное административное правонарушение установлено 27 января 2021 года в ходе проведенной Калининградской транспортной прокуратурой проверки и является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ за нарушение законодательства об экологической экспертизе.
За указанное правонарушение ОАО «Калининградский морской торговый порт» было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Генеральный директор ОАО «Калининградский морской торговый порт» Лавренчук В.Б. обратился в суд с жалобой на данное постановление, не оспаривая вину в совершении административного правонарушения, указывая, что назначенное наказание является несоразмерным выявленному правонарушению. Так, контроль состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны на постоянной основе ведется более 10 лет, превышений ПДК взвешенных частиц не выявлено. Такие измерения проводились <данные изъяты>. Просил признать недействительным постановление от 04 марта 2021 года № 08-60/2021.
В судебное заседание генеральный директор ОАО «Калининградский морской торговый порт» Лавренчук В.Б. не явился, извещен надлежаще о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ОАО «Калининградский морской торговый порт» Бондарев Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы генерального директора Общества поддержал в полном объеме. Факт совершения юридическим лицом вмененного административного правонарушения не оспаривал. Пояснил суду, что соответствующая экспертиза не могла быть проведена в установленный срок, поскольку из-за ограничений в период пандемии государственные органы не работали либо работали в ограниченном режиме, тогда как для оформления документов необходима была консультация. Подчеркнул, что в ходе прокурорской проверки и рассмотрения дела установлен факт отсутствия вредных последствий для окружающей среды, указанный в качестве смягчающего обстоятельства. <данные изъяты>, о чем представил соответствующие документы. Просил суд снизить размер назначенного ОАО «Калининградский морской торговый порт» административного штрафа, либо ограничиться предупреждением по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель отдела государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о месте и времени рассмотрения дела, представил свои возражения.
Помощник Калининградского транспортного прокурора Эглит Д.А. в судебном заседании пояснил, что факт вменяемого ОАО «Калининградский морской торговый порт» административного правонарушения имел место. Однако, поскольку отсутствуют вредные последствия для окружающей среды не возражает о снижении размера назначенного Обществу административного штрафа.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы административного дела, суд находит жалобу генерального директора ОАО «Калининградский морской торговый порт» Лавренчука В.Б. подлежащей удовлетворению, а постановление начальника отдела государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Побережного С.К. подлежащим изменению, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в числе прочего, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (подпункт 7 статьи 11 Закона об экологической экспертизе).
Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
В силу пункта 3 статьи 34 Закона о внутренних морских водах объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
С 01 января 2021 года вступили в силу изменения в Техническом регламенте о необходимости приведения объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки и хранения угля, в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха и справочника по наилучшим доступным технологиям ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» (утверждён приказом Госстандарта от 17.04.2019 № 835) в части подходов и методов, применяемых при их оснащении специальными средствами защиты и эксплуатации.
Пунктом 178 (1) данного Технического регламента установлено, что объекты инфраструктуры морского транспорта, используемые для перевалки угля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации об охране атмосферного воздуха и настоящим техническим регламентом, а также технологиям, техническим способам и методам, предусмотренным информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля, в части подходов и методов, применяемых при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля.
Документация таких функционирующих объектов инфраструктуры морского транспорта, которые используются для перевалки угля и документация, обосновывающая деятельность по перевалке угля в морском порту, должна содержать положительные заключения государственной экологической экспертизы.
Как усматривается из материалов дела, при проведении ДД.ММ.ГГГГ года прокурорской проверки Калининградской транспортной прокуратурой выявлено, что на территории ОАО «Калининградский морской торговый порт», расположенного по адресу: <адрес> осуществляется деятельность по перевалке угля в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, в то время как Обществом в <данные изъяты>
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления заместителем Калининградского транспортного прокурора Авакьяном М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ОАО «Калининградский морской торговый порт», и последующем привлечении Общества к ответственности по указанной статье постановлением начальника отдела государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Побережного С.К. от 04 марта 2021 года № 08-60/2021.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами и представителем ОАО «Калининградский морской торговый порт» не оспаривались.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ОАО «Калининградский морской торговый порт» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ОАО «Калининградский морской торговый порт» по правилам, установленным статьями 3.1, 3.4, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии с п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Разрешая жалобу генерального директора ОАО «Калининградский морской торговый порт» и принимая во внимание доводы представителя Общества по доверенности Бондарева Ю.А., суд учитывает, что контроль состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны на постоянной основе ведется Обществом более 10 лет, отклонений от норм не выявлено. Реализуются технические мероприятия, направленные на исключение возможности попадания частиц угля в окружающую среду. Объемы <данные изъяты>
Одновременно судом учитывается, что Обществом проводились необходимые мероприятия для проведения соответствующей экспертизы, однако, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация существенно снизила вероятность их завершения в определенный законом срок.
Кроме того, у Общество имеется <данные изъяты> эпидемии COVID-19, в ситуации необходимости продолжать исполнять свои обязательства перед трудовым коллективом, федеральными и региональными бюджетами, контрагентами – поставщиками услуг.
Суд также принимает во внимание, что в результате совершения правонарушения причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства не допущено, имущественного ущерба не причинено, а также отсутствуют вредные последствия для окружающей среды, в связи с чем считает, что все вышеуказанные обстоятельства являются исключительными, позволяющими применить в отношении ОАО «Калининградский морской торговый порт» положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить Обществу административное наказание по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.4.1, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 04 ░░░░░ 2021 ░░░░ № 08-60/2021 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.4 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 8.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░