Решение по делу № 2-7/2024 (2-357/2023;) от 23.11.2023

Гражданское дело

УИД: 46RS0-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2024 года <адрес>

Пристенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Пеленицина Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным отказ в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков,

установил:

представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО6 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным отказ администрации <адрес> в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков: 46:19:030101:524, площадью 62900 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Пристенский сельсовет; 46:19:020301:133, площадью 87621 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Котовский сельсовет; 46:19:020101:544, площадью 46553 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Котовский сельсовет, мотивируя свои требования тем, что ознакомивший на официальном сайте www.torgi.gov.ru с извещением от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подал заявку о намерении участвовать в аукционе на официальную электронную почту ответчика с полным пакетом документов, подписанный усиленной электронной подписью. Ответчик отказал в принятии заявки, в связи с окончанием срока принятия заявок. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Ответчик администрация <адрес> предоставила в суд письменное возражение в котором указала, что земельные участки: 46:19:030101:524, площадью 62900 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Пристенский сельсовет; 46:19:020301:133, площадью 87621 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Котовский сельсовет; 46:19:020101:544, площадью 46553 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Котовский сельсовет, предоставлялись в рамках постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па «Об утверждении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории <адрес> в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций».

Истец ФИО1 и его представитель ФИО6 в судебное заседание не явились, предоставили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором свои исковые требования поддержали.

Ответчик - администрация <адрес> в судебное заседание не явился, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика; ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, возражали против удовлетворения исковых требований ФИО1

При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив их с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

Основания возникновения у граждан прав на землю изложены в статье 39.1 Земельного кодекса РФ. Она предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании договора аренды.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: 1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации; 2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации; 3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Статьёй 39.18 Земельного кодекса РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4).

Однако, в соответствии со статьёй 39.14 Земельного кодекса РФ о порядке предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (п. 6 ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ), в соответствии с нормами статьи 39.17 Земельного кодекса РФ.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 336-ФЗ) (ч. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (ч. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 509-ФЗ), и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (ч. 6 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. б ч. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па «Об утверждении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории <адрес> в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций», в целях создания условий для осуществления деятельности по производству продукции, утвержден перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории <адрес> в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступили заявления ФИО8 о предоставлении земельных участков: 46:19:020301:133, площадью 87621 м2; 46:19:020101:544, площадью 46553 м2, расположенных по адресу: <адрес>, Котовский сельсовет, а так же заявление ФИО7 о предоставлении земельного участка 46:19:030101:524, площадью 62900 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Пристенский сельсовет, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па «Об утверждении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории <адрес> в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций».

Согласно протоколу рассмотрения заявлений, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> была сделана публикация в периодическом печатном издании органов местного самоуправления <адрес> – официальный информационный бюллетень «Пристень», на официальном сайте «ГИС торги» www.torgi.gov.ru/new/public извещение , а также на официальном сайте муниципального района «<адрес>» <адрес> http://pristen.rkursk.ru/ в разделе «Объявления», было размещено информационное извещение о намерении администрации <адрес> передать в аренду земельные участки: 46:19:030101:524, площадью 62900 м2, расположенный по адресу: <адрес>, Пристенский сельсовет; 46:19:020301:133, площадью 87621 м2, расположенный по адресу: <адрес>, Котовский сельсовет; 46:19:020101:544, площадью 46553 м2, расположенный по адресу: <адрес>, Котовский сельсовет.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление ФИО1 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> направила ФИО1 сообщение исх. о невозможности рассмотрения заявления.

На основании постановлений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па, -па «О предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет», администрация <адрес> заключила договоры аренды и для производства продукции, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па «Об утверждении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории <адрес> в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций».

Таким образом, оснований считать, что ответчиком были нарушены положения статьи 39.18 Земельного кодекса РФ не имеется, поскольку данные земельные участки предоставлялись в аренду без проведения аукциона, в соответствии с п. б ч. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» для производства продукции, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па «Об утверждении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории <адрес> в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций».

Как следует из подпункта 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

Таким образом, ФИО1 было отказано в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанных земельных участков, поскольку данный аукцион не проводился, в связи с поступлением заявлений о предоставлении указанных земельных участков в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (ч. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ), оснований для отказа в предоставлении земельных участков, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, не имелось, ввиду чего было принято решение о заключении договоров аренды без проведения торгов.

В своем сообщении о невозможности рассмотрения заявления ФИО1 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанных земельных участков, администрация <адрес> ошибочно указала неверные причины отказа в рассмотрении заявки (пропуск срока подачи заявления на участие в аукционе), чем ввела ФИО1 в заблуждение относительно проведения аукциона.

В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Договор аренды земельного участка, нарушающий требования закона или иного правового акта, недействителен в силу оспоримости или ничтожен в силу прямого указания закона (статья 166 Гражданского кодекса РФ). К таким договорам применяются общие нормы о недействительности сделок, указанные в главе 9 Гражданского кодекса РФ, а также нормы Земельного кодекса РФ и иного федерального законодательства, нарушения которых также могут повлечь признание сделки недействительной и применение последствий недействительности или ничтожности сделки.

Согласно статье 166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Таких требований истцом заявлено не было.

Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Защита нарушенного права путем предъявления иска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков, имеет место только тогда, когда договоры аренды еще не заключены и права арендаторов не нарушены.

В данном случае при заключенных и действующих договорах аренды, возникает спор о праве на арендованные земельные участки, однако истец не заявлял соответствующих требований, следовательно, иск о незаконном отказе на участие в аукционе не восстановит права истца.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит в выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании действия незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным отказ в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.Н. Пеленицин

2-7/2024 (2-357/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ТИТОВ СЕРГЕЙ АЛЕСАНДРОВИЧ
Ответчики
Администрация Пристенского района Курской области
Другие
Карачевцев Владимир Викторович
Юрченко Инна Николаевна
Мишустин Николай Александрович
Ясинский Константин Олегович
Ульянов Илья Сергеевич
Суд
Пристенский районный суд Курской области
Судья
Пеленицин Николай Николаевич
Дело на сайте суда
pristensky.krs.sudrf.ru
23.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.11.2023Передача материалов судье
23.11.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
07.12.2023Судебное заседание
07.12.2023Подготовка дела (собеседование)
07.12.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее